Система Orphus

Политика конфиденциальности

  Главная  »  ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

 

4 октября 1957 г. в Советском Союзе впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества.Прогресс в создании ракетно-космических систем и связанное с ним проникновение человека в космос за минувшие годы шли бурными темпами и наложили отпечаток на многие стороны человеческой деятельности.
Мечта о проникновении в космос, стремление человека к звездам родились тысячелетия назад и нашли широкое отражение в сюжетах фольклора и литературы многих народов. Рассказы об этом встречаются в ассиро-вавилонском эпосе, в древнекитайских, иранских и древнегреческих легендах, в древнеиндийских поэмах и других творениях давнего прошлого. Уровень развития науки и техники тех времен отражался на способах полета в космос героев эпоса. Вначале воображаемый полет совершался на птицах. Например, известны мифы о полете вавилонского царя Этана на орле за 3500 лет до нашей эры; о полете Александра Македонского на грифонах. Бессмертен греческий миф о полете к Солнцу Икара на крыльях из птичьих перьев, скрепленных воском. Полет к Луне на корабле, унесенном бурей, а также на крыльях описал Лукиан Самосатский во II веке нашей эры. На дрессированных лебедях совершил полет герой романа Ф. Годвина «Человек на Луне», изданного в 1638 году. Помимо птиц, лошадей, искусственных крыльев, ураганов и извержения вулканов для полета в небесные дали фантазия людей особенно широко использовала мистические силы.
Более 300 лет назад появились фантастические сочинения, в которых впервые использовались машинные способы полета. Среди многочисленных фантастических средств полета, описанных фран­цузским писателем Сирано де Бержераком в сочинении «Путешествие на Луну» (1649), впервые упоминается полет с помощью последовательно срабатывающих пороховых ракет. Английский поэт Джордж Байрон в «Дон-Жуане» (1818—1824) считал возможным достижение Луны при помощи паровой машины. Американский писатель Эдгар По в произведении «Необыкновенное приключение Ганса Пфааля» (1835) описывает полет на Луну на воздушном шаре. Французский писатель Александр Дюма (сын) в сочинении «Путешествие на Луну» (1857) использует вещество, отталкиваемое Землей. Его соотечественник Ашиль Эро в романе «Путешествие на Венеру» (1865) использует ракетный аппарат, а Жюль Берн в известной серии романов «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870) отправляет своих героев на Луну в пушечном ядре, снабженном ракетными двигателями для коррекции траектории.
Создание обитаемого искусственного спутника Земли и использование солнечного света, отраженного описано в произведении американского писателя Э. Э. Хейла «Кирпичная Луна» (1869—1870). Идея создания искусственных спутников Земли с помощью ракет, выстреливаемых из пушки, высказана Жюль Верном в романе «Пятьсот миллионов бегумы» (1879). Давление солнечного света, отраженного неподвижным большим экраном на корабль, обеспечило полет с Луны на Венеру и Меркурий героям произведения «Необыкновенные приключения русского ученого» Ж. Ле-Фора и А. Графиньи (Франция) (1889—1896). Немецкий писатель Курт Лассвиц в романе «На двух планетах» (1897) пишет о веществе, придающем невесомость космическому кораблю. Английский писатель Г. Уэллс в романе «Первые люди на Луне» (1901) использовал идею гравитационного экрана. Русский писатель А. Богданов в сочинении «Красная звезда» (1908) для полета на Марс выбрал «минус-материю» в сочетании с реактивным двигателем, использующим энергию атомного распада вещества, а другой наш соотечественник Б. Красногорский в романе «По волнам эфира (1913) описывает полет к Луне и обратно на космическом корабле, снабженном большим экраном для использования давления солнечного света в качестве движущей силы. Американские писатели А. Трен и Р. Вуд в романе «Вторая Луна» (1917) описывают «ракетный двигатель на ядерной энергии».
Пока мечты человечества о полетах в космос опережали в фантазиях романистов действительность. Развитие науки и техники отвергло живую тяговую силу для полета ввысь, установило ограниченную протяженность атмосферы, а потому непригодность воздухоплавательных и авиационных средств для полета в космическое пространство, определило недостаточную эффективность пара как движущего средства для космических кораблей и неприемлемость для этой цели пушек. Также отвергнутыми наукой оказались использованные авторами фантастических романов вулканические извержения для метания снаряда с пассажирами, захват части Земли кометой и путешествие на ней, использование мощных магнитов, пружин, центробежных машин, концентрированной психической энергии, излучаемой человеческим мозгом.
Гравитационные экраны, «минус-материя», отталкиваемая Землей, тела, прозрачные для поля тяготения и потому ему не подверженные, широко использованные фантастами как средство полета в космос нам пока недоступны и просто непонятны, так как мы до сих пор не знаем природу силы, приковывающей нас к Земле, которую мы должны преодолеть, чтобы выйти в космические просторы.
Что касается идеи полета человека в межпланетное пространство с помощью ракет, впервые освещенной во французской литературе середины XVII века талантливым сатириком Сирано де Бержераком и повторенной в середине XIX века Ашилем Эро, а в какой-то мере и Жюль Верном, то она оказалась не только правильной, но единственно реальной и доступной нам на данном этапе развития науки и техники. То ли с использованием в ракетах химической энергии, как у Сирано де Бержерака и Жюль Верна с их пороховыми ракетами, то ли с использованием урана в качестве источника ядерной энергии для ракетного двигателя, как у Артура Трена и Роберта Вуда. Вещей оказалась и идея использовать прямое световое давление, впервые предложенная Красногорским.
Пороховая ракета была известна много сотен лет назад, сначала в Китае, затем в Индии и Европе. Применялась она как боевое средство, для решения вспомогательных задач и для увеселения при устройстве фейерверков. В XVI—XVIIвеках было опубликовано несколько трудов, освещавших вопросы ракетной техники, например работы Бирингуччио в 1540 году, Казимира Симиновича в 1650 году, с описанием простых и составных, многоступенчатых ракет. Английский полковник Конгрев оценил возможности воинских подразделений, вооруженных ракетами, и в начале прошлого века разработал ряд пороховых снарядов, принятых затем на вооружение английской армии. Интенсивное развитие боевые ракеты получили в начале прошлого века в России.
Впервые идея полета человека на ракете пришла к нам в виде легенды о попытке китайского мандарина Ван Гу, предпринятой им примерно в 1500 году и закончившейся его гибелью вследствие взрыва на старте 47 пороховых ракет, установленных на летательном аппарате.
 
