В ближайшее воскресенье художественному руководителю Крымского ТЮЗа Андрею Пермякову исполнится 45. По паспорту. Себя он полушутя именует театральным пенсионером, поскольку на сцене с малых лет. По счастью, никакой профессиональный и жизненный опыт не способен подавить в нем юношеский пламенный задор.
Бесценный дар
Когда он в прямом смысле еще под стол пешком ходил, наши родители в общей компании творческих людей встречали очередной новый год на заре изменчивых 1980‑х. Тогда мой батюшка сказал его замечательному отцу (увы, обоих уже нет с нами): «Олег, здесь ничего у тебя не получится»… А спустя пять-семь лет работал под началом Олега Анатольевича Пермякова в основанном им вместе с супругой Ниной Пермяковой театре «Золотой ключик». Здесь — это в Евпатории. А не должно было получиться создать тот самый профессиональный детский театр. Ни секунды не сомневаясь в здравомыслии своего предка, вынужден признать, что отец не учел важнейшего фактора. Олег Пермяков был не только режиссером, театральным, культурным деятелем, просто веселым человеком. Он прежде всего был волшебником. Чародеем. Магом. Человеком, абсолютно влюбленным в Искусство. И перед этой безграничной любовью, подобно волнам морским перед ветхозаветным Моисеем, расступались все мыслимые и немыслимые преграды, что возникали на его стремительном пути к высокой цели, к воплощению заветной мечты — создать в городе детства профессиональный детский театр.
По счастью, бесценный дар деятельного мечтателя от Олега Анатольевича буквально унаследовал и Андрей Пермяков. Ох, сколько творческих людей, возникавших на жизненном пути вашего покорного слуги, сетовали на невозможность самореализации, объясняя эту самую невозможность какими угодно обстоятельствами и тем самым снимая с себя ответственность за безуспешность собственных потуг. Хотя, казалось бы, что проще: начать с себя?
Когда в конце 90‑х будущий худрук Крымского ТЮЗа ощутил необходимость заявить о себе как об авторе-исполнителе (коллекция гитар в его кабинете впечатлит самого искушенного знатока!), то он не просто вышел на сцену и спел. И сделал это ярко, фирменно, по-взрослому, несмотря на весьма нежный возраст. Музыканту Пермякову показалось этого мало — и он организовал на базе театра (тогда еще международного детского центра-комплекса «Золотой ключик») музыкальный клуб Jar (аббревиатура, если не ошибаюсь, от jazz, avant-garde, rock). Поразительно, но на площадке этого клуба выступали как начинающие юные музыканты, так и опытные исполнители. Ему мало просто творить и делиться творчеством исключительно как режиссеру ли, актеру или музыканту. Ему необходимо заражать окружающих этой «высокой болезнью» горячего сердца, имя которой Искусство. Неслучайно однажды сам он признался, что театр для него начинается «с людей, способных заражать, влюблять».
— Тогда вокруг себя они объединяют единомышленников и создают театр, — пояснил Пермяков. — И только в этом случае могут быть творчество, любовь, свобода.
На этом фоне неудивительно, что прежде всего высшее образование Андрей получил как продюсер, точно предчувствуя важность сопутствующих этой профессии компетенций для неугомонного культурного деятеля.
Еще и еще!..
Музыкальный клуб выполнил свою миссию, став катализатором сценического опыта для многих крымских начинающих музыкантов, и по прошествии нескольких лет после создания навсегда вошел в историю театра. В середине нулевых Пермяков организовал галерею актуального искусства «Ха-Ра-Шо!». И в мае 2007 года галерея, разместившаяся в холле театра, впервые открыла свои двери. Сегодня это, бесспорно, одна из лучших выставочных площадок Крыма. Более того, это единственная галерея в Крыму, где дети-авторы, молодые художники и фотографы могут экспонировать свои работы наравне со взрослыми профессионалами. За годы существования в галерее состоялось более двухсот различных выставок фотоискусства, живописи, детского рисунка, декоративно-прикладного искусства, малых скульптурных форм, выполненных авторами из России, Молдовы, Турции, Франции, Германии, Израиля, Великобритании и Украины. На днях в галерее открылась выставка известного крымского художника Ленура Велиляева «Ноты красок». Для замечательного пейзажиста и автора поистине сочных натюрмортов это далеко не первая персональная выставка в стенах галереи.
