Наша жизнь — это череда вопросов и поиск ответов на них. Иногда задать правильный вопрос в первую очередь самому себе важнее, чем найти на него ответ. Именно правильные и точные вопросы наталкивают нас на размышления, после которых мы приходим к решающим выборам. О балансе духовного и материального, любви в самом широком смысле этого слова, Божьем промысле и подходе к формированию личности, основанном на вере, православных традициях и моральных ценностях в интервью корреспонденту «ЕЗ» рассказал православный ученый, кандидат юридических наук, доктор философии в области образования, доцент кафедры правоведения Александр АНУФРИЕНКО.
— Александр Анатольевич, расскажите немного о себе, своем жизненном пути и нынешней деятельности.
— Я родился в 1957 году на Донбассе, в одном из шахтерских поселков города Краснодона Луганской области, в семье инженерно-технических работников угольной шахты. Папа Анатолий Васильевич — главный механик, мама Галина Прохоровна — телефонистка. Бесконечно благодарен за все своим родителям. Отец научил прежде всего ответственности, честности и целеустремленности. Ведь работа механика шахты — это круглосуточный подвиг человека, который отвечает за слаженную работу технического персонала и всех механизмов этого предприятия повышенной опасности. Мама и бабушка сформировали в моей душе веру в Господа, научили смирению и любви к ближнему. А мой прадед по маминой линии, Андрей, был иконописцем в Свято-Троицком Корецком монастыре Русской православной церкви. Воспитание троих моих детей и девяти внуков неотрывно связываю с духовными традициями нашего рода.
Всю жизнь я стараюсь от каждого человека услышать что-то важное и нужное. В первую очередь это относится к учителям… Когда я учился в школе, ее директором был Федор Иванович Иванчиков — талантливый педагог, у которого еще до Великой Отечественной войны учились будущие юные герои Краснодонщины — молодогвардейцы. В школьные годы я успел пройти курс музыкальной школы по классу баяна, научился играть на гитаре… Любимыми предметами в то время были физика и математика. Поэтому после школы поступил в Кишиневский политехнический институт, который с отличием окончил в 1979 году с присвоением квалификации инженера-строителя. Потом была работа в системе треста «Краснодоншахтострой», депутатская деятельность, должность заместителя председателя Суходольского городского исполнительного комитета, окончание еще двух вузов, защита диссертаций на присуждение ученых степеней кандидата юридических наук и доктора философии в области образования, создание филиала столичного вуза и успешное руководство им в течение десяти лет — все это основные вехи моих дел на Донбассе.
В 2008 году по состоянию здоровья переехал в Крым и продолжил преподавательскую работу, которая связана прежде всего уже более 16 лет с кафедрой истории и правоведения Евпаторийского института социальных наук (филиала) КФУ имени Владимира Вернадского. Сейчас в рамках этой деятельности участвую в очередном наборе слушателей курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Оказание экскурсионных услуг в условиях поликультурной среды».
Также занимаюсь, правда, в связи с недостатком времени, пока еще недостаточно активно, общественной деятельностью. Участвую в работе Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых». Веду авторские курсы «Православный туризм: экскурсоведение» при православном культурно-просветительском центре Свято-Николаевского собора. Организовываю бесплатные еженедельные экскурсии для школьников и студентов по духовно-патриотическому комплексу Свято-Николаевского собора. Принимаю участие в организации и проведении ежемесячных благотворительных семейных спортивных фестивалей «Здоровый дух — здоровое тело». Регулярно публикуюсь в «Евпаторийской здравнице». Оказываю посильную организационную и иную помощь церковному хору Свято-Николаевского собора.
Все это мне удалось воплотить в жизнь благодаря замечательным людям, которых мне посылает на пути Господь. Всем им, независимо от их отношения к моей грешной личности, я сердечно благодарен.
— В своем учебном пособии по православной культуре «Кратко о главном…», изданном при Евпаторийском благочинии, вы подчеркиваете важность изучения истории своего рода и влияния родовой системы на формирование человека. В чем, на ваш взгляд, сила рода, и как получить его поддержку? Какую роль в православии играет родология?
— Сила рода, наверное, прежде всего в вере в Бога и в сохраненном разуме, который связан с душой человека и руководит умом. Именно представители рода своим примером могут помочь молодому потомку прийти к Господу и стать разумным. Духовный опыт предков поможет разобраться, где информационный мусор, а где истинные знания, способные помочь через веру, надежду и любовь создать крепкую семью и привести к истинному счастью, невзирая на жизненную ситуацию и переживаемый исторический период.
В православном аспекте родология (наука, изучающая родовые отношения и родословие) играет значительную роль. Верующие придают большое значение родословной и своим родовым связям, так как через них они соединены на духовном уровне с предками преемственностью веры. Одним из способов сохранить и укрепить семейные узы является создание и соблюдение семейных традиций. Семейные традиции помогают укрепить связь между поколениями и создают атмосферу семейного единства. Например, можно установить еженедельные семейные посиделки, когда все собираются вместе, чтобы почитать Евангелие, помолиться, обсудить прошедшую неделю и планы на будущее. Определение и соблюдение семейных ценностей также играет важную роль в сохранении и укреплении семейных уз. Например, в православии такие ценности, как вера, любовь, покаяние, смирение, уважение к старшим и сострадание играют важную роль в формировании и поддержании здоровых и счастливых семей.
