«Крымское вино победы»

Традиционно к годовщине крымского референдума наше издание публикует материалы о евпаторийцах — героях тех исторических событий. О тех, кто внес свой вклад в процесс возвращения Крыма в «родную гавань». К примеру, в прошлом году мы писали о пятерых суровых и крепких мужчинах, которые приближали этот долгожданный для крымчан момент в составе Народного ополчения. И сегодня мы расскажем о человеке, сыгравшем важную роль в период Крымской весны. Но прежде вспомним, как изменилась республика с момента принятия жителями эпохального решения.


Шестилетка перемен

За прошедшие после референдума шесть лет полуостров пережил масштабные, порой поистине революционные изменения.

После воссоединения Крыма с РФ полуостров и материковую часть России связывали аэросообщение и Керченская паромная переправа. В 2014 году, чтобы транспортное сообщение полуострова стало бесперебойным, президент Владимир Путин поручил построить через Керченский пролив мостовой переход с автомобильной трассой и электрифицированными железнодорожными путями. Тогда и началась «стройка века»: переход, соединивший Керченский полуостров с Таманским, стал самым протяженным в России и Европе — ​19 км.

Открытие Крымского моста — самое ожидаемое событие, мечта, которой суждено было осуществиться уже в мае 2018 года: именно тогда по автодорожной части моста проехали первые легковые автомобили, а немного позднее — ​в октябре — ​дорожное полотно стало доступно и для грузового транспорта. Пропускная способность сооружения сегодня составляет до 40 тысяч автомобилей в сутки. А в конце 2019 крымчане получили возможность вновь ощутить романтику железнодорожных путешествий: 25 декабря на полуостров из Санкт-Петербурга прибыл первый пассажирский поезд «Таврия». За сутки через мост смогут проезжать 47 пар пассажирских и грузовых поездов в оба направления, предполагаемая пропускная способность — ​14 млн пассажиров и 13 млн тонн грузов в год. Продолжается строительство автомобильных и железных подходов по обоим берегам Керченского пролива. Общая стоимость проекта составляет 227,922 миллиарда рублей.

Помимо транспортного сообщения, важным вопросом стала необходимость бесперебойного снабжения полуострова энергетическими ресурсами. Проблема обострилась во время блэкаута, который крымчане пережили в конце 2015 года. В 2015—2016 годах по дну Керченского пролива были уложены четыре нитки энергомоста, которые обеспечили переток в Крым 800 МВт в сутки со стороны Краснодарского края. Осенью 2018 года введены в строй первые очереди Таврической и Балаклавской газовых теплоэлектростанций, расположенных в Симферополе и Севастополе соответственно, а в 2019-м — ​их вторые очереди. В октябре прошлого года запущена первая очередь модернизированной Сакской ТЭЦ общей мощностью 90 МВт. К началу 2020 года ее общая мощность достигла 120 МВт.

В декабре 2016 года был пущен магистральный газопровод Краснодарский край — ​Крым протяженностью около 360 км и мощностью 2,2 миллиарда кубических метров в год с возможностью увеличения до 4 миллиардов кубических метров.

С 2017 года на полуострове строится четырехполосная автодорога федерального значения «Таврида» (Керчь — ​Симферополь — ​Севастополь). Трасса общей протяженностью 250 километров будет включать в себя восемь участков (шесть на территории Крыма, два — ​в Севастополе). Завершить строительство планируется к 2022 году.

В апреле 2018 года открылся новый терминал аэропорта Симферополь — ​единственного действующего пассажирского аэропорта на полуострове. Уникальный волнообразный дизайн фасада подарил зданию неофициальное название «Крымская волна», а масштабы нового аэровокзального комплекса сегодня поражают даже самых искушенных путешественников. В 2018 году аэрогавань приняла более пяти миллионов пассажиров. По итогам проведенного тогда же конкурса аэровокзалу присвоили имя выдающегося художника-мариниста Ивана Айвазовского (1817—1900).

