Зачем ты здесь, человек?

Наша жизнь — это череда вопросов и поиск ответов на них. Иногда задать правильный вопрос в первую очередь самому себе важнее, чем найти на него ответ. Именно правильные и точные вопросы наталкивают нас на размышления, после которых мы приходим к решающим выборам. О балансе духовного и материального, любви в самом широком смысле этого слова, Божьем промысле и подходе к формированию личности, основанном на вере, православных традициях и моральных ценностях в интервью корреспонденту «ЕЗ» рассказал православный ученый, кандидат юридических наук, доктор философии в области образования, доцент кафедры правоведения Александр АНУФРИЕНКО.

— Александр Анатольевич, расскажите немного о себе, своем жизненном пути и нынешней деятельности.

— Я родился в 1957 году на Донбассе, в одном из шахтерских поселков города Краснодона Луганской области, в семье инженерно-­технических работников угольной шахты. Папа Анатолий Васильевич — главный механик, мама Галина Прохоровна — телефонистка. Бесконечно благодарен за все своим родителям. Отец научил прежде всего ответственности, честности и целеустремленности. Ведь работа механика шахты — это круглосуточный подвиг человека, который отвечает за слаженную работу технического персонала и всех механизмов этого предприятия повышенной опасности. Мама и бабушка сформировали в моей душе веру в Господа, научили смирению и любви к ближнему. А мой прадед по маминой линии, Андрей, был иконописцем в Свято-­Троицком Корецком монастыре Русской православной церкви. Воспитание троих моих детей и девяти внуков неотрывно связываю с духовными традициями нашего рода.

Всю жизнь я стараюсь от каждого человека услышать ­что-то важное и нужное. В первую очередь это относится к учителям… Когда я учился в школе, ее директором был Федор Иванович Иванчиков — талантливый педагог, у которого еще до Великой Отечественной вой­ны учились будущие юные герои Краснодонщины — молодогвардейцы. В школьные годы я успел пройти курс музыкальной школы по классу баяна, научился играть на гитаре… Любимыми предметами в то время были физика и математика. Поэтому после школы поступил в Кишиневский политехнический институт, который с отличием окончил в 1979 году с присвоением квалификации инженера-­строителя. Потом была работа в системе треста «Краснодоншахтострой», депутатская деятельность, должность заместителя председателя Суходольского городского исполнительного комитета, окончание еще двух вузов, защита диссертаций на присуждение ученых степеней кандидата юридических наук и доктора философии в области образования, создание филиала столичного вуза и успешное руководство им в течение десяти лет — все это основные вехи моих дел на Донбассе.

В 2008 году по состоянию здоровья переехал в Крым и продолжил преподавательскую работу, которая связана прежде всего уже более 16 лет с кафедрой истории и правоведения Евпаторийского института социальных наук (филиала) КФУ имени Владимира Вернадского. Сейчас в рамках этой деятельности участвую в очередном наборе слушателей курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Оказание экскурсионных услуг в условиях поликультурной среды».

Также занимаюсь, правда, в связи с недостатком времени, пока еще недостаточно активно, общественной деятельностью. Участвую в работе Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых». Веду авторские курсы «Православный туризм: экскурсоведение» при православном культурно-­просветительском центре Свято-­Николаевского собора. Организовываю бесплатные еженедельные экскурсии для школьников и студентов по духовно-­патриотическому комплексу Свято-­Николаевского собора. Принимаю участие в организации и проведении ежемесячных благотворительных семейных спортивных фестивалей «Здоровый дух — здоровое тело». Регулярно публикуюсь в «Евпаторийской здравнице». Оказываю посильную организационную и иную помощь церковному хору Свято-­Николаевского собора.

Все это мне удалось воплотить в жизнь благодаря замечательным людям, которых мне посылает на пути Господь. Всем им, независимо от их отношения к моей грешной личности, я сердечно благодарен.

