По традиции к Празднику Весны и Труда отмечают отличившиеся предприятия и трудовые коллективы. В этом году «ЕЗ» решила рассказать о МУП «Трамвайное управление им. И. А. Пятецкого», ведь на днях евпаторийский трамвай отпразднует юбилей — 110-летие. Вместе с вами мы вспомним, с чего все начиналось, какими были самые первые трамваи в Евпатории, через что пришлось пройти предприятию и его сотрудникам и чем они живут сегодня.
Как все начиналось
Регулярное трамвайное движение в городе началось 10 мая 1914 года по трем линиям: городской, мойнакской и дачной. С тех пор уютные евпаторийские трамвайчики стали одной из достопримечательностей города.
В конце XIX века основным видом транспорта в Евпатории были извозчичьи экипажи и линейки, которые доставляли отдыхающих в Мойнакскую грязелечебницу, расположенную в 2,5 км от города. Улицы не были замощены, при движении транспорта поднимались столбы пыли, что доставляло массу неудобств пассажирам. В октябре 1889 года впервые была озвучена мысль о постройке линии конного трамвая от города до грязелечебницы. В начале мая 1911 года городская дума одобрила проект постройки одноколейной линии с разъездами. На реализацию замысла потребовалось 300 тысяч рублей, из них 200 тысяч рублей дал город и 100 тысяч рублей дали дачевладельцы.
В марте 1913 года для постройки трамвайной линии были получены рельсы, из Одессы поступили шпалы, на Кольчугинском заводе был изготовлен контактный провод. В июне началась прокладка трамвайных путей вдоль Мойнакского проспекта. Уже к началу 1914 года сооружение трамвайных линий и депо было завершено. В январе — феврале 1914 года трамвайные вагоны в количестве 10 единиц (5 открытых и 5 закрытых), изготовленные на Мытищинском вагоностроительном заводе, были доставлены в Евпаторию. В конце марта под контролем инженера московского трамвая Нарушевича начались предпусковые испытания. 10 мая 1914 года началось регулярное движение трамвая.
После разрухи Гражданской войны трамвайные пути пришлось восстанавливать. Движение возобновилось лишь в июне 1923-го.
Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации, городскому трамваю был нанесен большой ущерб. Потребовались годы для восстановления материальной базы. Его возрождение началось сразу же после освобождения города, первый приказ по предприятию подписан 14 апреля 1944 года.
В 1948 году был проложен трамвайный маршрут по проспекту Ленина. В 1952 году появился новый трамвайный маршрут «Город — Вокзал». В 1981 году открыта линия «Ул. Революции — Новый пляж». В 1988 году трамвай пришел в промышленную зону.
Претерпевал изменения и подвижной состав евпаторийского трамвая. С 1957 года в Евпаторию стали поступать вагоны Gotha T57, в начале 1970-х были привезены вагоны Gotha, ранее работавшие в Симферополе, и к 1972 году в Евпатории остались одни немецкие трамваи.
А в мае 1987 года на испытания в Евпаторию поступил новый чешский сочлененный трамвай «Татра КТ4SU». Впоследствии эта модель трамвая стала основной для города, и на ней перевозили пассажиров вплоть до начала 20-х годов нынешнего века.
Непростые времена
После развала Советского Союза евпаторийский трамвай испытывал серьезные финансовые трудности. Государственные дотации сократились, образовались задолженности в зарплате и за электроэнергию, дефицит кондукторов и водителей. В городе много льготников, и лишь в летний сезон приезжало большое количество отдыхающих. Парк вагонов сильно устарел, срочно требовался капитальный ремонт как минимум половине немецких вагонов. Но времена изменились, и в 2003 году трамвайное управление нашло средства для отправки двух трамвайных вагонов на троллейбусно-ремонтный завод в Донецк для прохождения капитального ремонта. Также Евпатория нашла деньги для транспортировки двух вагонов «Гота» из Германии, где их, как морально устаревшие, раздавали бесплатно. К 2006 году все «Готы» силами работников депо прошли модернизацию.
Тем временем в 2005 году трамвайному управлению было присвоено имя Ивана Александровича Пятецкого, который отдал городскому трамваю почти сорок лет. В 2008 году предприятие стало лауреатом Национального бизнес-рейтинга, ему присвоено звание «Лидер отрасли». Коллектив трамвайного управления был занесен на городскую Доску почета, а в 2009 году на Доску почета был занесен электромонтер 5-го разряда Александр Семенченко.
