Борис ГРАЧЕВСКИЙ: «Весь Крым исползал на карачках»

Советский и российский кинорежиссер и сценарист, художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский на прошлой неделе снял в Евпатории четыре короткометражки для легендарного киножурнала, столь хорошо знакомого мальчишкам и девчонкам, а также их родителям. Режиссер планирует представить снятые в городе сюжеты на II Фестивале детского кино «Солнечный остров», который запланирован в Евпатории на сентябрь. В интервью «ЕЗ» мэтр рассказал о юморе, Крыме и о том, почему никогда не пересматривает уже отснятые выпуски «Ералаша».

— Для нас это очень дорого и важно, потому что мы все заинтересованы в том, чтобы Крым не просто был наш, а наш во всем, — ​признается худрук «Ералаша». — ​И город меняется, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы. Но зная энергию Андрея Владимировича, я абсолютно уверен, что так и будет. Человек слова: сказал и сделал. И мы сделали. Специально под Евпаторию создали сюжеты. Один связан с грязелечением. Еще один сюжет расскажу. Семья стоит у берега, отец спрашивает у детей: «Ну, как — ​вам понравилось?». «Ой, здорово!», — ​отвечают дети. «Тогда нужно бросить в море монетку, есть традиция такая», — ​говорит отец и всем раздает монетки. Девочка схватила кошелек его и швырнула в воду. «Ты чего?» — ​удивился отец. Она говорит: «Мне здесь так понравилось!» Кошелек утонул. Кстати, в Севастополе живет актриса Татьяна Клюева, которая Варвара-краса, длинная коса. Она должна была играть одну из ролей, медсестру, но упала и сломала ребра.

— Борис Юрьевич, за 44 года существования «Ералаша» его зрители изменились?

— Никак не изменились. Когда мы начали делать «Ералаш», мы установили возрастной порог (для зрителей. — ​Авт.) не ниже десяти лет. Потому что мы боялись потерять взрослых и старших. А сегодня уже пяти-, четырех-, трехлетние смотрят и что-то узнают, чему-то радуются и так далее. Зритель очень сильно поумнел. Есть огромное количество недостатков у коллективного портрета зрителя, который живет здесь, маленького и большого. Фраза о том, что раньше «Ералаш» был смешней для взрослых, — ​это неправда. Меняются дети, меняется стиль, меняется язык, форма подачи материала. Внутри же, в конце концов, остаются темы и проблемы, которые существовали и существуют. Так же хвалятся, влюбляются, стесняются, хитрят. Но формы другие совсем.

Мы сейчас сняли сюжет: день рождения, все дети уткнулись в мобильные телефоны, только одна девочка играет с аниматорами, во всех конкурсах участвует. «Везде победила Леночка. Правда, же это интересней, чем в гаджетах сидеть?» — ​спрашивает ее аниматор. «Да просто у меня батарея разрядилась», — ​отвечает она. Или вот еще сюжет: дети сажают деревья, неохотно, ленятся. Учительница им говорит: «Это же так здорово — ​сажать деревья. Каждый должен посадить дерево, это легкие нашего города. Главное, наверное, это память: пройдет много-много лет, подойдете к своему дереву, обнимете его — ​и память вернется к вам». Они видят: дедушка стоит и обнимает дерево. «Дедушка, к вам память вернулась?» — ​спрашивают они его. «Какая, нафиг, память? Тут вай-фай чисто ловит, а памяти у меня флешка целая».

— Как бы вы могли охарактеризовать кинопотенциал Евпатории?

— Честно говоря, небольшой. Такой отель, где мы сейчас находимся, не по карману никому, это дорогое удовольствие. Историчность города разве что. Но в то же время, за что тут зацепиться? Караимы и крымчаки, которых очень мало. Чтобы киношники приехали, нужно иметь сегодня спокойные, ровные аккуратные гостиницы. Должны быть гостиничные условия. Кроме того, машины проехали сюда с трудом: нашу машину не пустили по Крымскому мосту, хотя она полугрузовая… Вот в «Артеке» после воссоединения с Крымом добавили модернизированные лагеря для детей. И потрясающую «Артек-арену» построили. На Украине всем было неохота. «Артек» — ​это пример того, что инвестиции в реальные, конкретные вещи — ​это очень важно. Евпатория саму себя не прокормит. Но столько здесь возможностей, когда каждый сантиметр пляжа — ​это золото!..

— Природа юмора меняется в разные исторические периоды, эпохи? Взять, к примеру, куплеты Павла Рудакова и Бориса Баринова: ведь они, мягко говоря, несколько отличаются от номеров артистов «Камеди клаба». Есть ли в юморе что-то неизменное?

— Юмор всегда должен меняться. Ничего сегодня нет смешного в тех шутках, которые были у Райкина, Хазанова. Все меняется: меняется жизнь, меняется мировоззрение. Сегодня «Камеди клаб» уже устарел, эти жуткие интернетные люди. Я знаю их секреты, ворованные у стендаперов американских. Мы знаем все их фокусы. Вообще, этот жанр, стендап, мне не очень близок, я сторонник драматургических историй. И Жванецкий уже перестал писать: был великим стендапером — ​стал мудрым философом, а не комедийным артистом…

— Как бы оценили нынешнее положение киноискусства в России?

— Отвратительное, особенно детского кино.

— Вы за цензуру или нет?

— Помимо цензуры существует еще внутренняя цензура, это очень важно. Разговаривая с вами, я не могу себе позволить рассказать вам такой анекдот, чтобы «Эх!..». Мы мало знакомы. У меня нет ответа. Есть анекдоты достаточно крепкие, смешные. Есть очень странные.

— Вам свойственно пересматривать любимые киноленты?

— Я никогда не пересматриваю кино. Если оно мне нравится, я запоминаю его на всю жизнь. «Полет над гнездом кукушки», «Allthatjazz» («Весь этот джаз». — ​Авт.) и «Кабаре» Боба Фосса. Мне очень понравилась картина Андрея Кончаловского «Рай» — ​тонкое, мудрое кино. А буквально неделю назад я был потрясен картиной «Мистер и миссис Адельман», тончайшее кино, столько философии. Есть еще замечательная картина Романа Поланского «Горькая луна».

— А выпуски «Ералаша» пересматриваете?

— А зачем мне их пересматривать? Я их запоминаю на всю жизнь в процессе съемок. Начинается все со сценария, потом ищем. Затем пишем режиссерский сценарий, переделываем, раскадровки все просматриваю. Потом снимается кино, я смотрю смонтированный материал, вижу, что нужно доснять, поправить. А потом со звукачом десять тысяч раз переделываем звук.

— Вы по-прежнему сочиняете «идиотизмы» — ​яркие афоризмы?

— Да.

— Поделитесь, пожалуйста, парой-тройкой последних.

— «Я как волшебная лампа Аладдина: если меня потереть в нужном месте, я могу творить чудеса». «Седина в бороду — ​анализы в окно». «Каждый человек должен оставить след на Земле, иначе останутся только морщины».

— Намерены ли вы вновь приезжать в Евпаторию?

— Если город будет принимать хорошо и мы уедем в хорошем настроении, останемся в друзьях, мы будем каждый год сюда приезжать. Потому что сюжеты будут, это будет связано где-то с морем, где-то с историей города… Когда-то, много лет назад, когда Крым стал автономией, мне заказали рекламу, я ею даже гордился: вокзал, по которому идет веселая белая собачка. И она встречается с Барсиком: «Привет! Уезжаешь?» — ​«Провожаю. Мои в Ниццу едут, а меня не берут, дорого». — «А мы всей семьей в Крым. То же море, только намного дешевле». Если бы еще «ценник» сел на место, как положено. В Крыму абсолютно нездоровые цены и очень плохой сервис.

— Но, тем не менее, даже эта досадная особенность не в силах убить вашу любовь к полуострову…

— Что такое для меня Крым? Я 19-летним мальчиком в 1968 году исползал весь Крым на карачках! Вся моя кино-юность прошла в Крыму! Я все здесь знаю. Для меня это удивительное, гениальное место. Мне рассказывал Александр Анатольевич Роу, что такое была Ялта до войны, какие были здесь обычаи. Для меня Крым всегда был наш. Я в марте 2014 года подписал письмо в поддержку политики Путина. Это тонкая история. В любом случае для меня (может быть, это не тактично) Крым не наш, а мой, мой личный.

Беседовал Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото Юлии БУРЦЕВОЙ, пресс-службы администрации города, из соцсети «Одноклассники».

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №26(19322) от 06.07.2018 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на август 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в августе 2024 года в период с 08:00 ч. до 17:00 ч. будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному...

Вниманию заинтересованных лиц

В соответствии с п. 6 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» редакция газеты...

График плановых отключений на июль 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в июле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции






Рубрики новостей