— В своем учебном пособии по православной культуре «Кратко о главном…», изданном при Евпаторийском благочинии, вы подчеркиваете важность изучения истории своего рода и влияния родовой системы на формирование человека. В чем, на ваш взгляд, сила рода, и как получить его поддержку? Какую роль в православии играет родология?

— Сила рода, наверное, прежде всего в вере в Бога и в сохраненном разуме, который связан с душой человека и руководит умом. Именно представители рода своим примером могут помочь молодому потомку прийти к Господу и стать разумным. Духовный опыт предков поможет разобраться, где информационный мусор, а где истинные знания, способные помочь через веру, надежду и любовь создать крепкую семью и привести к истинному счастью, невзирая на жизненную ситуацию и переживаемый исторический период.

В православном аспекте родология (наука, изучающая родовые отношения и родословие) играет значительную роль. Верующие придают большое значение родословной и своим родовым связям, так как через них они соединены на духовном уровне с предками преемственностью веры. Одним из способов сохранить и укрепить семейные узы является создание и соблюдение семейных традиций. Семейные традиции помогают укрепить связь между поколениями и создают атмосферу семейного единства. Например, можно установить еженедельные семейные посиделки, когда все собираются вместе, чтобы почитать Евангелие, помолиться, обсудить прошедшую неделю и планы на будущее. Определение и соблюдение семейных ценностей также играет важную роль в сохранении и укреплении семейных уз. Например, в православии такие ценности, как вера, любовь, покаяние, смирение, уважение к старшим и сострадание играют важную роль в формировании и поддержании здоровых и счастливых семей.

— Люди в основном делятся на две категории: одни стремятся к реализации в материальном мире, для других главное — духовное развитие, но чаще всего вторые остаются нереализованными в финансовом плане. Немногие способны совместить духовное развитие и материальный успех, гармонично продвигаясь в обоих направлениях. Что же может помочь нам уравновесить в себе эти противоположные энергии и сбалансировать всю нашу жизнь?

— Надо прежде всего определиться с понятиями «реализованный» и «успех». Для этого нужно понять, кто мы и зачем мы на Земле.

Материализм определяет человека как биосоциальное существо. Материалист живет, судя по приведенному определению, чтобы удовлетворять свои физиологические потребности и достигать определенной социальной вершины. Но всегда ли эти процессы связаны с наличием добрых дел и абсолютной любовью к ближнему? И с каким конкретным объемом денег и удовольствий  человека можно назвать успешным и реализованным?

Может, наиболее удачное определение человека в духовном аспекте дает идеализм: бессмертная душа, у которой есть временное земное тело. В этом случае человек счастлив ежесекундно, так как его счастье связано с присутствием Божьего духа в душе. Он верит в свое бессмертие, а деньги ему нужны прежде всего не для греховных удовольствий, а чтобы разумно помочь нуждающимся ближним…

Чтобы не ощущать недостаток денег, необходимо понять смысл своей жизни в традиционном, в нашем случае православном аспекте. Думать в первую очередь о том, как собственным трудом, используя свой талант, данный Богом, сделать добро человеку, и тогда, как правило, Он отблагодарит вас деньгами, ведь для православного деньги — единица измерения добра. Думаю, тогда и будет возможен баланс, о котором вы спрашиваете.

— Любовь во всех ее проявлениях всегда оставалась одной из самых обсуждаемых и многогранных тем в истории человечества. Она стоит у истоков литературы, искусства, философии и, конечно же, религии. Как православный ученый, расскажите, что такое любовь в рамках христианской веры. Как раскрыть глубину и силу этого чувства, являющегося, как утверждается, самой сущностью Бога?