Творческую неугомонность Пермякова наглядно демонстрирует то, как этим летом он вместе с коллегами по театру решил отметить юбилей своего старшего друга и коллеги, превосходного художника Бориса Завальнюка (1944–2008). Надо ли напоминать, что по случаю юбилея человека, который много лет трудился в театре как художник и режиссер так называемого «народного театра» (не многим уступавшего уровнем мастерства артистов профессионалам), в галерее «Ха-Ра-Шо!» открыли выставку работ Бориса Михайловича. Но Завальнюк был не только прекрасный рисовальщик, живописец, график и так далее, прежде всего он был Поэт. В том числе и в классическом понимании этого слова, то есть писал стихи. И стихи достойные, вполне соответствующие абсолютному художественному вкусу, которым обладал маэстро. Казалось бы, вполне достойно и правильно почтить память друга и коллеги проведением юбилейной выставки и на ее открытии сообщить о готовящемся переиздании его единственной книги стихов «Блюз в день отъезда». Но Андрей Олегович не был бы тем, кем он есть, когда бы просто переиздал книжку или организовал выставку. Притом что, казалось бы, каждое из упомянутых предприятий — весьма кропотливо, чтобы не сказать сродни подвигу (чего только стоят сверка текстов, многочисленные уточнения, не говоря уже об оформлении издания и иных технических моментах, нередко весьма трудоемких).
К необычайному удивлению пришедших на открытие юбилейной выставки, Пермяков с артистами Крымского ТЮЗа открыл последнюю презентацией альбома. Нет, не музыкального. Чтецкого, декламационного. Артисты Крымского ТЮЗа записали избранные стихотворения из сборника Бориса Завальнюка «Блюз в день отъезда», изданного незадолго до его ухода. Соавтором аудиокниги стихов стал известный композитор Павел Гавронов, который помог осуществить запись произведений. В итоге открытие выставки незаметно переросло в увлекательную череду чтецких номеров: артисты исполнили произведения, записанные для альбома.
Больше чем театр
Оглядываясь назад и оценивая пройденный творческий путь, Пермяков признается, что театр нисколько не изменил его искренности. Воистину, тот самый редкий случай, когда собеседник мог бы воздержаться от такого признания, учитывая очевидность последнего. Впрочем, на то она и искренность, чтобы не сдерживать себя там, где это вполне уместно. Тем более в театре, который, по глубокому убеждению Пермякова, невозможен без искренности.
— В остальном, конечно, мы растем в профессиональном смысле: с каждым спектаклем, с каждой новой ролью, со зрительским фидбеком, — говорит он. — Для меня режиссура — это исследование человека, его судьбы, человеческого существа, исторических моментов, связанных с нашим городом, с нашей страной. Мне интересно все это изучать и рассказывать об этом в максимально интересном нашему зрителю контексте. Литература и музыка, на которой я рос, другие виды искусства, повлиявшие как-либо на меня, — так или иначе я использую их в своей работе. Насколько сильно я люблю Чехова, настолько же сильно люблю О. Генри. Настолько же для меня дорог советский и грузинский писатель Нодар Думбадзе или математик Александр Мелентьевич Волков, или наши великие Александр Николаевич Островский и Александр Сергеевич Пушкин, или Джеймс Барри, сочинивший сказку про Питера Пэна. Ребенком я сыграл в спектакле по этому потрясающему произведению Питера Пэна, а уже взрослым исполнил роль капитана Крюка. Все лучшее, что мне передали бывшие в моей жизни мастера, я сейчас стараюсь передавать зрителям, в том числе собственным детям, через свои проекты.
Он имеет полное право заявить городу и миру: Крымский ТЮЗ — больше чем театр, где помимо взрослой труппы есть детская театральная студия «Золотой ключик», галерея «Ха-Ра-Шо!», не говоря об успешной практике проведения экскурсий по закулисью.
— Сегодня театр — это некий проводник в мир познания самого себя, отчаянный помощник в исследовании того, на чем держится человечество, — считает Андрей Пермяков. — Мы реализуем множество различных просветительских и культурных проектов: снимаем документальные фильмы о создании спектаклей, устраиваем встречи с художниками, режиссерами, актерами, драматургами. С подростками проводим ежегодную лабораторию «Предкам на заметку» и изучаем современную драматургию. Театр в привычном его воплощении сегодня невозможен. Мы формируем мировоззрение, идеологию, воспитываем патриотизм, влюбляем и заряжаем. А для этого все средства хороши.
Пару лет назад Андрей признавался, что мечтает поставить документальный спектакль «Олег», посвященный отцу. По его словам, это будет не байопик, а «спектакль, сотканный из воспоминаний, ощущений», призванных показать размах личности Олега Анатольевича.
— Он, подобно комете, пролетел, сгорел, но такой мощный след, осветивший все вокруг себя, оставил, — пояснил Андрей. — Вот про этот след и ощущения от него будет спектакль.
Как и его легендарный отец, он действительно способен мечтать наяву. Будучи преданным мечте, воплощать самые упрямые, казалось бы, замыслы. Неустанно влюблять в жизнь всех, готовых полноценно проживать ее. Проживать так, как проживает настоящий актер, каждую роль исполняющий, как последнюю. Проживать, как Андрей Пермяков.
Алексей ВАКУЛЕНКО.
Фото пресс-службы Крымского ТЮЗа.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 45(19646) от 15.11.2024 г.