В этом году вокальный ансамбль «Город детства» отмечает 20‑летие. Коллектив, ставший гордостью Евпатории, по сей день дарит свое яркое, чистое и бескорыстное творчество жителям и гостям города.
«Аня, собирай детей!»
Когда в начале этого века создавался коллектив, тогда еще мало кого заботили вопросы узнаваемости того или иного названия (равно бренда) в интернете. С развитием соцсетей этот вопрос приобрел весьма острую актуальность. И в этом плане ансамблю скорее не повезло, поскольку на запрос «город детства» поисковики в различных браузерах далеко не сразу выдают ресурсы с информацией о коллективе. Впрочем, это не отменяет популярности ансамбля как в городе, так и за его пределами. По словам основателя коллектива и его бессменного худрука заслуженной артистки Крыма Анны Ус, название ансамблю дали инициировавшие его создание многодетные супруги из Москвы, волею судеб оказавшиеся в Евпатории и очарованные приморским курортным городком.
— Их дети занимались в замечательном московском театре песни «Талисман», — рассказывает Анна Владимировна. — Поскольку в коллективе столь высокого уровня большая конкуренция, они пели там в хоре, на заднем плане. Чтобы позволить детям выступить солистами, родители решили организовать в Евпатории свой ансамбль и в частном порядке обратились ко мне. Спустя некоторое время они вернулись в Москву, а директор городского центра культуры и досуга Виктор Арихин, будучи наслышанным о моих учениках, предложил задуматься о создании своего коллектива. В принципе, он и выступил идейным вдохновителем появления ансамбля. Он постоянно мне говорил: «Аня, собирай детей!» С его легкой руки и возник коллектив. А название придумали те самые москвичи, для них было важно, что оно созвучно Евпатории.
Очень хрупкий инструмент
По словам Анны Ус, на протяжении двух прошедших десятилетий ей не приходилось переживать внутренние конфликты между самобытной яркой артисткой и вокальным педагогом и худруком детского ансамбля.
— Когда я работаю с детьми, ставлю ли номера, занимаюсь ли непосредственно с ними вокалом, то осознаю высокую ценность моего сценического опыта, — рассказывает она. — Некоторые детали, которые ты сам прочувствовал, стоя на сцене, психологические тонкости работы с публикой исключительно педагоги не знают. Я могу подсказать моменты, которые не подскажет детям никто. И, понимая это, конечно же, жутко горда этим и рада за своих учеников. Я позволяю им не набивать шишек, а заранее объясняю, почему должно быть так или иначе. Безусловно, в процессе преподавания голос у меня, как педагога, устает, физически тяжело. Поэтому нередко многие практикующие артисты начинают преподавать, уйдя на пенсию, чтобы поберечь голос. Это очень хрупкий инструмент, на который влияют любые нагрузки. Работы над собой в два раза больше. Тяжело, но и без этого я уже не могу.
За 20 лет через коллектив прошли порядка сотни детей. Из них около десятка выбрали музыкальную стезю.
— На недавнем концерте в городском театре имени Пушкина мы показали видеоролик, в котором как раз рассказали, кто где учится и каких успехов достиг, — говорит Анна Ус.
Затмили «Домисольку»
Не раз коллектив выступал на одной сцене со звездами эстрады. Такие выступления, по словам руководителя коллектива, выпадали на каждое поколение «горожан». К примеру, в 2016 году, когда в Евпатории с блеском прошла презентация фестиваля детского и семейного кино «Солнечный остров», фактически автором и организатором церемонии выступил городской центр культуры и досуга.
— Участники ансамбля «Город детства» не только занимались музыкальным оформлением мероприятия, но и были его ведущими. Я написала сценарий. Тогда Андрей Прудников и Олег Анисимов создали гимн будущего фестиваля. Разумеется, мы выступили его первыми исполнителями. Наши дети были ведущими и церемонии открытия первого фестиваля «Солнечный остров». На один из первых фестивалей организаторы пригласили ребят из именитого детского столичного музыкального театра «Домисолька». В той же программе, где они выступали, пару номеров было и у нас. Организаторы фестиваля отметили одинаково высокий уровень коллективов. Ребятам из Москвы пришлось выступать усеченным составом из-за финансовых возможностей организаторов в части переезда и размещения коллектива, в то время как для нас, крымчан, такой проблемы нет. С тех пор детские коллективы с материка на фестиваль решили не привозить. Просто стало ясно, что у нас есть те же одаренные дети, которые так же талантливо поют. Можно сказать, мы вселили в организаторов фестиваля веру в то, что в Евпатории немало детских коллективов, способных достойно выступить на том или ином фестивальном мероприятии.
Неюбилейный юбилей
И хотя недавний концерт в городском театре имени Александра Пушкина коллектив и приурочил к круглой дате, однако как юбилейный не афишировал.
— Если делать юбилейный концерт, то обязательно нужно приглашать выпускников, по возможности всех, особенно тех, кто в творческой профессии, чтобы они могли спеть, что-то сказать, — поясняет Анна Ус. — Октябрь — время рабочее и учебное, поэтому называть этот концерт юбилейным не стали. К тому же у нас нет определенного числа, с которого бы мы вели отсчет существования коллектива. По правде говоря, идею этого концерта я вынашивала последние полтора года. И он получился во многом благодаря заслуженным артистам Елизавете Задеваловой и Александру Фастову — очень талантливым режиссерам эстрады с огромным опытом. Признаться, была невероятно счастлива поработать с Елизаветой и Александром, они помогли мне обозначить многие моменты, благодаря которым публика в итоге прониклась, и уже после первого блока программы у всех были слезы на глазах. Мы хотели отойти от шоу и побеседовать на языке музыки со зрителями о главном, глубоком и настоящем.
Прежде всего — желание
Говоря о том, насколько просто или, напротив, непросто юным артистам попасть в коллектив, Анна Ус уверяет, что отбор «вообще не жесткий».
— Хотя кому-то может таким показаться, — допускает она. — Прежде всего важно, чтобы у ребенка было огромное желание петь. Помните, как однажды сказал Лев Толстой: писать надо только тогда, когда не можешь не писать. Если же можешь не петь — не пой. Потому что есть люди, которые стремятся петь исключительно ради того, чтобы себя показать, или только потому, что это модно. В последнее время, оказывается, становится модно «заниматься вокалом». И меня это пугает. Но если ты не можешь не петь, если поешь в ванной, дома, на уроках «мычишь», если не можешь себя заставить не петь, — добро пожаловать. Такие дети все, что я вложу им «в клювик», с благодарностью принимают, потому что удовлетворяют свое желание петь. Обычно они быстро обучаются сценическому мастерству. На втором месте — наличие чувства ритма, а на третьем — интонация, музыкальный слух. Если ребенок имеет огромное желание петь, у него по-особенному и голова работает, и сердце чувствует. Остается только раскрыть его. В моем педагогическом карманчике, поверьте, есть такие секреты, такие тонкие вещи, которые мало кто может дать. Много талантливых детей — просто бери и пользуйся, но мне больше удовольствия доставляет работать с теми, у кого для окружающих нет, казалось бы, данных, но есть огонь в глазах. И я найду в них эти данные и проявлю.
Справка
Вокальный ансамбль «Город детства» существует с марта 2004 года. Юных участников коллектива объединяет любовь к песне, танцу, музыке и сценической культуре. В 2013 году решением коллегии Министерства культуры Крыма коллективу присвоено звание «Образцовый».
Олег СЕРГЕЕВ.
Фото пресс-службы Евпаторийского центра культуры и досуга.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 44(19645) от 08.11.2024 г.