Перезагрузка предприятия
В 2014 году евпаторийский трамвай отметил 100-летие. По случаю юбилея на улице Симферопольской был торжественно открыт памятник этому виду транспорта. Самые первые городские трамваи, выпуска 1914 года, к сожалению, не сохранились, поэтому в качестве памятника был установлен немецкий трамвайный вагон 1957 года.
Тогда же были выпущены почтовая карточка и конверт «100 лет первому трамваю в Евпатории» и проведена церемония специального гашения марки.
Одно время поднимался даже вопрос о ликвидации предприятия как нерентабельного, неперспективного и убыточного. Евпаторийский электрический транспорт испытывал серьезные трудности — зарплату сотрудникам не выплачивали по несколько месяцев.
На защиту трамвая встали городские власти, общественные организации, профсоюз и обычные жители. Было проведено множество совещаний, общественных слушаний и мероприятий на различных уровнях администрации, советов и республики. В итоге удалось доказать, что трамвайное движение в Евпатории нужно не только сохранить, но и развивать. Не последними аргументами в пользу сохранения евпаторийского трамвая стали его экологичность и уникальность для Крыма. Ведь все знают, что Евпатория — единственный город на полуострове, где еще сохранился этот вид транспорта.
Появилась реальная перспектива развития евпаторийского трамвая. С 2015 года Михаил Клещенок, на тот момент являющийся директором предприятия, начал посещать множество российских заводов, которые выпускают трамвайную технику. Организовывались круглые столы с участием производителей трамваев, представителей Министерства транспорта РК и Совета министров Крыма.
В итоге всех этих переговоров и встреч в октябре 2019 года в Евпаторию прибыл трамвайный вагон для получения заключения государственной межведомственной комиссии и прохождения опытной эксплуатации. В результате был получен сертификат соответствия — это значит, что появилась возможность серийного выпуска вагонов для нашего города. Для выполнения этой задачи был определен завод-изготовитель — АО «Уралтрансмаш».
В марте 2020 года прошла презентация опытного образца трамвайного вагона АО «Уралтрансмаш» модели 71–411. На нее были приглашены глава Республики Крым Сергей Аксенов и представители общественности. Все сошлись во мнении, что обновление подвижного состава в Евпатории необходимо.
27 ноября 2020 года между правительством Крыма и концерном «Уралвагонзавод» было подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве, в рамках которого из бюджета города Москвы были выделены средства на приобретение трамвайной техники для Евпатории. Сумма контракта составила 1 миллиард 350 миллионов рублей.
В 2021 году в Евпатории полностью заменили подвижной состав трамвайного депо. Всего в наш город прибыли 20 односекционных однонаправленных вагонов модели 71–411 и семь односекционных вагонов челночного исполнения с двумя кабинами 71–411–03. Эти трамвайные вагоны спроектированы специально для городов, имеющих трамвайную колею шириной 1000 мм. В России таких городов три: Евпатория, Калининград и Пятигорск.
Наши дни
Сегодня трамвай является самым крупным пассажироперевозчиком в Евпатории. На его долю приходится более 60 % пассажирских перевозок по городу. Ежедневно услугами МУП «Трамвайное управление им. И. А. Пятецкого» пользуются от 7000 пассажиров, ежегодно — порядка 2,2 млн, из них 70 % составляют граждане льготных категорий. Трамвай имеет большое социальное значение и перспективен для курорта как экологически чистый вид транспорта.
Сейчас ежедневно на два городских маршрута («единица» и «тройка») выходят восемь трамваев. С 1 июня начнет курсировать «двойка», а с 20 июня — маршрут № 4.
Несмотря на довольно непростые времена, МУП «Трамвайное управление им. И. А. Пятецкого» продолжает развиваться. Так, руководство предприятия, понимая, насколько важна подготовка новых кадров, организовало обучение водителей трамваев. А это, учитывая стоимость подобного обучения, довольно серьезный шаг для трамвайного управления. Теорию будущие водители будут изучать в Симферополе, а накатку пройдут в Евпатории. Первая группа из шести человек набрана и начнет обучение уже в этом месяце. Следующая группа будет обучаться примерно с конца августа — начала сентября.
