Пенсионер из Мирного Петр ГЕРМАН, по его словам, в историческом марте 2014‑го первым в Крыму поднял флаг Российской Федерации на иностранном судне. Оснований не верить крымчанину нет. Более того, его последующий жизненный путь лишь подтверждает неизменный патриотический курс, которым он следует, выйдя на пенсию.
А тогда, 18 марта 2014 года, когда президент России Владимир Путин обращался к Федеральному Собранию, фактически обосновывая воссоединение полуострова с исторической родиной, Петр Федорович находился на работе в Евпаторийской морском порту.
— Я работал лоцманом и находился на буксире «Каламит» Евпаторийского портофлота для высадки на турецкий паром «Ulusoy‑1», — вспоминает он. — По телевизору услышал обращение Владимира Владимировича Путина, в нем президент сказал, что Крым возвращается в состав Российской Федерации. Через пятнадцать минут я поднялся на мостик парома и приказал бывшим там членам экипажа поднять вместо подготовленного ими флага Украины российский триколор.
Море манило уроженца Ростовской области с ранних лет.
— У нас в кладовке висела бескозырка — отец служил в 3‑м Прибалтийском фронте, — говорит он. — Двоюродный брат, постарше меня, таскал эту бескозырку, потом вернул. Я был еще школьником, а брат уже служил на Черноморском флоте. Короче говоря, не закончив и девятый класс, я стал активно готовиться к поступлению в Седовку (тогда Ростовское-на-Дону мореходное училище, а ныне Институт водного транспорта имени Георгия Седова. — Ред.).
По окончании училища Герман получил направление в Одессу, где некоторое время работал по специальности. Затем трудился на малой родине, пока в 80‑х годах прошлого века не переехал в Крым.
— Здесь достаточно длительное время работал спасателем, — рассказывает Петр Федорович. — В основном я руководил работой спасательных отрядов. В этом качестве поучаствовал в двадцати парадах, из них восемь — в пешем строю (еще в училище) и двенадцать военно-морских парадов Черноморского флота в Севастополе, где вместе с коллегами мы попутно были заняты обеспечением безопасности.
Продолжая вспоминать тот исторический в целом для всей России и в частности для него самого день, 18 марта 2014 года, Петр Федорович рассказывает, как недолго потребовалось объяснять турецким морякам, флаг какой страны тем необходимо поднять.
— По действующим правилам, иностранное судно, зашедшее в территориальные воды другого государства, обязано поднять флаг этого государства, — поясняет Герман. — Вообще, по идее, они должны иметь на борту набор флагов стран, в территориальные воды которых могут зайти. Я сказал им, подготовившим было украинский флаг, что необходимо поднять флаг России. Капитан поначалу удивился, а потом даже поздравил меня с этим событием.
Крымчанин признается, что долгие годы ожидал воссоединения полуострова с Россией.
— Я россиянин, уроженец Ростовской области, — с нескрываемой гордостью произносит он. — У меня отец вместе с пятью своими братьями воевали против нацистов во время Великой Отечественной войны. Двое братьев отца погибли, один — в танке под Сталинградом, другого фашисты расстреляли за отказ сдаться в плен. Об этом родственникам рассказал напарник моего геройски погибшего дяди, который в отличие от него сдался в плен, а после плена, как положено, отсидел в лагерях, по выходе из которых и прояснил судьбу считавшегося без вести пропавшим дяди. Мой тесть — инвалид Великой Отечественной войны. Для меня Крым всегда оставался русской землей.
Да и историческая память для Петра Федоровича — словосочетание, имеющее вполне деятельный вектор. Он был в числе тех, кто инициировал установку в поселке Мирном на Аллее авиаторов самолета-памятника в честь морских авиаторов, погибших во время Великой Отечественной войны. На месте будущего монумента, которым, как рассказывает Герман, должен был стать гидросамолет МБР‑2, подбитый нацистами в 1943 году у берегов поселка, даже установил закладной камень. Однако, по словам Петра Федоровича, ветеранам вооруженных сил, людям весьма почтенного возраста, удалось извлечь из лежавшего на пятиметровой глубине у побережья гидросамолета останки командира и носового стрелка. Их останки перезахоронили на одном из ближайших к поселку кладбищ. Когда же великовозрастные поисковики вознамерились попытаться извлечь останки заднего стрелка, фактически засыпанные песком, их лодка, на которой они подплывали к месту крушения гидросамолета, во время шторма получила фатальные повреждения. Герман признается, что обращался с просьбой о содействии в перезахоронении останков красноармейца, а также подъеме с морского дна и дальнейшей мемориализации гидросамолета в различные инстанции. Однако пока отсутствуют средства, необходимые для проведения соответствующих мероприятий.
Олег СЕРГЕЕВ.
Фото из архива Петра Германа.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 12(19613) от 29.03.2024 г.
Опровержение
Информация, размещенная в газете муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым «Евпаторийская здравница» № 12 (19613) от 29 марта 2024 года на странице 4 в материале «И поднял флаг!..» (автор Олег Сергеев), об участии Петра Федоровича Германа в установке закладного камня, посвященного экипажу самолета МБР-2, а также о том, что ветеранам вооруженных сил «удалось извлечь из лежавшего на пятиметровой глубине у побережья гидросамолета останки командира и носового стрелка», не соответствует действительности. Также неверно был указан год гибели экипажа при аварийной посадке самолета. Фактический год гибели — 1941-й.
Приносим свои извинения читателям за допущенную неточность.
В одном из ближайших номеров «Евпаторийской здравницы» мы опубликуем подробности о фактических событиях, связанных с экипажем гидросамолета МБР-2.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 16(19617) от 26.04.2024 г.