В этом месяце исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося советского поэта, уроженца Крыма Ильи Сельвинского. По доброй традиции юбилей отметили в евпаторийской гимназии, которая с 1992 года носит имя поэта. До революции он учился в ее стенах.
От зала до улицы
В воспетом им городе, где будущий поэт провел свою пламенную юность, его светлое имя наряду с гимназией носят как минимум улица, публичная юношеская библиотека и местное литературное объединение. Примечательно, что в конце прошлого года Сельвинского включили в Зал славы крымской журналистики, открытый в Крымском федеральном университете имени Владимира Вернадского. Притом что как журналист замечательный уроженец Симферополя и впоследствии житель Евпатории, в годы Великой Отечественной бывший военкором, реализовал себя уже после отъезда из Крыма. Впрочем, еще в период обучения в Евпаторийской мужской гимназии (с 1915 года) Сельвинский начал публиковать свои произведения в газете «Евпаторийские новости». В местном издании, в частности, опубликовали его стихотворения «Бой», «К полякам», «Тысячному номеру «Евпаторийских новостей» посвящается». В дневнике впоследствии по этому поводу он вспоминал: «Вундеркинд! Вундеркинд! На мое счастье, нашелся один добрый человек — учитель городского училища Борис Семеныч Выровой. Он пригласил меня к себе и долго отговаривал печататься в газете. На меня это произвело сильное впечатление. И вот мальчишке хватило воли отказаться от славы (а ведь дети так тщеславны) и даже от денег (мне все-таки что-то такое платили, во всяком случае, неизмеримо больше, чем я мог выклянчить у матери)».
В начале Великой Отечественной войны Сельвинский добровольцем пошел на фронт и был назначен на должность писателя в газету «Сын Отечества» 51‑й Отдельной Армии. В начале января 1942‑го корреспондент возвратился в Крым с десантом Керченско-Феодосийской операции. Тогда же в дневнике он записывает: «О себе и о том, как жил, что видел — после. Важно то потрясающее впечатление, которое производит Керчь после немцев… Город полуразрушен. Бог с ним — восстановим. Но вот у села Багерово в противотанковом рву — 7000 расстрелянных женщин, детей, стариков и др. И я их видел. Сейчас об этом писать в прозе не в силах. Нервы уже не реагируют. Что мог — выразил в стихах». В стихотворении «Я это видел!», впоследствии вполне заслуженно ставшем хрестоматийным. В нем поэт пишет о массовом расстреле тысяч евреев под Керчью, совершенном нацистами и их пособниками в течение нескольких дней в начале декабря 1941 года, а также о расстрелах, продолжавшихся до конца первой оккупации Керченского полуострова. В одном лишь 1942 году это стихотворение несколько раз публиковалось в армейских газетах, центральной периодической печати и в книгах. В написанном позднее стихотворении «Керчь» Сельвинский рассказывает о том, как стал свидетелем нацистских зверств в Крыму.
Очаг памяти
Мемориальные мероприятия, устроенные учащимися и педагогами гимназии, в очередной раз продемонстрировали их верность традициям и подобающее отношение к исторической памяти. Отдельно заметим, что именно в стенах гимназии более ста лет назад вызревал поэт Сельвинский. В своей повести в стихах «Записки поэта» он писал:
«[…] В понедельник,
Как ежедневно, сбегал в гимназию. День
Для меня начинался обычно с того момента,
Когда кончался последний (пятый) урок.
Тогда, очнувшись и сдунув в какой-то угол
Сырое отребье нахватанных знаний, я
С отрадой входил в заповедник имен и звуков».
В конце прошлой недели в гимназии провели ежегодный конкурс чтецов «Сельвинские чтения», приуроченный помимо дня рождения легендарного выпускника ко дню гимназии и Международному дню школьных библиотек. В нем приняли участие учащиеся первых-шестых классов. В этом году конкурсанты выступали в трех номинациях: «Стихотворения Ильи Сельвинского», «Мой Крым» и «Сквозь года летит Победа…», посвященной, по словам организаторов, грядущему 80‑летию Великой Победы «и всем героям нашего времени».
Прежде в стенах школы весьма широко отмечали три юбилея поэта с участием его родственников — в 1989, 1994 и 1999 годах. Как вспоминает преподаватель гимназии, в прошлом директор учреждения, историк литературы Людмила Никифорова, Сельвинские чтения в 1994 году превратились в литературно-музыкальный фестиваль, на котором прозвучали не только стихи поэта из уст гимназистов, но и песни на стихи Сельвинского, исполненные бардом из Москвы Владимиром Москвиным.