 
 
 
 
Первый известный проект пилотируемого ракетного летательного аппарата не в фантазиях романистов, а в научной разработке принадлежит ученому-революционеру Н. И. Кибальчичу (1881). В 1893 году немецкий изобретатель Г. Гансвиндт предложил проект пассажирской пороховой ракеты для полета на планеты. В труде И. Ньютона «Система мира» (1731) описано выведение тела с поверхности Земли на орбиту спутника Земли путем сообщения ему необходимой для этого скорости движения. Первая теория движения ракет была предложена У. Муром (1810—1811), а более строгое ее изложение дано в учебнике П. Г. Тейта и У. Дж. Стила по динамике точки (Кембридж, 1856). Основоположником космонавтики, разработавшим теорию ракетного полета и основные принципы построения ракетно-космических систем, автором первых научных планов проникновения человека в межпланетное пространство и завоевания космоса на благо человечества является К. Э. Циолковский (1857— 1935), чье 150-летие со дня рождения все человечество отмечает в сентябре этого года. Опубликованная им в 1903г. работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и последующие ее дополнения являются фундаментальным вкладом в сокровищницу мировой науки. Эти исследования К. Э. Циолковский начал еще в 1883 году, изложив их в рукописи «Свободное пространство».
Теоретические разработки К. Э. Циолковского позже были подтверждены и дополнены научными исследованиями как в СССР (о чем будет подробнее сказано ниже), так и за рубежом: во Франции - Робером Эно-Пельтри в 1913, 1928, 1930 - 1935 гг., в США - Робертом Годдардом в 1919, 1936 гг., в Германии - Германом Обертом в 1923, 1929 гг. и другими выдающимися учеными.
К. Э. Циолковский нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Впервые в мире он дал основы теории жидкостного ракетного двигателя и указал элементы его конструкции. Им были рассмотрены и рекомендованы к использованию различные топлива для ракетных двигателей. Целый ряд технических идей, высказанных Циолковским, находят применение при создании современных ракетных двигателей, космических ракет и аппаратов.
Значительное место в трудах Циолковского занимали проблемы организации межпланетных сообщений и перспективы их развития. Он доказывал, что от первых искусственных спутников Земли, межпланетных станций и полетов к планетам лежит широкая дорога к городам и грандиозным поселениям в межпланетном пространстве и к приспособлению космического пространства с его неисчерпаемыми ресурсами материи и энергии для нужд человечества. К. Э. Циолковский не дожил до осуществления своей мечты. Прорыв в космос был совершен через 22 года после смерти великого ученого.
Большой вклад в теоретические разработки космонавтики внесли и украинские ученые и изобретатели. Так, в 1917—1919 гг. талантливый исследователь Ю. В. Кондратюк (1897—1942) завершил первый этап работы над основными проблемами ракетного движения, изложенными в труде «Тем, кто будет читать, чтобы строить», в котором независимо от К. Э. Циолковского оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, дал схему и описание четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла, турбонасосного агрегата для подачи топлива, регуляторов, системы управления ракетой от гироскопов с приводом на поворотную выходную часть сопла и применением плавающих гироскопов для ориентации. В этой работе Ю. В. Кондратюк предложил: использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива; для экономии энергии при полетах к небесным телам выводить космический корабль на орбиту их искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль использовать небольшой взлетно-посадочный аппарат, отделяемый от корабля; располагать базы снабжения космических кораблей на орбите спутника Луны или на Луне и, используя солнечную энергию, добывать топливо из лунных пород; использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения космических аппаратов при полете в Солнечной системе. В этом же труде Ю. В. Кондратюк рассматривает: использование солнечной энергии с помощью зеркал-концентраторов для нужд космического корабля и системы больших зеркал на орбитах искусственных спутников для освещения планет, изменения их климата, для межпланетной сигнализации; электростатические ракетные двигатели, работающие на катодных лучах, порошках и тонкопульверизуемой жидкости.