— Все, что есть в мире, существует благодаря любви, которая и есть сущность Господа. Ведь мир Им создан именно с этой целью! Господь проявляется через Свое творение! Но проблема человека в том, что он, как мне кажется, все чаще искажает эту абсолютную любовь — постоянное стремление творить добро, независимо от отношения окружающих, разумно жертвуя обществу свое время, энергию, силу. Древние для определения разных видов любви имели в обиходе до семи различных слов. В нашем современном языке под словом «любовь» понимают и любовь к родителям, и любовь, например, к конфетам. Молодые семьи часто забывают о том, что в приоритете среди близких должна быть абсолютная, «солнечная», платоническая любовь. Под любовью зачастую понимают только любовь-­страсть, основанную прежде всего на биологическом влечении и временных кожно-­эротических утехах. К­акое-то время такая неустойчивая любовь сопровождается любовью-­дружбой (ты мне — я тебе), затем со старением тела она часто разрушается и, как правило, ведет к трагедии — разводу. Наши православные предки были часто разумнее нас, так как традиционно думали о том, кто вой­дет в семью в качестве спутника на всю жизнь для их чада задолго до совершеннолетия ребенка! Да и венчались более молодыми, не успев приобрести «разгульного» опыта, как это часто случается сейчас. Каждую неделю в Евпатории количество разводов, как правило, всего на 10–30% меньше количества браков, заключенных за тот же период… В древности разводов практически не было. Для православного настоящая любовь — труд всей жизни. А смысл создания семьи — через абсолютную любовь к ближнему вместе прийти к любви ко Господу. Если в семье Бог на первом месте, то все остальное (работа, воспитание детей, научение, здоровье, достаток и прочее) на своем месте!

— Каждый день своей жизни человек становится перед выбором, как поступить в той или иной ситуации. Как понять, где Божий промысел, а где должна проявляться воля человека и его собственный выбор?

— Бог создал человека свободным. Его действия по отношению к человеку можно сравнить с советами врача больному. Больной, в конце концов, сам решает, принимать ему выписанное лекарство или нет. Но для принятия решения лечиться человек должен прежде всего понять, что он болен и ему нужен врач, далее — найти врача и поверить в него как в исцелителя. Заметим, что уровень кардинальности действий врача связан с опасностью болезни: чем больше поражение здоровья человека, тем решительнее методы лечения.

Известно, что Божественная воля (совет) проявляется в следующих идеях. Желание Господом блага по отношению к человеку, основанное на любви. Бог дозволяет действовать нам по нашему умыслу, но чтобы исправить ситуацию при необходимости, Он вмешивается и вразумляет человека (случаются болезни, горести, природные катаклизмы, вой­ны и тому подобное). Человек, живя в нераскаянном упорстве, приходит к ситуации, когда путь к Господу для него временно закрывается — до покаяния. В этом случае напрашивается сравнение. Человек находится в комнате с завешенными окнами и, ничего не видя, уверен, что кругом тьма, но отодвинув занавес, то есть познав Господа через покаяние, он убеждается в красоте светлого мира за окном. Этот мир был неведом ему в связи с пленением его грешными страстями, наносящими вред прежде всего ему самому.

Несомненно, самый замечательный дар любви Бога к человеку — это его свобода. Один из основополагающих смыслов жизни православного человека — постичь эту свободу и волю Господа. Помочь нам в этом могут заповеди, Священное Писание и Святая Церковь с молитвенным сыновним общением.

Беседовала Виктория ТЮРИНА.

Фото Sergey Kott и из личного архива Александра Ануфриенко.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 30(19631) от 2.08.2024 г.






Актуальные новости


Военная служба по контракту
Внимание, ограничение водоснабжения

В связи с производством работ по переключению нового участка магистрального водовода Д-500 мм длиной 1,5 км. в сторону поселков Мирный и Новоозерный, с 20:00 21.11.2024г. до 00:00 23.11.2024г. будет введено ограничение водоснабжения поселков...

График плановых отключений на ноябрь 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в ноябре 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Единовременная выплата при заключении контракта

Участники СВО – граждане с активной жизненной позицией. Сегодня настоящий патриот – это тот, кто сделал сознательный выбор, не остался в стороне и принял решение поступить на военную службу по контракту для защиты своей страны.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.







Рубрики новостей