В конце октября, в развивающем комплексе «Потенциал» Центра детского и юношеского творчества «Ровесник», для учащихся 8-10-х классов был проведён семинар-тренинг «Добро пожаловать в дебаты» по проекту десятиклассника гимназии имени Сельвинского Максима Бессарабова. Цель проекта – содействие в развитии навыков критического мышления и формирование правовой компетентности учащихся с помощью обучающих тренингов. В семинаре участвовали команды евпаторийских общеобразовательных школ №№1, 2, 7, 11, 12, 13, 15, а ЕУВК «Гимназия имени Ильи Сельвинского» представляли две команды.
Занятия проходили в несколько этапов. Сначала участники познакомились между собой и оговорили правила поведения на время семинара.
Директор ЦДЮТ «Ровесник» Елена Анатольевна Резник изложила ребятам цели и задачи тренинга, а затем рассказала, что такое дебаты, какие существуют виды дебатов, зачем нужен регламент защиты противоположных точек зрения и на каких правилах этики он основан. После нее с рассказом о том, как можно побороть боязнь публичного выступления выступила психолог ЦДЮТ «Ровесник» Таисия Олеговна Дыбова. Она рассказала о психологических правилах поведения в ходе дискуссии, о невербальной составляющей убедительной речи и о некоторых упражнениях для преодоления страха перед аудиторией.
Елена Анатольевна познакомила ребят с технологией работы над темой дебатов, основными этапами которой являются: анализ темы, разработка аргументов, конструктурирование утверждающего кейса, опровержение и отрицание.
На третьем этапе ребятам было предложено разработать тему «Людям нужны сказки». Две команды «за» и «против» должны были выдвинуть наиболее убедительный аргумент в поддержку свой позиции и подкрепить его практическим примером.
Попрактиковаться в навыках ведения дискуссии ребятам помогла учебная игра «Дебаты». Эта игра проводится по методике Карла Поппера. В дебатах на одну тему играют две команды по три человека. Одна команда утверждает тему, а другая – опровергает ее. Ребята разделились на несколько команд, и за 15 минут подготовились к игре по одной из предложенных тем. В ходе дебатов они постарались использовать все приемы, о которых им рассказывали преподаватели. После каждого поединка жюри анализировало действия и поведение игроков для выявления недостатков в игре и их устранения.
В заключение участникам было предложено отвлечься и поиграть в игру «Теневой вождь». А потом ребята поделились друг с другом впечатлениями о семинаре и высказали пожелания о проведении таких занятий в будущем.
На тренинге между ребятами царила весёлая, дружеская атмосфера. В интересной игровой форме ребята приобрели навыки дебатирования, а это – самая главная задача тренинга.
Анастасия Бабович,
депутат городского ученического парламента,
учащаяся 9 класса ЕОШ №15