Замечательный поэт, журналист и многолетний автор «ЕЗ» Татьяна Дугиль отмечает юбилей. За четверть века, на протяжении которых Татьяна Александровна прошла в редакции нашего издания путь от внештатного корреспондента до руководителя отдела культуры и патриотического воспитания, ее материалы всегда были украшением издания, оставаясь яркими образцами профессионального мастерства.
Заразить и воспитать
Дело в том, что этого материала за авторством вашего покорного слуги могло не быть, если бы не Татьяна Дугиль. Позволю начать издалека, пользуясь редчайшей уместностью случая. Смею полагать, счастливого. Он последовал почти четверть века назад, когда приятель, без пяти минут абитуриент журфака МГУ, предложил посетить вместе с ним Татьяну Дугиль. Человеку, который, несмотря на нежный возраст, весьма неплохо знал ее как необычайно яркого автора «ЕЗ», даже оказывался героем ее материалов (как лауреат детских музыкальных конкурсов и концертов местной Детской школы искусств) и, наконец, с неподдельным интересом со второй половины 90‑х читал в нашем издании ее публикации, отличавшиеся неподдельным индивидуальным стилем. Разумеется, я охотно согласился. Миниатюрная женщина встретила нас, сидя за письменным столом, на котором стояла тогда еще пишущая машинка (через несколько лет на ее месте появился компьютер). Приятель представил меня как человека, пишущего стихи (что было правдой). Оказалось, что в свободное от работы (да и не только) время стихи пишет и Татьяна Александровна. Я невольно выразил искренний восторг по поводу составленных ею коллективных стихотворных подборок, которые периодически украшали местное издание, занимая ни много ни мало газетную полосу, а то и целый разворот. По ходу беседы выяснилось, что у нас немало общих знакомых на местном культурном фронте.
А потом, ранней осенью 2000 года, в юношеской библиотеке имени Ильи Сельвинского проходила творческая встреча с замечательным русским писателем, блестящим историческим романистом Владиславом Бахревским. На ней присутствовала и Татьяна Александровна. После встречи она предложила вашему покорному слуге написать небольшой текст для «ЕЗ» о прошедшем мероприятии. Если не ошибаюсь, речь шла о материале на 150 строк (тогда объем публикации измеряли еще в строках, символы, они же знаки, появились несколько позже). Утром на следующий день я принес всамделишную рукопись в редакцию «ЕЗ». Совсем скоро обнаружил свой материал в газете. А потом, как говорится, пошло-поехало. С тех самых пор в профессии, за исключением пяти лет обучения в университете. Иными словами, Татьяна Дугиль — моя крестная мама в журналистике, чему, признаться, безмерно рад, а ей, само собой, безгранично благодарен.
«Как тревожен этот путь…»
Есть такой музыкальный размер: две четверти. Простой, хорошо знакомый даже первоклассникам музыкальных школ. Схема дирижирования при таком размере предусматривает два взмаха: раз-два (первый — в одну сторону, второй — в другую). Как же проста в своей фундаментальности эта незатейливая пара равных долей. Раз-два, раз-два, раз-два!.. Шаг за шагом, ать-два… Шагай не хочу!.. Если у тебя нормальные, так сказать, ноги, которые позволяют уверенно стоять на земле. А если из-за детского церебрального паралича ты продолжаешь учиться ходить на протяжении всей жизни? Раз — и упал. Два — поднялся. Раз — упал, два — поднялся… Да что там: легко сказать «поднялся». И вот спустя сотни, тысячи безуспешных попыток: раз-два — и сделал шаг. Шаг в неведомое, потому что следующий шаг может обернуться воистину до боли знакомым падением. Но важно подняться — и снова идти. Пытаться идти. Вот уж тот случай, когда попытка — в чем-то пытке сродни. Казалось бы, есть специальные костыли, с ними все одно проще, удобнее, надежнее. Но важно — самой. И поднявшись в очередной раз после очередного падения, встаешь (еще то приключение!) и, как акробат, шествующий по канату, с чуткостью сапера ступаешь по светлому паркетному полу, удерживая равновесие каким-то чудом. Ведомым тебе одной да Богу.
Так уверенно шествует по жизни Татьяна Дугиль — поэт и журналист, Человек. Двадцать пять лет Татьяна Александровна отработала в «Евпаторийской здравнице». Эта трудовая эпопея, полная нередко удивительных профессиональных побед, началась с четверти ставки в должности корреспондента в далеком 1988‑м. Вот так волею судьбы одна четверть обернулась четвертью века преданного служения газете и горожанам — самым благодарным читателям издания.
