Главная » ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ
![]() 4 октября 1957 г. в Советском Союзе впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества.Прогресс в создании ракетно-космических систем и связанное с ним проникновение человека в космос за минувшие годы шли бурными темпами и наложили отпечаток на многие стороны человеческой деятельности.
Мечта о проникновении в космос, стремление человека к звездам родились тысячелетия назад и нашли широкое отражение в сюжетах фольклора и литературы многих народов. Рассказы об этом встречаются в ассиро-вавилонском эпосе, в древнекитайских, иранских и древнегреческих легендах, в древнеиндийских поэмах и других творениях давнего прошлого. Уровень развития науки и техники тех времен отражался на способах полета в космос героев эпоса. Вначале воображаемый полет совершался на птицах. Например, известны мифы о полете вавилонского царя Этана на орле за 3500 лет до нашей эры; о полете Александра Македонского на грифонах. Бессмертен греческий миф о полете к Солнцу Икара на крыльях из птичьих перьев, скрепленных воском. Полет к Луне на корабле, унесенном бурей, а также на крыльях описал Лукиан Самосатский во II веке нашей эры. На дрессированных лебедях совершил полет герой романа Ф. Годвина «Человек на Луне», изданного в 1638 году. Помимо птиц, лошадей, искусственных крыльев, ураганов и извержения вулканов для полета в небесные дали фантазия людей особенно широко использовала мистические силы.
![]() Создание обитаемого искусственного спутника Земли и использование солнечного света, отраженного описано в произведении американского писателя Э. Э. Хейла «Кирпичная Луна» (1869—1870). Идея создания искусственных спутников Земли с помощью ракет, выстреливаемых из пушки, высказана Жюль Верном в романе «Пятьсот миллионов бегумы» (1879). Давление солнечного света, отраженного неподвижным большим экраном на корабль, обеспечило полет с Луны на Венеру и Меркурий героям произведения «Необыкновенные приключения русского ученого» Ж. Ле-Фора и А. Графиньи (Франция) (1889—1896). Немецкий писатель Курт Лассвиц в романе «На двух планетах» (1897) пишет о веществе, придающем невесомость космическому кораблю. Английский писатель Г. Уэллс в романе «Первые люди на Луне» (1901) использовал идею гравитационного экрана. Русский писатель А. Богданов в сочинении «Красная звезда» (1908) для полета на Марс выбрал «минус-материю» в сочетании с реактивным двигателем, использующим энергию атомного распада вещества, а другой наш соотечественник Б. Красногорский в романе «По волнам эфира (1913) описывает полет к Луне и обратно на космическом корабле, снабженном большим экраном для использования давления солнечного света в качестве движущей силы. Американские писатели А. Трен и Р. Вуд в романе «Вторая Луна» (1917) описывают «ракетный двигатель на ядерной энергии».
Пока мечты человечества о полетах в космос опережали в фантазиях романистов действительность. Развитие науки и техники отвергло живую тяговую силу для полета ввысь, установило ограниченную протяженность атмосферы, а потому непригодность воздухоплавательных и авиационных средств для полета в космическое пространство, определило недостаточную эффективность пара как движущего средства для космических кораблей и неприемлемость для этой цели пушек. Также отвергнутыми наукой оказались использованные авторами фантастических романов вулканические извержения для метания снаряда с пассажирами, захват части Земли кометой и путешествие на ней, использование мощных магнитов, пружин, центробежных машин, концентрированной психической энергии, излучаемой человеческим мозгом.
![]() Что касается идеи полета человека в межпланетное пространство с помощью ракет, впервые освещенной во французской литературе середины XVII века талантливым сатириком Сирано де Бержераком и повторенной в середине XIX века Ашилем Эро, а в какой-то мере и Жюль Верном, то она оказалась не только правильной, но единственно реальной и доступной нам на данном этапе развития науки и техники. То ли с использованием в ракетах химической энергии, как у Сирано де Бержерака и Жюль Верна с их пороховыми ракетами, то ли с использованием урана в качестве источника ядерной энергии для ракетного двигателя, как у Артура Трена и Роберта Вуда. Вещей оказалась и идея использовать прямое световое давление, впервые предложенная Красногорским.
Пороховая ракета была известна много сотен лет назад, сначала в Китае, затем в Индии и Европе. Применялась она как боевое средство, для решения вспомогательных задач и для увеселения при устройстве фейерверков. В XVI—XVIIвеках было опубликовано несколько трудов, освещавших вопросы ракетной техники, например работы Бирингуччио в 1540 году, Казимира Симиновича в 1650 году, с описанием простых и составных, многоступенчатых ракет. Английский полковник Конгрев оценил возможности воинских подразделений, вооруженных ракетами, и в начале прошлого века разработал ряд пороховых снарядов, принятых затем на вооружение английской армии. Интенсивное развитие боевые ракеты получили в начале прошлого века в России.
Впервые идея полета человека на ракете пришла к нам в виде легенды о попытке китайского мандарина Ван Гу, предпринятой им примерно в 1500 году и закончившейся его гибелью вследствие взрыва на старте 47 пороховых ракет, установленных на летательном аппарате.
