В сентябре 2024 года в Республике Крым запланировано проведение выборов депутатов Государственного Совета Республики Крым третьего созыва и представительных органов местного самоуправления — всего 265 избирательных кампаний, на которых будет замещено 2979 депутатских мандатов.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 04.06.2024 № 2270–2/24 выборы депутатов Государственного Совета Республики Крым третьего созыва назначены на 8 сентября 2024 года.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от 08.06.2024 № 2/8–3 определено, что голосование на выборах, назначенных на 08.09.2024, будет проводиться в течение нескольких дней подряд — 6, 7 и 8 сентября 2024 года.
Базовым нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы подготовки и проведения выборов, является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Кроме того, порядок организации и проведения в сентябре 2024 года выборов регулируется законами республики от 26.02.2019 № 572-ЗРК/2019 «О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым» и от 05.06.2014 № 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым», а также постановлениями и рекомендациями Избирательной комиссии Республики Крым.
Избирательные права граждан — это закрепленные ст. 32 Конституции Российской Федерации право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Нормами вышеназванных законов предусмотрено, что гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщее избирательное право говорит о том, что практически все население страны старше 18 лет имеет возможность реализовать свои избирательные права (за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда).
Участие избирателя в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Рассмотрение жалоб и обращений по вопросам нарушения избирательных прав осуществляется органами прокуратуры, судами и избирательными комиссиями в соответствии с положениями федерального законодательства.
Ответственность за нарушение избирательного законодательства, в том числе связанного с порядком функционирования избирательных комиссий, процессом проведения избирательной кампании, порядком проведения предвыборной агитации, подготовкой и распространением агитационных материалов, предоставлением сведений об итогах голосования или о результатах выборов и др., предусмотрена рядом статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом совершение таких деяний, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, нарушение порядка финансирования избирательной кампании, незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, фальсификация избирательных документов и итогов голосования влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. ст. 141–142.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Прокуратура Евпатории
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 26(19627) от 5.07.2024 г.