С Высоцким по жизни
А началось все со случая. Летом 1988 года редакция «Евпаторийки» обратилась к университетской подруге Татьяны, увлекавшейся, как и она, творчеством Владимира Высоцкого с просьбой написать о поэте материал по случаю очередной годовщины его ухода. Та же неожиданно переадресовала просьбу Татьяне: мол, одно дело — филологические разыскания, другое — публицистика, а ты не хочешь попробовать написать о своем Высоцком? А она хотела. И в номере за второе августа 1988 года на странице «ЕЗ» появился материал Татьяны Дугиль «Слушая голос Высоцкого». В нем выпускница филологического факультета Симферопольского государственного университета, как было указано в материале, имела смелось призвать к тому, чтобы в курортной Евпатории, где Владимир Семенович снимался в художественном фильме Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек», появилась улица имени Высоцкого. Как ни удивительно, но к тому времени на полуострове одна из улиц носила его имя с 1987 года. Инициатором переименования улицы имени Николая Чернышевского в поселке Ленино в улицу Владимира Высоцкого выступил тогдашний руководитель Ленинского района электрических сетей Виктор Плакида, в годы украинского Крыма успевший побывать руководителем крымского правительства. Улица в числе первых в Советском Союзе стала носить имя поэта и актера. А первая в мире улица Высоцкого появилась в феврале того же 1987‑го в городе Нетишин Хмельницкой области на Украине. Сейчас на планете насчитывается около четырех десятков улиц, которые носят имя поэта.
С тех пор в Крыму улица Высоцкого появилась на окраине Феодосии и в поселке Массандра (Большая Ялта), а еще не так давно, осенью 2018‑го, в поселке Грэсовском (Симферополь). Увы, в нашем городе те, от кого тогда, в конце 80‑х, зависело решение вопроса, призыв юной евпаторийки не услышали. По счастью, спустя почти тридцать лет символический островок памяти о большом русском поэте в Евпатории появился на улице Караимской, где в начале 70‑х проходили съемки «Плохого хорошего человека». Им стала установленная там мемориальная доска Владимиру Высоцкому, призванная напоминать евпаторийцам и гостям города о его творческой связи с городом 25 веков.
Вслед за публикацией «Слушая голос Высоцкого», в которой отчетливо прозвучал уверенный голос прирожденного публициста, был репортаж о спортивном празднике в одном из местных детсадов. И если его автор был по-прежнему указан как «выпускница» симферопольского вуза, то уже к выходу третьего материала Дугиль на страницах «ЕЗ» статус деятельного автора был вполне соответствующим реальному положению дел: внештатный корреспондент. Поразительно, но последняя для Дугиль в 1988‑м году на страницах «ЕЗ» публикация тоже была связана с именем Владимира Семеновича и называлась «О Высоцком, и не только о нем». Рецензию на представленный в Евпатории театром-студией «У Никитских ворот» спектакль «Концерт Высоцкого в НИИ» подписали именем и фамилией автора, как и подобает полноценному корреспонденту издания, без лишних уточнений.
С Россией навсегда
В феврале 2014‑го Татьяна Дугиль предвосхитила закономерный исход начавшегося движения Крыма на Родину.
— В те дни крымчане вдруг вспомнили, что они — люди, — отмечала позже она. — У нас всегда существовали понятия «Родина», «Россия», «патриотизм». В 2014‑м от нас материковой России передался мощнейший импульс, выразившийся в патриотическом подъеме.
В те же дни она написала о «русской весне», когда у людей «души расцвели», а крымчане «бой с ложью повели», и заверяла: «Остров Крым» не боится бурь, Ведь в Крыму — русская весна!». А 25 февраля, то есть в канун дня, который фактически стал последним днем полуострова в составе Украины, родились строки:
«Колокола в душе звонят набат.
Не тянет плечи груз — чужие беды.
Как в сорок первом — нет пути назад.
Как в сорок пятом — шаг до дня победы».
Тогда Татьяна связывала друг с другом пророссийских активистов, в дальнейшем координируя их работу.
— Необходимо было не только справляться с собственным мироощущением, но и поддерживать людей, чтобы они не впадали в панику, — вспоминает она. — А за десять дней до референдума я написала стихотворение «Вино Победы», последние строки которого звучат так:
«Как из бани — да в сугроб,
Чувство: «Нас никто не предал!»
Мы отважно пьем взахлеб
Крымское вино победы!».
Крым пробудил самосознание России. Словно морок спал с глаз: так вот почему русские сражались за Крым с такой яростью! Наши герои знали: Крым — это кристалл, на нем, как на затравке, начинает медленно, но неуклонно возрождаться хрустально-чистая, твердая, как алмаз, непобедимая Великая Русь.
Как поэт Татьяна Александровна считает предметом особой гордости публикацию в сборнике стихов «Ожог», выпущенном московским издательством «Вече» в 2015 году, а также публикацию в сборниках «ПоZыVнОй — Русский» и «Стихи из огня», посвященных солдатам и офицерам российской армии — участникам специальной военной операции. В 2022 году Дугиль стала одним из авторов антологии патриотической поэзии «ПоZыVнОй — Победа!», выпущенной при поддержке Президентского фонда культурных инициатив московским издательством «Вече».
Алексей ВАКУЛЕНКО.
Фото автора и из архива Татьяны Дугиль.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 38(19639) от 27.09.2024 г.