В 1929 г. в Новосибирске вышла его книга «Завоевание межпланетных пространств», в которой определена последовательность первых этапов освоения космического пространства, более подробно рассмотрено большинство перечисленных выше проблем и сделан ряд дополнительных предложений: ракетно-артиллерийское снабжение искусственных спутников с Земли; использование в качестве горючего ракетных топлив некоторых металлов с высокой теплотой сгорания, металлоидов и их водородных соединений, в частности, бороводородов. Ю. В. Кондратюк исследовал проблему тепловой защиты космических аппаратов при их движении в атмосфере. Научный и практический интерес представляет также описание устройства отдельных частей межпланетного корабля, органов его управления и стабилизации.
В трудах Ю. В. Кондратюка ряд вопросов ракетодинамики, ракетостроения и другие проблемы, связанные с освоением космического пространства, нашли новые решения, многие из которых используются по мере развития космонавтики. Наряду с разработкой проблем космонавтики известна изобретательская деятельность Ю. В. Кондратюка в области промышленной энергетики и других областях. Именем Кондратюка назван кратер на обратной стороне Луны.
Более полувека прошло со дня опубликования классической работы К. Э. Циолковского до знаменательного в истории человечества события, когда усилиями и талантом советского народа впервые были сброшены оковы земного тяготения. Перед человеком открылся новый необъятный полный тайн и звезд мир невесомости. 4 октября 1957 г. человечество праздновало свою первую победу над панцирем земного тяготения, когда советская ракета достигла первой космической скорости и вывела на орбиту вокруг Земли первый в мире искусственный спутник. Так было положено начало космической эры в истории человечества. Спутник массой 83,6 кг имел шарообразный корпус из алюминиевого сплава диаметром 580 мм с четырьмя штыревыми антеннами длиной от 2,4 до 2,9 м. В герметичном корпусе размещались аппаратура и источники электропитания. Сигналы радиопередатчиков спутника на двух частотах, имевшие вид телеграфных посылок средней длительностью 0,3 секунды, оповестили всему миру с высоты, достигавшей в апогее 947 км, о первом прорыве в космос. Спутник просуществовал как космическое тело 92 суток, совершив 1400 оборотов вокруг пославшей его в космос Земли, пройдя при этом путь около 60 млн. км по орбите, наклоненной к плоскости экватора на 65,1°. Впервые были определены плотность верхней атмосферы по изменению орбиты спутника, получены данные по распространению радиосигналов в ионосфере, проверены расчеты и основные технические решения, связанные с созданием искусственного спутника, выведением его на орбиту и обеспечением его функционирования в космосе. Этот спутник официально именовался ПС-1, т. е. «простейший спутник - один».
В летописи выдающихся научно-технических достижений XX столетия космическим исследованиям по праву принадлежит одно из главных мест. Прошло лишь 50 лет со дня первого прорыва в космос, начала космической эры в истории человечества. За это время были сделаны огромные шаги в исследовании и освоении космоса: полеты первых искусственных спутников Земли, Солнца, Луны и Венеры, первых автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, достижение впервые автоматическими станциями поверхности Луны, Венеры и Марса и мягкая посадка на эти небесные тела, фотографирование обратной стороны Луны и передача на Землю изображения лунной панорамы, первый облет Луны и возвращение на Землю автоматического аппарата, доставка роботом лунной породы на Землю, исследование поверхности Луны автоматическим луноходом, передача на Землю венерианской панорамы, полеты первых космонавтов – мужчин и женщины, одиночные и групповые, в одноместных и многоместных кораблях-спутниках, первый выход космонавта из корабля в космическую бездну, создание первой экспериментальной пилотируемой орбитальной станции, автоматического космического грузового корабля снабжения, международные экипажи космических кораблей и станций, многомесячные полеты космонавтов, освоение различных космические технологии в интересах экономики, науки производства и другие достижения нашей Родины в освоении космоса вызывают у всех наследников Советского Союза законное чувство гордости.
Несмотря на все величие достигнутого, сделаны лишь первые шаги. Мы находимся только у самого порога выхода в настоящий космос. Задачи космонавтики в ближайшем будущем можно сформулировать как продолжение изучение и освоение космического пространства, расширение исследований по применению космических средств при изучении природных ресурсов Земли, в метеорологии, океанологии, навигации, связи и для других нужд народного хозяйства. Интенсивное развитие космонавтики связано в первую очередь с ближним космосом. Развитие и применение космических средств для всестороннего изучения Земли, лучшего использования ее ресурсов, контроля за ее загрязнением, климатического контроля, сохранности ее защитного озонного слоя, развитие всех видов глобальной связи (вплоть до индивидуальной) и осуществление многих других возможностей, открываемых космонавтикой, является ближайшими ее задачами. Результаты космических исследований находят все более широкое и разнообразное практическое применение. Космос все более и более входит в нашу жизнь. И сейчас невозможно представить какую-либо область человеческой деятельности, которой бы не коснулся космос.
Уже сейчас закладываются начальные основы для решения в будущем с помощью космонавтики таких кардинальных проблем, как сохранение нашей планеты и ее биосферы, создание внеземного космического производства в уникальных условиях невесомости, глубокого вакуума и солнечного излучения, сооружения мощных орбитальных энергетических станций для обеспечения космического производства.
Особенность космонавтики состоит в том, что она, являясь направлением научно-технического прогресса, объективно должна стать одним из важнейших средств решения глобальных проблем человечества — энергетических, экологических, демографических и других, рационального использования богатств суши и Мирового океана, контроля и сохранения окружающей среды, повышения жизненного уровня населения, искоренения отсталости, болезней, голода и нищеты.
Непосредственное проникновение в космос оказывает огромное влияние на мировосприятие и психологию современного человека, на общественную жизнь. Сознание безграничных возможностей науки и техники в овладении силами природы, укрепившееся с развитием космических исследований, несомненно, оказало благотворное влияние на усилившееся за последнее время чувство ответственности за судьбы всей нашей планеты.
Активная космическая деятельность - свидетельство экономической и научно-технической мощи государства. Космос стал сферой жизненно важных интересов ведущих мировых государств. Расширение его использования в социально-экономических целях обусловливает устойчивую тенденцию к усилению зависимости экономической мощи и социального благополучия страны от масштабов и эффективности ее космической деятельности. В связи с этим в мире усиливается конкуренция за обладание орбитально-частотными и другими космическими ресурсами. Поэтому уже сейчас защита национальных экономических интересов в космической сфере рассматривается ведущими мировыми государствами как объективная необходимость.
Но не все было гладко и безоблачно в изучении и освоении космоса, и все имеющиеся на сегодня достижения пришли не в одночасье. Это — результат огромного упорного труда в течение многих десятилетий замечательной плеяды ученых, больших коллективов конструкторов, инженеров, работников научно-производственных объединений, космонавтов (астронавтов) и писателей-фантастов.
Вполне закономерен интерес к тому, как и где зарождалось советское ракетостроение и космонавтика, достигшее к настоящему времени на постсоветском пространстве столь бурного развития, когда, кем и какие проблемы ставились и решались. Этому мы и хотели бы посвятить цикл передач, особенно акцентируя ту роль, которая была отведена историей нашему городу, аналогу американского Хьюстона, первому и последнему в истории СССР, где размещался Центр дальней космической связи и Центр управления пилотируемыми программами.
 
Рис.1 Первый искусственный спутник Земли
Рис.2 Состав и оборудование Первого искусственного спутника Земли
Рис.3 АМС «Луна-1». Первый в мире искусственный спутник
Рис.4 Кибальчич Николай Иванович
Рис.5 Циолковский Константин Эдуардович
Рис.6 Кондратюк Юрий Васильевич
Рис.7 «Луноход-1» для исследования поверхности Луны
Рис.8 АМС «Марс-1»
Рис.9 АМС «Венера-3»
Рис.10 Гагарин Юрий Алексеевич
Рис.11 Королев Сергей Павлович
 


Актуальные новости


График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей