В евпаторийском Доме молодежи открылась выставка крымских художниц, членов Молодежного объединения Союза художников России Алины Данильченко и Анастасии Бойко «Две души, один Крым». В экспозицию, которая продлится до 12 декабря, вошло около полусотни работ.
Уникальный эксперимент
Обе художницы — крымчанки и представленные на выставке работы создали на полуострове. Анастасия Бойко — преподаватель Евпаторийской детской художественной школы имени Юрия Волкова. Алина Данильченко — опытный реставратор, преподает в Крымском художественном училище имени Николая Самокиша, которое сама в 2010 году окончила, отучившись на отделении живописи. Наряду с евпаторийским Домом молодежи организаторами выставки выступили Союз художников России и кафедра культурологии и социокультурного проектирования Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Крымского федерального университета имени Владимира Вернадского. Специализирующиеся на кафедре студенты III курса помогали художницам разрабатывать концепцию экспозиции, оформлять выставочное пространство и создавать афишу. Куратором проекта выступила доцент кафедры, кандидат культурологии Анна Костромицкая.
По словам организаторов выставки, представленная экспозиция — уникальный эксперимент объединения портретной и пейзажной живописи и графики, раскрывающий глубокую связь человека и места через индивидуальные художественно-выразительные средства.
— Крым как земля, наделенная богатой историей и уникальной природой, становится для художниц пространством, где пересекаются личные эмоции, впечатления, символы, — пояснили они. — Алина Данильченко и Анастасия Бойко — представительницы крымской школы живописи, которые стремятся запечатлеть личные переживания от общения с природой родного дома и людьми. Художницы используют разные приемы для создания образов, которые в совокупности раскрывают всю палитру красоты Крыма. Алина Данильченко обращается к пейзажу, создавая произведения, где каждый ландшафт передает эмоции и личные переживания автора. В свою очередь, Анастасия Бойко исследует внутренний мир человека и его душу через портрет, подчеркивая особенности «крымского» характера.
Анастасия Бойко:
«В портретах мне важно раскрыть мир человека»
Буйство красок
Перед открытием выставки глава города Галина Герасимова отметила, что, наверное, уже стало «хорошей, доброй традицией, что мы достаточно часто в Доме молодежи приветствуем и чествуем наших уважаемых художников — разного жанра, разных эпох».
— В этот раз нельзя не заметить необычайное буйство красок, которое встречает при входе в выставочный зал, — подчеркнула она. — Можно много рассуждать о технике, цветопередаче, о характере авторов, но хочется сказать одно: даже в названии этой выставки представлены две души, которые творят на благо нашего родного единого Крыма. Хотелось бы пожелать юным художникам, которые приходят сюда набраться опыта, чтобы на подобных мероприятиях все мы делились эмоциями, так замечательно переданными авторами этих картин.
Пожелав художницам вдохновения, новых находок, признания и живого ощущения важности своего творчества, Галина Витальевна вручила им благодарности главы муниципалитета.
Открывая выставку, Анастасия Бойко призналась, что для нее было важно показать в представленных портретах «не просто человека как некого персонажа, а раскрыть его глубокий мир, духовное состояние»:
— И неслучайно мы с Алиной выставились вместе. Крым — это люди, люди — это Крым.
По словам искусствоведа и вдовы выдающегося советского художника Юрия Волкова Ольги Волковой, в портретах Бойко нет манерности.
— Разные задачи ставят перед собою художники: кого-то поразил цвет лица, цвет одежды — и вот перед нами портрет, где все внимание уделено цветовому решению, — говорит специалист. — Другого художника поразил тип лица, манера стоять, смеяться, ходить — и вот перед нами уже неповторимая личность человека. А третьего поразил богатый внутренний мир человека, психология его — и вот перед нами камерный психологический портрет. Кого-то, может быть, поразил подвиг жизни человека — и тогда перед нами может возникнуть психологический парадный портрет. Анастасия Павловна говорит о своих работах: «Я передаю первое впечатление от встречи с человеком. Мои модели слишком заняты, они не могут долго позировать». Но чтобы работать так быстро, нужно сконцентрировать волю свою, сжать ее в кулак, как бы собрать все эмоции и чувства, работать быстро и точно, нужна полная самоотдача. И тогда рождаются замечательные неповторимые портреты. В них все живое, каждый раз новое, яркое, интересное, — уверена Ольга Васильевна. — Господь сказал: человек — единственный, кто наделен свободой воли. Мне нравятся одни портреты, а кому-то могут быть близки совсем другие. Замечательные работы, в которых раскрыт характер человека в минуты его глубочайшей отрешенности, погружения в себя.