Произошедшие за столь короткий период глобальные изменения положили начало новому историческому витку в развитии полуострова. А сколько построено и строится новых детсадов и школ, проводится капитальных ремонтов и реконструкций во многих населенных пунктах республики! И сегодня жители Крыма верят: впереди — ​только лучшее.

 

«Шаг до победы»

В переломные периоды истории особая роль отводится деятелям искусства: писателям, художникам, композиторам, актерам и режиссерам. Они становятся ратниками духовного ополчения: их произведения вселяют в людей надежду и веру, которые становятся движущей силой на пути к переменам. В 2014 году одним из таких солдат невидимого фронта для крымчан стала поэт Татьяна Дугиль.

«Я работал: я писал стихи», — ​оправдывался в начале 60-х будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский в «самом гуманном и справедливом суде». Время, расставив все по своим местам, доказало: работал не только собственно Иосиф Александрович, работали его стихи, радуя и раня сердца современников, влияя на их умы.

Во время Крымской весны работала и Татьяна Дугиль, заклиная: «Пусть станет истиной восставший // Против стихов и боли — ​стих». Ее поистине пророческие строки буквально накликали — ​нет, не беду — ​неизбежность единственно верного для крымчан судьбоносного решения. В этих стихах по сей день отчетливо слышен пульс Истории:

Колокола в душе звонят набат.

Не тянет плечи груз — ​чужие беды.

Как в сорок первом — ​нет пути назад.

Как в сорок пятом — ​шаг до дня победы.

Удивительно, но эти строки были написаны 25 февраля 2014 — ​в канун дня, который, по справедливому замечанию главы Крыма Сергея Аксенова, стал «точкой невозврата», после чего крымчане окончательно убедились, что их пути с постмайданной Украиной «разошлись навсегда».

Аксенов подчеркнул, что в тот день «никто из нас еще не знал, что уже 16 марта состоится общекрымский референдум, на котором подавляющее большинство крымчан выскажутся за воссоединение с Россией, что благодаря историческому решению нашего президента воля народов Крыма будет выполнена, что наша крымская мечта получит правовое воплощение». Поэт знала. По крайней мере, чувствовала.

Тогда поэт писала о «русской весне», когда у людей «души расцвели», а крымчане «бой с ложью повели», и, обращаясь к городу и миру, заверяла: «Остров Крым» не боится бурь. // Ведь в Крыму — ​русская весна!».

По словам Татьяны Дугиль, в те дни крымчане вдруг вспомнили, что они — ​люди.

— У нас всегда существовали понятия «Родина», «Россия», «патриотизм», — ​уверена она. — ​От нас же тогда материковой России передался мощнейший импульс, выразившийся в патриотическом подъеме. Может быть, я громкие слова говорю, но мне кажется, что сейчас происходит второе крещение Руси. Если первое было крещением водой, то это стало крещением Духом Святым.

Седьмого марта, спустя два дня после того, как парламент Крыма принял постановление «О проведении общекрымского референдума», родились строки:

Мы привычно и просто,

Вспомнив явь прежних дней,

Снова стали форпостом

Отчизны своей.

Татьяна Дугиль признается, что период перед референдумом стал для нее, как и для многих крымчан, самым тяжелым временем.

— Необходимо было не только справляться с собственным мироощущением, но и поддерживать людей, которые обращались ко мне — ​растерянные и потерянные, — ​чтобы они не впадали в панику, — ​признается поэт. — ​А потом вдруг начался отход Крыма, и за десять дней до референдума я написала «Вино Победы»:

Скуден духом, кто живьем

Слез от счастья не изведал.

Мы сегодня жадно пьем

Терпкое вино победы!

Искренне, не под ружьем,

За все канувшие беды

Мы с Россией дерзко пьем

Красное вино победы!

Как из бани — ​да в сугроб,

Чувство: «Нас никто не предал!»

Мы отважно пьем взахлеб

Крымское вино победы!

Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото с сайта most.life, из архива Татьяны Дугиль.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 10(19407) от 13.03.2020 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей