В Евпаторийском отделении Крымской государственной филармонии, на сцене театра имени Александра Пушкина, лауреат международных конкурсов Екатерина Гриневич 17 декабря представит программу «Зеленая карета». За считаные дни до концерта певица рассказала «ЕЗ» о вере в чудеса, дуэтах с Евгением Дятловым и любви к мюзиклу и советской эстраде.
«На ватных ногах»
— Пожалуй, немало крымчан узнали о вас из телеэфира программы «Привет, Андрей» на телеканале «Россия‑1», где вы исполнили песню «Город влюбленных людей». Поспособствовало ли участие в этом телешоу росту вашей популярности? Насколько важным для вас как артистки оказался этот опыт?
— Насчет роста популярности — не знаю. Возможно. Просто у меня есть свой канал на Youtube, и там стабильно растет количество подписчиков. А вот что касается самоощущения как артиста, то это огромный и бесценный опыт. Большая аудитория, очень профессиональная команда. К своему стыду, тогда еще я не знала всех артистов, с которыми сидела за одним столом в студии. Для меня участие в таком шоу было полезным и важным. Меня позвали исполнить именно «Город влюбленных людей», посмотрев записанное мною для Youtube видео с этой песней. Честно говоря, когда поступило предложение, сначала не поверила. Но когда поняла, что все серьезно, решила не упускать шанс поучаствовать в таком шоу. Я так хотела выступить, что до последнего не верила, что это происходит со мной. Наверное, даже когда после съемок вернулась домой, все еще не верила, что это произошло.
— Рассчитывали ли на столь горячий прием как зрителей в студии, так и гостей за столом?
— Нет. Я вообще не знала, чего ожидать, поскольку для меня это был первый опыт участия в телепроектах такого плана.
— Что ж, хороший старт.
— Да, неплохо (улыбается). И конечно, было очень приятно, что последовала такая реакция. Но в тот момент я этого не осознавала.
— В том же телеэфире видеопривет из Крыма передали ваши мама и бабушка, которые великолепно исполнили песню Александра Морозова на стихи неповторимого Николая Рубцова «В горнице моей светло». Неудивительно, что композицию тут же подхватили музыканты, сидевшие с вами в студии. Можно сказать, что музыка сопровождает вас с малых лет?
— В нашей семье постоянно происходят музыкальные посиделки, это обычное дело. С мамой мы всегда поем, когда собираемся (к тому же мы поем с ней в одном церковном хоре). Это такая музыкальная традиция. Да что там традиция, это наша жизнь, наш быт! Музыка во всем постоянно. У меня мама музыкант, бабушка музыкант, дедушка покойный был музыкантом. Мама — пианистка, и она всегда много играла. В детстве мне больше всего нравились «Песни без слов» Мендельсона. Потом я училась в Детской музыкальной школе № 1 имени Рахманинова в Симферополе. После обучения у моего педагога Ольги Ивановны Шаповаловой человек либо ненавидит музыку в принципе, либо становится музыкантом (улыбается). Она учила нас не только специальности, но и культуре поведения на сцене, выбору костюма для выступления и так далее. В конце обучения в школе я дала первый сольный концерт. Затем поступила в музыкальное училище. Сомнений в том, куда идти, уже не было. А после училища был период, когда я не пела. Последовали один за другим декретные отпуска. Но творческая энергия, которая есть во мне, искала выход и вырывалась наружу. Однажды подруга (и коллега) рассказала мне о приложении Smule, в котором пользователи выбирают для исполнения песню и поют ее соло либо группой. В общем, мы в этом приложении пели и группами, и сольно. Я стала там пропадать. А потом мама вспомнила, что в Евпатории есть отделение Крымской государственной филармонии. А для меня, как человека, который в детстве посещал филармонические концерты, филармония — фактически святая святых. У меня были голос и образование, но не было сценического опыта. Мне устроили прослушивание, я его прошла и начала с упорством работать. Нужно сказать спасибо тем людям, которые поверили в меня, в мой потенциал. Надеюсь, что реализую его в полной мере. Поначалу на сцену выходила на ватных ногах, мукой было просто красиво поклониться. В творческом коллективе Евпаторийского отделения филармонии очень высокая профессиональная планка.
— И все-таки, возвращаясь к приложению Smule. В сети есть несколько записей, где вы исполняете песни вместе с заслуженным артистом России Евгением Дятловым. Как сложился этот тандем?
— Евгений Валерьевич, как оказалось, весьма общительный человек. С подачи той же подруги я, признаться, впервые узнала о нем. Так и началось наше творческое общение. Одна из записей выстрелила, набрав едва ли не миллион просмотров. После этого на мой канал в Youtube стали активно подписываться. Будучи в реальной жизни занятой массой музыкальных проектов, я отошла от пения в приложении Smule. Потом один хороший человек пожертвовал мне деньги на приобретение хорошего микрофона и другого сопутствующего оборудования. Благодаря этому теперь я могу записываться на этот микрофон. Smule все-таки предполагает пение с использованием обыкновенной головной гарнитуры.