Ольга Васильевна напомнила, что первой талант Анастасии Павловны заметила Виктория Назарова, третий по счету директор Евпаторийской детской художественной школы имени Юрия Волкова.
— И когда Анастасия Павловна училась в Крымском художественном училище, то Виктория Петровна четыре года берегла для нее место в школе, — вспоминает Волкова, сама долгие годы преподающая в Евпаторийской ДХШ. — И не прогадала. Я помню первый выпуск Анастасии Павловны, когда все учащиеся буквально рыдали вместе с ней самой: настолько они полюбили друг друга и никак не хотели расставаться.
Одной из посетительниц выставки стала художница Татьяна Юшко, за плечами которой опыт проведения персональной выставки в Доме молодежи.
— Выставки всегда необходимы, потому что культурное образование никогда не было лишним, — убеждена она. — Анастасию Бойко я знаю давно. И вот она взялась за такой сложный жанр, как портрет. И конечно, в этом плане ей большой респект, поскольку у нее очень здорово получается. На этой выставке мне особенно понравился семейный портрет: пять человек композиционно выстроить и прописать — это здорово.
С разных сторон
Со своей стороны, Алина Данильченко рассказала, что для нее участие в экспозиционном дуэте стало первым столь масштабным выставочным опытом.
— Впервые столько моих работ участвуют в выставке, — не скрывает она радости. — Я постаралась показать Крым через свои ощущения. Пожалуй, основной плюс экспозиции в том, что мы подошли с разных сторон к передаче настроения своего проживания в Крыму. Я — через соединение с природой, Анастасия — через настроения людей. Думаю, мы хорошо дополняем друг друга.
Алина Данильченко:
«Живопись для меня — хобби»
Объясняя свою страсть к старине, в избытке отображенной на представленных работах, художница деликатно напомнила о своей профессии реставратора.
— Я просто езжу по Крыму и наслаждаюсь старинными усадьбами, — говорит она. — К примеру, усадьба Шатилова в Нижнегорском районе покорила меня тем, что прямо за ней расположена огромная дубовая роща. Вообще, все работы относятся к тем уголкам Крыма, где я в тот и иной период времени чувствую себя спокойно, будь то, допустим, Судак, Балаклава, мыс Казантип, Лукулл или Фиолент.
Объясняя отсутствие в этом перечне Евпатории, Алина призналась, что в ней просто растворяется настолько, что не успевает поработать.
— Правда, у меня есть картины, они хранятся в частных коллекциях, закатные и рассветные морские дали, писанные как раз в Евпатории, — рассказала она. — А вообще, я рада, что живопись — мое хобби, это не работа, а удовольствие. Продолжительную часть времени у меня занимает преподавательская деятельность и реставрация.
По словам художницы, как реставратор она участвовала в восстановлении Новоиерусалимского монастыря в Истре, работала в Киеве с памятниками культурного наследия из собрания Киево-Печерской лавры, в Крыму работала с картинами Якова Басова, Георгия Куриленко, с иконами Петропавловского и Свято-Троицкого соборов Симферополя.
— В Петропавловском соборе на чердаке нашли подписную икону Благовещения крымского художника Молокина, который писал в XIX веке, ее реставрировала, — рассказала Алина Данильченко. — К работе подхожу с подобающим трепетом. Не хочется утратить патину времени, которая есть в иконе, картине. Хочется, чтобы та сохранила в себе ощущения, с которыми пришла ко мне.
Олег СЕРГЕЕВ.
Фото Sergey Kott.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 46(19647) от 22.11.2024 г.