— В эти же дни Татьяна Ильинична Сельвинская и Цецилия Александровна Воскресенская (приемная дочь поэта) утверждали работу скульптора Валентины Снеговской — бюст отца, который сегодня установлен в холле гимназии, — вспоминает Никифорова. — А к 120‑летию со дня рождения поэта в гимназии выпустили альманах «Илья Сельвинский. Образы, навеянные словом» — детское переосмысление и восприятие образов, чувств и событий, описанных в произведениях нашего выпускника, выраженное на полотне или в литературной форме. Ценность этого сборника в том, что в нем представлены иллюстрации к произведениям, выбранным самими юными художниками. А стихи и проза юных литераторов написаны после знакомства с творчеством и жизнью поэта. Год за годом учащиеся всех классов открывают для себя страницы жизни и творчества Ильи Сельвинского — выпускника гимназии 1919 года, русского поэта и прозаика, драматурга и публициста, фронтовика и человека с большим сердцем и непростой судьбой.
Ценные дары
Не стал исключением и этот юбилейный год. Людмила Никифорова провела для старшеклассников открытый урок, посвященный поэту. На нем среди прочего она рассказала об удивительном даре бывшей ученицы школы № 4, предшественницы гимназии, Веры Луконьковой. Сейчас она — временно исполняющий обязанности директора евпаторийского Центра профессиональной реабилитации инвалидов. В преддверии юбилея поэта Вера Леонидовна передала в музей гимназии артефакты, связанные с ее участием школьницей в Литературных чтениях, посвященных Илье Сельвинскому, которые по случаю 85‑летия со дня рождения поэта в далеком 1984 году провели в Литературном институте имени Максима Горького в Москве. Как известно, в этом учреждении Илья Львович вел семинар. Тогда свой доклад юная евпаторийка посвятила патриотическим мотивам в лирике Сельвинского. Вместе с ней в чтениях наряду с выдающимися литературоведами приняли участие два ярких крымских ученых Николай Кобзев (1936–2008) и Александр Люсый, ныне доктор филологических наук и кандидат культурологии, старший научный сотрудник Российского института культурологии и Центра гуманитарных исследований пространства Российского НИИ культурного и природного наследия имени Дмитрия Лихачева (Института Наследия). На чтениях, по словам Людмилы Никифоровой, Вера Луконькова познакомилась с падчерицей поэта Цецилией Воскресенской, которую по праву можно назвать одной из хранительниц памяти об Илье Сельвинском. Тогда же от имени семьи Сельвинских она подписала евпаторийской школьнице выпущенную в юбилейном 1984‑м книгу произведений поэта. После знакомства та даже состояла с Цецилией Александровной в переписке, чему свидетельством открытка, присланная ею Луконьковой. Открытка также пополнила фонды гимназического музея. Примечательно, что в ней Воскресенская интересуется у евпаторийского адресата, «что слышно» о возможном присвоении школе имени ее выдающегося отчима. Еще одним экспонатом музея стала сделанная Луконьковой в середине 1980‑х вырезка из «Литературной газеты» — публикация Бориса Сермана об Илье Сельвинском, приуроченная к 85‑летию со дня его рождения.
Как рассказала Людмила Никифорова, в этом году издательский совет Министерства внутренней политики, информации и связи Крыма поддержал ее инициативу о переиздании автобиографического романа Ильи Сельвинского «О, юность моя!». Особенностью будущего издания станет предисловие к произведению, которое написал ушедший в этом году замечательный писатель из Евпатории, литературовед, супруг Людмилы Леонидовны Евгений Никифоров (1946–2024). По словам вдовы, этому предисловию суждено было стать последним произведением мужа. Как отметила Никифорова, неоценимую поддержку в продвижении важного начинания ей оказал замглавы городской администрации Иван Просоедов.
Людмила Никифорова напомнила, что едва ли не половину романа составили события, происходящие в Евпатории во второй половине 1910‑х годов. Предполагается, что часть немногочисленного, увы, тиража издания распространят среди евпаторийских библиотек.
Кстати
К 125‑летию со дня рождения Ильи Сельвинского в Симферополе в музее классика откроются две мемориальные выставки. Одна расскажет об истории создания музея. Другая — о постановке в Государственном театре имени Всеволода Мейерхольда пьесы Сельвинского «Командарм‑2».
Олег СЕРГЕЕВ. Фото автора.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 42(19643) от 25.10.2024 г.