Трамвайное управление ждет и привлекает на работы молодых и инициативных специалистов, которые смогут работать на современном оборудовании с использованием новейших технологий.
Главная ценность — трудовой коллектив
Все годы существования предприятия главной его ценностью были не вагоны, не трамвайные пути, не контактные сети, не депо, хотя и это все, несомненно, очень важно. Главная ценность предприятия — это люди, благодаря которым наши любимые трамваи каждое утро выходят на линию.
Всего в МУП «Трамвайное управление им. И. А. Пятецкого» трудятся 133 человека. Здесь важен каждый: водитель, управляющий вагоном, кондуктор, обилечивающий пассажиров, диспетчер, обеспечивающий бесперебойную работу трамваев на маршруте, электромонтер, следящий за постоянным напряжением в контактно-кабельной сети, путейщик, в чьем ведении исправность трамвайных путей, мастер ремонтной бригады, токарь... А ведь мы еще не упомянули о сотрудниках администрации предприятия, без которых оно не смогло бы функционировать в принципе: это директор, главный инженер, бухгалтер и многие другие. Все они выполняют очень важную работу, благодаря которой по улицам Евпатории вот уже почти 110 лет бодро ездят трамвайные вагоны.
К сожалению, рассказать о каждом из более 130 человек в одной газетной статье невозможно. Но вот с некоторыми познакомить наших читателей мы вполне можем.
Сергей Стрюк. Директор МУП «Трамвайное управление им. И.А. Пятецкого».
Возглавляет предприятие с 16 мая 2023 года.
Коллектив очень ценит Сергея Александровича за ответственность и надежность. С первого дня своей работы стал вникать буквально в каждый процесс работы предприятия. Самоотверженно отстаивает интересы сотрудников предприятия, стараясь обеспечить им лучшие условия работы. За этот год в трамвайном управлении ни разу не было задержек по выплатам заработной платы, а само предприятие обеспечивает бесперебойную работу городского электротранспорта.
Каждое утро Сергей Стрюк начинает с поездки на трамвае, чтобы лично оценить состояние контактной сети, путей, вагона. Участвует во всех аварийно-восстановительных и плановых работах.
Светлана Котова. Начальник службы эксплуатации (движения).
Работает на предприятии порядка 40 лет — с марта 1983 года.
Три года Светлана Ростиславовна проработала водителем трамвая, затем в 1986 ее перевели на должность мастера в службу подвижного состава, где она протрудилась еще 7 лет.
С 1996 года переведена на должность начальника службы движения, которую возглавляла до 2021-го. Затем по определенным причинам Светлана Ростиславовна уволилась и нигде не работала около полутора лет. Но в декабре 2022 года ее попросили вернуться на прежнюю должность — ценных и квалифицированных работников так просто не отпускают.
Неоднократно награждена почетными грамотами и благодарностями различных уровней.
Династия Ульянцевых.
Владимир Ульянцев
Работает водителем трамвая вот уже 40 лет — с 1984 года. За этот период выучил более 10 водителей.
Неоднократно награжден грамотами предприятия и Евпаторийского городского совета.
Антонина Ульянцева
Работает на предприятии около 30 лет. Сначала была водителем трамвая, затем 12 лет — ревизором по безопасности дорожного движения. Сейчас работает диспетчером в службе эксплуатации.
Роман Ульянцев
Водитель трамвая первого класса. Работает на предприятии около 13 лет, прошел курсы. Имеет право работать водителем-инструктором.
Евгений Подус. Электрогазосварщик службы путей.
На предприятии работает более 10 лет. Профессионал в своем деле. От него зависит безопасность движения и своевременное прибытие трамвая в пункты назначения.
Иван Гончаров. Электромонтер контактной сети.
Работает более 25 лет. Отвечает за натяжку и постоянное напряжение в 21 километре контактно-кабельной сети.
Виктор Морач. Токарь.
Работает на предприятии более 15 лет. Изготавливает и подгоняет детали для ремонта подвижного состава.
Алексей Сердюк. Начальник цеха капитального ремонта.
Работает на предприятии более 10 лет.
Отвечает за капитальный ремонт подвижного состава. От него зависит исправность вагонов на линии.
Записала Людмила ПУШКИНА. Фото Sergey Kott и с сайта photo.tramvaj.ru
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 17(19618) от 3.05.2024 г.