![]() ![]() К. Э. Циолковский нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Впервые в мире он дал основы теории жидкостного ракетного двигателя и указал элементы его конструкции. Им были рассмотрены и рекомендованы к использованию различные топлива для ракетных двигателей. Целый ряд технических идей, высказанных Циолковским, находят применение при создании современных ракетных двигателей, космических ракет и аппаратов.
Значительное место в трудах Циолковского занимали проблемы организации межпланетных сообщений и перспективы их развития. Он доказывал, что от первых искусственных спутников Земли, межпланетных станций и полетов к планетам лежит широкая дорога к городам и грандиозным поселениям в межпланетном пространстве и к приспособлению космического пространства с его неисчерпаемыми ресурсами материи и энергии для нужд человечества. К. Э. Циолковский не дожил до осуществления своей мечты. Прорыв в космос был совершен через 22 года после смерти великого ученого.
![]() ![]() ![]() Более полувека прошло со дня опубликования классической работы К. Э. Циолковского до знаменательного в истории человечества события, когда усилиями и талантом советского народа впервые были сброшены оковы земного тяготения. Перед человеком открылся новый необъятный полный тайн и звезд мир невесомости. 4 октября 1957 г. человечество праздновало свою первую победу над панцирем земного тяготения, когда советская ракета достигла первой космической скорости и вывела на орбиту вокруг Земли первый в мире искусственный спутник. Так было положено начало космической эры в истории человечества. Спутник массой 83,6 кг имел шарообразный корпус из алюминиевого сплава диаметром 580 мм с четырьмя штыревыми антеннами длиной от 2,4 до 2,9 м. В герметичном корпусе размещались аппаратура и источники электропитания. Сигналы радиопередатчиков спутника на двух частотах, имевшие вид телеграфных посылок средней длительностью 0,3 секунды, оповестили всему миру с высоты, достигавшей в апогее 947 км, о первом прорыве в космос. Спутник просуществовал как космическое тело 92 суток, совершив 1400 оборотов вокруг пославшей его в космос Земли, пройдя при этом путь около 60 млн. км по орбите, наклоненной к плоскости экватора на 65,1°. Впервые были определены плотность верхней атмосферы по изменению орбиты спутника, получены данные по распространению радиосигналов в ионосфере, проверены расчеты и основные технические решения, связанные с созданием искусственного спутника, выведением его на орбиту и обеспечением его функционирования в космосе. Этот спутник официально именовался ПС-1, т. е. «простейший спутник - один».
![]() ![]() Уже сейчас закладываются начальные основы для решения в будущем с помощью космонавтики таких кардинальных проблем, как сохранение нашей планеты и ее биосферы, создание внеземного космического производства в уникальных условиях невесомости, глубокого вакуума и солнечного излучения, сооружения мощных орбитальных энергетических станций для обеспечения космического производства.
Особенность космонавтики состоит в том, что она, являясь направлением научно-технического прогресса, объективно должна стать одним из важнейших средств решения глобальных проблем человечества — энергетических, экологических, демографических и других, рационального использования богатств суши и Мирового океана, контроля и сохранения окружающей среды, повышения жизненного уровня населения, искоренения отсталости, болезней, голода и нищеты.
![]() Активная космическая деятельность - свидетельство экономической и научно-технической мощи государства. Космос стал сферой жизненно важных интересов ведущих мировых государств. Расширение его использования в социально-экономических целях обусловливает устойчивую тенденцию к усилению зависимости экономической мощи и социального благополучия страны от масштабов и эффективности ее космической деятельности. В связи с этим в мире усиливается конкуренция за обладание орбитально-частотными и другими космическими ресурсами. Поэтому уже сейчас защита национальных экономических интересов в космической сфере рассматривается ведущими мировыми государствами как объективная необходимость.
Но не все было гладко и безоблачно в изучении и освоении космоса, и все имеющиеся на сегодня достижения пришли не в одночасье. Это — результат огромного упорного труда в течение многих десятилетий замечательной плеяды ученых, больших коллективов конструкторов, инженеров, работников научно-производственных объединений, космонавтов (астронавтов) и писателей-фантастов.
Вполне закономерен интерес к тому, как и где зарождалось советское ракетостроение и космонавтика, достигшее к настоящему времени на постсоветском пространстве столь бурного развития, когда, кем и какие проблемы ставились и решались. Этому мы и хотели бы посвятить цикл передач, особенно акцентируя ту роль, которая была отведена историей нашему городу, аналогу американского Хьюстона, первому и последнему в истории СССР, где размещался Центр дальней космической связи и Центр управления пилотируемыми программами.
Рис.1 Первый искусственный спутник Земли
Рис.2 Состав и оборудование Первого искусственного спутника Земли
Рис.3 АМС «Луна-1». Первый в мире искусственный спутник
Рис.4 Кибальчич Николай Иванович
Рис.5 Циолковский Константин Эдуардович
Рис.6 Кондратюк Юрий Васильевич
Рис.7 «Луноход-1» для исследования поверхности Луны
Рис.8 АМС «Марс-1»
Рис.9 АМС «Венера-3»
Рис.10 Гагарин Юрий Алексеевич
Рис.11 Королев Сергей Павлович
|

|