— Люди в основном делятся на две категории: одни стремятся к реализации в материальном мире, для других главное — духовное развитие, но чаще всего вторые остаются нереализованными в финансовом плане. Немногие способны совместить духовное развитие и материальный успех, гармонично продвигаясь в обоих направлениях. Что же может помочь нам уравновесить в себе эти противоположные энергии и сбалансировать всю нашу жизнь?
— Надо прежде всего определиться с понятиями «реализованный» и «успех». Для этого нужно понять, кто мы и зачем мы на Земле.
Материализм определяет человека как биосоциальное существо. Материалист живет, судя по приведенному определению, чтобы удовлетворять свои физиологические потребности и достигать определенной социальной вершины. Но всегда ли эти процессы связаны с наличием добрых дел и абсолютной любовью к ближнему? И с каким конкретным объемом денег и удовольствий человека можно назвать успешным и реализованным?
Может, наиболее удачное определение человека в духовном аспекте дает идеализм: бессмертная душа, у которой есть временное земное тело. В этом случае человек счастлив ежесекундно, так как его счастье связано с присутствием Божьего духа в душе. Он верит в свое бессмертие, а деньги ему нужны прежде всего не для греховных удовольствий, а чтобы разумно помочь нуждающимся ближним…
Чтобы не ощущать недостаток денег, необходимо понять смысл своей жизни в традиционном, в нашем случае православном аспекте. Думать в первую очередь о том, как собственным трудом, используя свой талант, данный Богом, сделать добро человеку, и тогда, как правило, Он отблагодарит вас деньгами, ведь для православного деньги — единица измерения добра. Думаю, тогда и будет возможен баланс, о котором вы спрашиваете.
— Любовь во всех ее проявлениях всегда оставалась одной из самых обсуждаемых и многогранных тем в истории человечества. Она стоит у истоков литературы, искусства, философии и, конечно же, религии. Как православный ученый, расскажите, что такое любовь в рамках христианской веры. Как раскрыть глубину и силу этого чувства, являющегося, как утверждается, самой сущностью Бога?
— Все, что есть в мире, существует благодаря любви, которая и есть сущность Господа. Ведь мир Им создан именно с этой целью! Господь проявляется через Свое творение! Но проблема человека в том, что он, как мне кажется, все чаще искажает эту абсолютную любовь — постоянное стремление творить добро, независимо от отношения окружающих, разумно жертвуя обществу свое время, энергию, силу. Древние для определения разных видов любви имели в обиходе до семи различных слов. В нашем современном языке под словом «любовь» понимают и любовь к родителям, и любовь, например, к конфетам. Молодые семьи часто забывают о том, что в приоритете среди близких должна быть абсолютная, «солнечная», платоническая любовь. Под любовью зачастую понимают только любовь-страсть, основанную прежде всего на биологическом влечении и временных кожно-эротических утехах. Какое-то время такая неустойчивая любовь сопровождается любовью-дружбой (ты мне — я тебе), затем со старением тела она часто разрушается и, как правило, ведет к трагедии — разводу. Наши православные предки были часто разумнее нас, так как традиционно думали о том, кто войдет в семью в качестве спутника на всю жизнь для их чада задолго до совершеннолетия ребенка! Да и венчались более молодыми, не успев приобрести «разгульного» опыта, как это часто случается сейчас. Каждую неделю в Евпатории количество разводов, как правило, всего на 10–30% меньше количества браков, заключенных за тот же период… В древности разводов практически не было. Для православного настоящая любовь — труд всей жизни. А смысл создания семьи — через абсолютную любовь к ближнему вместе прийти к любви ко Господу. Если в семье Бог на первом месте, то все остальное (работа, воспитание детей, научение, здоровье, достаток и прочее) на своем месте!
— Каждый день своей жизни человек становится перед выбором, как поступить в той или иной ситуации. Как понять, где Божий промысел, а где должна проявляться воля человека и его собственный выбор?
— Бог создал человека свободным. Его действия по отношению к человеку можно сравнить с советами врача больному. Больной, в конце концов, сам решает, принимать ему выписанное лекарство или нет. Но для принятия решения лечиться человек должен прежде всего понять, что он болен и ему нужен врач, далее — найти врача и поверить в него как в исцелителя. Заметим, что уровень кардинальности действий врача связан с опасностью болезни: чем больше поражение здоровья человека, тем решительнее методы лечения.
Известно, что Божественная воля (совет) проявляется в следующих идеях. Желание Господом блага по отношению к человеку, основанное на любви. Бог дозволяет действовать нам по нашему умыслу, но чтобы исправить ситуацию при необходимости, Он вмешивается и вразумляет человека (случаются болезни, горести, природные катаклизмы, войны и тому подобное). Человек, живя в нераскаянном упорстве, приходит к ситуации, когда путь к Господу для него временно закрывается — до покаяния. В этом случае напрашивается сравнение. Человек находится в комнате с завешенными окнами и, ничего не видя, уверен, что кругом тьма, но отодвинув занавес, то есть познав Господа через покаяние, он убеждается в красоте светлого мира за окном. Этот мир был неведом ему в связи с пленением его грешными страстями, наносящими вред прежде всего ему самому.
Несомненно, самый замечательный дар любви Бога к человеку — это его свобода. Один из основополагающих смыслов жизни православного человека — постичь эту свободу и волю Господа. Помочь нам в этом могут заповеди, Священное Писание и Святая Церковь с молитвенным сыновним общением.
Беседовала Виктория ТЮРИНА.
Фото Sergey Kott и из личного архива Александра Ануфриенко.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 30(19631) от 2.08.2024 г.