Четвертого сентября ушел из жизни евпаториец Владимир Соболь. Светлые люди оставляют светлый след и добрую память о себе. Именно таким был этот человек, утверждает его близкое окружение.
Товарищ, каких мало
«Родился Владимир Соболь в Евпатории в 1959 году. Учился в школе номер один. В 1977-м его призвали в армию и направили в город Клин, он окончил школу младших авиационных специалистов и получил специальность «механик по электрооборудованию», — вспоминает его друг председатель совета ветеранов вертолетного полка города Евпатории Петр Бережной. — Два года служил в городе Клине в истребительном авиационном полку ПВО, окончил школу прапорщиков, после чего его направили в поселок Мирный, в наш 78‑й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк, первый корабельный полк Советского Союза. Это было в 1980‑м. Володя прибыл к нам на должность механика по авиационному оборудованию технической эксплуатационной части полка, где ремонтируют вертолеты и производят их осмотры.
Он был молодым прапорщиком, а я к тому времени прослужил уже 11 лет в этом полку. Зарождению нашей дружбы способствовал случай. Вскоре после начала службы в Мирном Владимира срочно отправили в командировку в Херсонес: прямо со столовой — в вертолет. Там мы и познакомились ближе: нас обоих поселили в оборудованных бункерах. Мы сразу нашли общий язык, сдружились.
Володя дослужился до старшего техника по электрооборудованию и приборам, получил 9‑й разряд — для прапорщиков это высшая ступень. Также получил звание старшего прапорщика. Он был участником боевой службы в Средиземном море на корабле комплексного снабжения. Здесь было все — от макарон и до ракет, — чтобы корабли, находящиеся подолгу в море, могли пополнить свои запасы. На этом судне было два вертолета К‑25 СП в сопровождении четырех летчиков и шести человек технического состава, в число которых входил и Владимир Соболь. Также он бывал в командировках на запасных аэродромах в Херсонесе и Геническе. В последний летали зимой ловить сложные метеоусловия — туманы, чтобы тренироваться. Командировок и поездок было много. Командующий авиацией в шутку называл наш полк цыганским, потому как мы все время находились на чемоданах, и в полном составе полк никогда не строился. Когда у нас появились вертолеты К‑27, Владимир ездил в Очаков, отлично прошел переобучение и был допущен к обслуживанию этих летательных аппаратов.
Как-то раз, после проведения технического обслуживания вертолета и после того, как его облетали, остались два человека для устранения мелких неисправностей. Володя и лейтенант Подберезный. Они все выполнили идеально и закончили в 23 часа, на пять минут опоздав на последний автобус из Мирного. Неунывающий Владимир предложил сослуживцу пойти пешком. Была зима. Они спокойно преодолели 30 километров пути и пришли домой к четырем утра.
В 1995 году полк наш расформировали. Соболь перевелся в бригаду охраны водных рубежей в Севастополе на СКР, но вскоре нашлось место в авиации, и он из Севастополя поехал служить в Гвардейское Симферопольского района, где был и секретчиком, и начальником лаборатории. В 2002‑м он ушел в запас, некоторое время жил в селе Геройском Сакского района, где вместе с семьей занимался виноградарством. После смерти жены вернулся в родную Евпаторию. Перенес инфаркт, но не сдался. С самого создания присоединился к группе по плетению маскировочных сетей «Творим добро» и находил в этом для себя смысл и отдушину.
Владимир был очень отзывчивым человеком. Например, он активно помогал нам в организации мероприятий по открытию в 2016 году восстановленного памятного знака генералу Токареву на месте его гибели (место падения самолета находится в Сакском районе, в пятидесяти метрах от территории Евпаторийского муниципалитета). Не забывал никогда товарищей по службе. На день полка всегда приезжал на построения в Мирном, по форме становился под знамя. Думали, он и на 55‑летие полка 15 сентября этого года приедет…
Добродушный, инициативный, исполнительный, дисциплинированный. Товарищ, каких мало. К любой работе, к любому делу относился добросовестно и ответственно — будь то ремонт вертолета, помощь другу или плетение сетей».
Душа команды
В волонтерской группе по плетению маскировочных сетей «Творим добро» нам так рассказали о Владимире и его роли в команде: «Есть в нашем обществе особенно светлые люди. В их души, как искорки в темноту, заложена любовь к жизни, людям, стране. Таким был Володя Соболь, трудолюбивый, простой и очень скромный, всегда находивший повод радоваться жизни и обладавший прекрасным чувством юмора.
В нашей группе преимущественно работают женщины пенсионного возраста, основной костяк составляет десять человек. Есть ощущение, что команда собрана на подбор: у нас царят единодушие, согласие и понимание, всеми движет желание быть полезными и внести вклад в общее дело. Ради этой миссии мы готовы приходить «к станку» ежедневно, несмотря на то что у каждой есть свои заботы, дети и внуки. Плести сети — работа, казалось бы, не очень сложная, но нужно делать это вручную в течение трех-четырех часов, стоя и очень внимательно, четко соблюдая определенные правила. Володя, душа команды нашей, не просто плел с нами сети, он подпитывал атмосферу единства, разряжал напряжение, находил способы подбадривать нас: например, просто так приносил всем женщинам цветы.
Он создавал настроение, поддерживал энтузиазм и веру в победу, подсказывал. Обычно утром разговор у нас начинается с обсуждения специальной военной операции. Мы обмениваемся информацией: кто-то что-то услышал по радио, кто-то прочитал в интернете, в том числе про наших бойцов. Радуемся, когда слышим положительные новости. Владимир, как человек военный, доходчиво пояснял нам то, что мы не понимали.
И конечно, вкладывался в работу с полной самоотдачей, со всей душой. Есть такая профессия — Родину защищать. Эти слова из фильма «Офицеры» — и про Володю: он до конца жизни помогал Родине как мог. Вспомнился случай, подтвердивший нам, как важен этот вклад. Когда мы посылаем сплетенные нами сети (а их за полтора года мы сделали около двух тысяч метров), в середину сетки мы вкладываем бойцам небольшие подарки, а также стихи, написанные руководителем нашей группы Ириной Косьяненко или Раисой Стрельской. Бойцы в ответ посылают нам благодарности, иногда смешные снимки и тоже стихи. Эта обратная связь бесценна! В какую-то из посылок мы вложили стихотворение, в котором были такие строчки: «Пусть наши сети не так уж важны, но вложены в них любовь и сила…»
И однажды к нам зашел боец с фронта, который проходил реабилитацию в Евпатории. Он принес торт и передал большое спасибо от ребят. Сказал, что в стихотворении, которое мы вложили недавно, есть ошибка: нужно исправить на «очень важны».
Амина БИКМАЕВА.
Фото предоставлены группой «Творим добро».
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 36(19637) от 13.09.2024 г.