В Евпаторийском краеведческом музее открыта выставка «Ода Крыму»: в экспозиции 50 графических работ художницы из Керчи Любавы Азимцевой, посвященных крымским памятникам архитектуры, дополняют помещенные в рамки стихи поэтессы из Евпатории Екатерины Черняевой.
«Наш Крым»
Как отметили в музее, авторы «Оды Крыму» пером и кистью воспевают красоту Крымского полуострова, его многогранную и многонациональную культуру, предлагая посетителям выставки взглянуть на известные памятники по-новому.
Работы Азимцевой выполнены в авторских техниках многослойной акриловой графики и масляной пастели, а также в смешанных техниках на оргалите, холсте и натуральной доске. На выставке представлены серии графики «Ласточкино гнездо», «Херсонес», «Судакская крепость», «Ворота Гезлева», «Воронцовский дворец».
Как отметила Черняева, ранее она, будучи сотрудником Евпаторийского краеведческого музея, неоднократно видела экспонировавшиеся в стенах учреждения работы художницы, однако до каких-либо совместных творческих планов дело не доходило.
— А тут в интернете увидела объявление, в котором поэтов приглашали к участию в сборнике «Наш Крым», — рассказывает Екатерина.
А дело-то было совсем недавно: в июне. Под постом в одной из соцсетей, где организатор проекта Татьяна Масленникова оформила свое приглашение, евпаторийка написала: «Уважаемые художники! У меня есть очень много стихотворений о Крыме, ведь я еще и гид по полуострову. Есть Бахчисарай, Севастополь, Инкерман, храмы и монастыри Крыма, Старый Крым, Евпатория, Алушта, Южный берег, Тарханкут и прочее. У кого есть работы, обращайтесь, будем подбирать мои стихотворения. Я автор книг «Крымская элегия» и «Дороги гида». Обращайтесь, буду рада сотрудничеству».
По словам Татьяны Масленниковой, год назад в аналогичном проекте приняли участие 60 творческих человек.
— Книга получилась интересная и полезная, так как кроме стихов и живописи на каждой странице была историческая справка (посвященная тому или иному описываемому объекту. — Ред.), — рассказала инициатор проекта. — Получилась небольшая энциклопедия для юного поколения и для тех, кто никогда не был в Крыму, а очень мечтал об этом.
Год спустя Масленникова решила запустить проект по-новому: провести фестиваль, по итогам которого планируется выпустить книгу для детей среднего и старшего школьного возраста. Последнюю, в свою очередь, предполагается передать в библиотеки крымских муниципалитетов.
Почему бы нет?..
— С Любавой мы не договаривались, но вскоре после того, как я откликнулась на призыв Татьяны Масленниковой, оказалось, что Любава предложила для будущего сборника свою картину с изображением Ливадийского дворца, — рассказывает Екатерина Черняева. — Мои стихи вместе с работами Любавы напечатали в книжке. А потом мы подумали: а почему бы не сделать выставку. Концепцию, как и название нашего проекта, придумала Любава.
При этом обрамленных в прямом смысле стихов, представленных в виде книжных страниц, в экспозиции существенно меньше, чем работ художницы.
— Просто с теми же православными соборами у Любавы много работ, и все их она решила показать, в то время как у меня лишь одно соответствующее стихотворение, — поясняет Екатерина. — К работам, где изображены виды Херсонеса Таврического, мы выбрали два текста, наиболее подходящих. Думаю, что не очень хорошо было бы, если бы литературный материал превалировал над иллюстративным. А так, напротив, обилие художественных работ всячески настраивает на погружение в стихотворный текст.
По словам Черняевой, из десяти текстов, представленных в экспозиции, специально к выставке ей пришлось создать три: о церкви Иоанна Предтечи в Керчи, считающейся самым древним действующим православным храмом в России, Судакской крепости и Херсонесе.
— Любава же со своей стороны, прочитав мои стихи о Гезлеве и евпаторийском армянском храме Сурб Никогайос, которые, кстати, очень понравились его настоятелю, изъявила желание их проиллюстрировать, — говорит Екатерина.
Источник вдохновения
— Крымский полуостров — это неиссякаемый источник моего вдохновения, — рассказала художница. — Путешествия по Крыму воодушевили меня на создание серий картин, изображающих самые посещаемые туристические достопримечательности полуострова. Древняя история, природные ландшафты, уникальные памятники культурного наследия нашли отображение в моих графических работах, выполненных акрилом на холсте, оргалите и натуральной доске. Среди памятников, обладающих уникальной ценностью и интересом для историков и археологов, а также туристов, Херсонес Таврический. Это знаковое для Крыма место, которое сыграло значимую роль в истории многих народов, самый величественный археологический памятник юга России и объект всемирного наследия, которым я восхищаюсь и который изображаю на своих картинах в разное время года и суток. Ему я посвятила серию «Херсонес».
По мнению Азимцевой, было бы, несомненно, хорошо, если бы «Оду Крыму» получилось экспонировать на других музейных площадках Крыма. При необходимости тематически экспозицию можно было бы слегка видоизменить, уверена художница.
— Например, сосредоточиться на православных храмах и монастырях, — говорит Любава. — А может быть, мы дополним этот проект. В любом случае мы планируем продолжить наше творческое сотрудничество. Еще с первой моей персональной выставки в Евпаторийском краеведческом музее мы понравились друг другу чисто по-человечески. Но когда поняли, что в наших сердцах отзываются произведения друг друга, тогда и родился этот проект. В процессе новые произведения создавала не только Екатерина, но и я.
Объяснила Любава и помещение стихотворений в картинную раму.
— В ней текст сам выглядит картиной, — говорит художница. — Поначалу была идея сопроводить мои работы QR-кодами, сканировав которые посредством смартфона, посетители выставки могли бы по ссылке прочитать стихи Екатерины. Однако отказались от подобных инноваций, чтобы чувствовалась более тесная связь между моими работами и текстами Екатерины. Все-таки чтение бумажной книги отличается от чтения той же книги в смартфоне. В итоге я поместила книжные страницы со стихами Екатерины в рамы.
Выставка продлится как минимум до конца месяца.
Олег СЕРГЕЕВ. Фото автора.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 28(19629) от 19.07.2024 г.