«Ничто не лечит так, как музыка»
— Работа в филармонии вывела вас из виртуального в реальный музыкальный мир?
— Конечно. Я внутренне стала другим человеком. Сцена влияет на психологическое устройство: ты по-другому начинаешь себя воспринимать. Когда выходишь на сцену, у тебя формируется личный образ. Не только артистический, сценический. Филармония — это всегда определенный статус. Как мне кажется, ты должен, будучи артистом филармонии, определенным образом выглядеть, говорить и так далее. Ты уже лицо организации. Находясь на сцене, ты должен постоянно зрителю транслировать мысль. Не просто выйти и правильно спеть. Ты должен отдавать. А для этого необходимо внутри себя приобретать. Новые знания, новые вокальные методики, новое прочтение репертуара — это постоянная интеллектуальная работа, очень эмоциональная. И как классно, когда появляется возможность исполнить то или иное произведение! Занимаясь такой деятельностью, ты не можешь не меняться внутренне. Со временем у меня в жизни произошли большие перемены. Я поняла: ничто не лечит меня так, как музыка. Достаточно просто что-то послушать — и становится легче.
— Вы исполняете как академическую, так и эстрадную музыку. При этом ваши предпочтения в большей степени обращены в какую сторону?
— Мне очень нравятся такие жанры, как оперетта и мюзикл. Обожаю просто. Это мое на сто процентов. Еще мне очень нравится советская эстрада. Это то, что сразу ложится на мой голос. Насколько я понимаю, в основном у молодежи эта музыка не востребована, к сожалению. Мне кажется, это связано с отсутствием музыкального воспитания.
— А вы готовы выступать в роли воспитателя, прививающего хороший вкус?
— Конечно. Но прежде всего нужны композиторы, которые бы создали новую музыку. И наверняка они есть, вот только на виду, увы, другие. А для вокалиста, несомненно, большая удача — встретить своего композитора, который бы мог писать песни под его голос, психосоматику и так далее.
— А много ли в вашем репертуаре песен, созданных после вашего появления на свет?
— Мало. Очень сложно найти хорошую современную песню, хотя они определенно есть. Нелегко выбрать и произведения на стыке между ретро и современной эстрадной песней, поскольку, как правило, в памяти слушателей еще живо оригинальное исполнение. Когда ты возрождаешь хорошо забытую песню — это классно. Но такого эффекта не будет, если спеть песню, которая в оригинальном исполнении вчера звучала по радио.
«Чудо может произойти»
— Совсем скоро вы представите сольную программу «Зеленая карета». Почему именно эта песня дала название программе?
— Я очень люблю ее. Видео на моем канале в Youtube, где я исполняю эту песню, очень популярно. Мне захотелось сформировать программу из произведений, которые мне нравятся. Название как-то само выстрелило. Это же песня про весну. Хочется своим голосом, репертуаром привнести в жизнь людей немножечко душевной весны. Сейчас у нас, образно выражаясь, заморозки, поэтому зрителя хочется согреть.
— Какие еще произведения вошли в программу?
— Все, что пою, любимое. Это и классика, и песни корифеев киномузыки, и песни советской эстрады, и номера из мюзиклов. Захотелось показать самое лучшее.
— В вашем концерте должны принять участие и другие артисты Крымской государственной филармонии.
— Да, это заслуженный артист Республики Крым, бас-баритон Алексей Зинченко и хореографический дуэт заслуженных артистов Крыма Юлии Золотогорской и Александра Малкова. Они представят яркие номера, каждый из которых — отдельная увлекательная история, пронизанная необычайным лиризмом.
— В исполняемой вами песне «Цветные сны» из музыкального телефильма Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания» есть слова: «Счастлив тот, в ком детство есть». Что позволяет вам сохранять в себе детство?
— Наверное, творческое начало, фантазия. Я всегда стараюсь не терять веру в чудеса. Можно, конечно, очень легко стать ни во что не верящим реалистом, саркастичным, циничным. Наш мир к этому располагает (улыбается). Когда у тебя формируется критическое мышление, начинаешь, скажем так, свысока относиться ко всем детским сказкам. Допустим, Новый год. Важен ведь не сам праздник, а подготовка к нему. У нас была репетиция новогоднего представления — у всех моментально включилось новогоднее настроение. Во многих людях детство просто есть, как показатель творческого начала. Это вовсе не инфантилизм как неспособность принимать те или иные решения, а вера в то, что в мире есть что-то необычное, волшебное, в то, что чудо может произойти.
— И в вашем случае оно произошло, когда вы неожиданно для себя вышли на сцену.
— Со мной вообще много чудес происходит. Опять же, кто-то может воспринять неожиданное событие в жизни как случайность, совпадение и так далее. Я считаю, что у человека есть судьба, призвание и многие вещи происходят не просто так. Если ты чего-то определенного хочешь, чем-то загораешься, то тебе всегда вселенная дает возможности.
Беседовал Олег СЕРГЕЕВ.
Фото Sergey Kott и из личного архива Екатерины Гриневич.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 48(19598) от 8.12.2023 г.