В Доме молодежи открылась персональная выставка художника Анатолия Тимошкина. Автора, который среди ценителей прекрасного в особом представлении не нуждается как в Евпатории, так и в Москве.
«Общение через бумагу»
Тем не менее каждая новая выставка — это еще одна встреча. Встречаются два взгляда — художника и зрителя — и рождается чудо прикосновения к неведомому, непостижимому, что явлено здесь и сейчас в представленных вниманию посетителей работах. Выставку признанного мастера экспозиционеры Дома молодежи совместили с работами детей, отдыхающих в Евпатории во Всероссийском детском центре «Алые паруса». Казалось бы, трудно вообразить более нелепое сочетание: взять и объединить технически виртуозные полотна опытнейшего художника с любительскими рисунками детей. Однако сам художник, по собственному признанию, когда ему предложили такой тандем, с радостью согласился. Он-то помнит, как глубоко любимый им Пабло Пикассо однажды заметил: «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок».
Вспоминая свое детство и первые художественные практики, Тимошкин рассказывает, что это была игра. Тогда с семьей он жил в Баку.
— Вокруг была развернута добыча нефти, где находились пласты с голубой глиной, — вспоминает он. И мы, мальчишки, доставали ее и делали хлопушки. Затем, когда эта игра надоедала, мы начинали лепить фигурки кошек, собак, а затем и людей смешных, которые нас окружали. Выставляли на солнышко, там их и видели наши зрители и смеялись, угадывая, на кого те похожи. Но однажды мне попался плотный ракушечник, я его доработал инструментом, и он превратился в прекрасный образ девушки. Моя сестра увидела в ней мою очаровательную соседку. Мне почему-то стало стыдно за такое сравнение, и я перестал творить и занялся спортом.
По счастью, в жизни юного Толи возникла женщина, которой суждено было вернуть его в мир изобразительного искусства.
— На некоторых уроках было скучно, и я рисовал учеников, учителей и все что окружало, — продолжает художник. — Это было общение через бумагу. Мир за окном меня отвлекал от учебы: то ветер, который колышет деревья, то потоки снежные летят и кружатся от ветра. И я, заколдованный, ждал перемены, чтобы окунуться в это состояние. Родителям жаловались, что я рассеянный, а учительница истории, когда обнаружила мою тетрадь с рисунками, вызвала родителей, показала им, и они заметили большое сходство с окружающим миром. Дома решили показать мои рисунки художнику. Так я стал ходить в кружок рисования. В благодарность за это я иногда рисовал для исторички разные исторические битвы. Где же эти кривые лошади и дырявые рыцари?..
«Может, стать поэтом?»
Со временем парень решил стать профессиональным художником, а значит учиться в профильном вузе.
— Сколько было нарисовано, набросано, какие пути и какие люди прикоснулись ко мне случайно, пока я не понял, где есть тайна, а где есть просто рисунок! — признается сегодня мастер. — Многим друзьям я благодарен за это.
Но путь в профессию не был гладким.
— Однажды отец поговорил со мной серьезно, — рассказывает Анатолий Федорович. — Начинаются экзамены в училище, что в городе, ты, мол, поезжай, вот тебе фамилия художника, подойди и скажи, что ага прислал — и тебя примут. Рисунки у меня приняли. Но когда я увидел подготовку других ребят, то решил, что совсем не готов. На бульваре съел три порции мороженого, дома не объяснялся. Кстати, в те годы конкурс был девять человек на место. А потом была служба в армии и Переяславль-Залесский, где я увидел настоящую Россию. Снежные зимы, покрытые инеем деревья, а мы в гимнастерках, не боясь морозов, своим бегом преодолеваем эти красоты. Вокруг художники в валенках стоят в сугробах и пишут этюды. Издалека кажется, что уже шедевр и трогать его не надо, но художник решает сам — и взмах мастихина размешивает и снимает лишнюю краску на холсте. И как свежо ложатся новые мазки! Оказывается, они остановились на даче Дмитрия Кардовского (советский график и педагог, профессор и действительный член Императорской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР. — Ред.). Какие встречи, знакомства, позирование на даче!.. А осень в монастырях, золото везде: и на деревьях, и на земле! Только купола еще не восстановленные, дырявые и не окрашенные проглядывают посреди листвы. Не передать в акварели, нет опыта, но — пытаюсь. Наконец, слышу настоящую поэзию: Николая Рубцова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского. Ну как тут не стать художником?! Может, стать поэтом?..
И стал, только поэтом в красках. От обучения в художественном училище Азима Азимзаде, бывшем, кстати, первым художественным учреждением не только в Баку, но и в Азербайджане, у Тимошкина остались теплые воспоминания.
— Электричка везет от Сураханов до Баку, она полна студентов, — рассказывает он. — Я выбираю место рядом с художником Саттаром Бахлулзаде (народный художник Азербайджана, мастер лирического пейзажа. — Ред.). О нем ходят легенды. Он бескорыстно делится с художниками как профессиональными навыками, так и финансами. Удивительно красивый в свои семьдесят лет: подтянутое лицо, с четким очертанием губ, и длинные пальцы рук. Говорит только об искусстве, и неважно, кто сидит рядом: начинающий или мэтр.
Выставка Анатолия Тимошкина продлится до 29 августа. Вход свободный.
Олег СЕРГЕЕВ.
Фото Sergey Kott.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 30(19631) от 02.08.2024 г.