Самобытный крымский поэт Михаил Гладчук, также известный многим под псевдонимом Твой Мио — именем героя детской сказочной повести шведской писательницы Астрид Линдгрен — в интервью корреспонденту «ЕЗ» рассказал о своем творческом пути и стиле, об опыте в книгоиздательстве и о том, что, по его мнению, представляет собой современная поэзия.
— Михаил, как давно вы стали заниматься поэзией? Что привело вас к творчеству?
— Многие поэты начинают писать стихи еще в детстве. Но меня поэзия абсолютно не интересовала до первой безответной влюбленности в старших классах школы. Не зная, что делать со своими страданиями и переживаниями, я начал писать строчки о любви, подражая любимым музыкальным группам. На одном из уроков нужно было писать сочинение по «Клопу» Маяковского. И мне в голову пришла отличная идея — узнать главные детали произведения и сочинить стихотворение. Потому что намного проще зарифмовать пять четверостиший, чем написать длинные размышления на несколько листов. Сначала мне казалось, что за такую вольность можно получить двойку. Но учительница поставила «отлично» и даже попросила прочитать рифмованное сочинение перед всем классом. Похвала мне очень понравилась, и я еще несколько раз воспользовался этим приемом.
После я читал свои стихи подругам в университете, родителям и знакомым. Но выходить на сцену боялся. Один случай помог перебороть этот страх. Однажды я пришел на фестиваль «Шорох» в Симферополе и услышал творчество других людей. Каждый из них стеснялся и переживал так же, как и я. Но они все равно боролись со своим страхом и выступали. Послушав коллег, понял, что мои стихи не хуже, чем у остальных. С тех пор регулярно выходил к микрофону. Страх выступлений никуда не делся, но он мгновенно улетучивается после того, как ты начинаешь читать первые строки. А спустя полсотни выступлений становится еще легче.
— Что помогло вам вырасти как поэту?
— Я вырос благодаря тому, что мои родители заставляли меня учить «Березу» Есенина, когда мне хотелось смотреть мультфильм по телевизору. Стихотворение я выучил, правда, с тех пор не очень люблю классическую поэзию. Но это научило меня читать стихи малоизвестных отличных поэтов, которые могут вдохновить так же сильно, как и творчество Пушкина. Намного меньше людей смогут разглядеть в них заимствованные идеи. Кроме того, я интересуюсь не только русской поэзией, но и зарубежной. И синтез родного языка с необычными формами помогает отличаться от других.
— В чем особенность вашего творческого стиля?
— Его особенность в лаконичности, ясности и глубине образов. Я стараюсь упаковывать сложные мысли в простые слова. И подготовленный читатель может их «распаковать» у себя в голове. Увидев, что за каждым четверостишием стоит многочасовая работа мозга и нестандартное мышление.
— Какая она, современная поэзия? Что вы считаете самым важным в этом виде творчества?
— Современная поэзия очень разная. В ней есть много подражателей Золотому и Серебряному веку, любителей футуризма, фанатов шестидесятников. Но кроме них есть еще множество молодых, искренних и прямолинейных поэтов, которые учатся не только у классики, но и у американских битников, андеграундных чтецов поэтических слэмов (творческих соревнований — Ред.) Питера, а также у современной волны рэперов. И чаще всего рэперы перетягивают одеяло на себя, потому что модный образ из песен вызывает красивые иллюзии и позволяет справляться с несовершенством жизни, вместо того чтобы впитать высокий слог, поэтичность и драматизм взрослой поэзии прошлых поколений. И, может быть, это даже хорошо.
Самое важное в поэзии для меня — это нестандартность мышления, глубина рефлексии и искренность автора перед самим собой. Мне нравится читать творчество тех, кто глубже, умнее и сложнее меня. Для того, чтобы размышлять, учиться и путешествовать вместе с поэтом.
— В 2011 году вы создали объединение молодых поэтов «Евпаторийский поэтариум». Действует ли сейчас этот проект? Какова его главная цель?
— Проект создавался как небольшая трибуна для чтения собственных стихотворений молодыми авторами. В первый раз мы, три поэта, просто пришли в галерею актуального искусства
«Ха-Ра-Шо!» театра «Золотой ключик» (ныне Крымский государственный театр юного зрителя. — Ред.) и читали свое творчество для четырех слушателей. Оказалось, что один из слушателей также пишет стихи. И с тех пор количество вовлеченных в проект увеличивалось. Самые большие чтения проходили при поддержке «Золотого ключика», а точнее — Андрея Пермякова. Он предоставлял нам уютное помещение для чтения и поддерживал. Небольшие мероприятия проходили в маленьком кафе друзей, где можно было послушать рифмы за чашечкой кофе и пончиками. Также объединение участвовало в «Библионочи», выезжало со своими произведениями в библиотеку Новоозерного и даже принимало участие в первомайском параде! Помимо этого, проходили квартирники, чтения на пляже и даже мелодекламации на берегу моря в баре друзей. Самое ценное для меня — то, что многие молодые поэты познакомились друг с другом, перебороли страх перед публичными выступлениями и организовывали свои мероприятия.
Сейчас проект существует в онлайн-формате. Желающие могут зайти на его страницу в соцсети «ВКонтакте» и прочитать сборник современных евпаторийских поэтов. Благодаря этой инициативе я познакомился с десятками хороших и интересных молодых авторов, которые смогли перебороть свой страх и сделать маленький шаг к славе. С некоторыми из них общаюсь и сейчас. Очень надеюсь, что в Евпатории появится человек, который найдет в себе силы для организации регулярных открытых микрофонов. Потому что у нас много талантливой молодежи, которая не знает, что делать со своим даром.
— Какими творческими достижениями вы гордитесь?
— Больше всего горжусь тем, что представлял наш полуостров на фестивале в честь пятилетия Крымской весны в Москве. Читать свои стихи в медиацентре практически в сердце столицы — это огромная честь. Остальные награды тоже приятны, но о них забываешь спустя годы. А подобные вещи помнишь.
Еще горжусь тем, что мне удалось реализовать семь проектов по сбору средств и издать на них восемь книг: семь книг поэзии («Ловец Слов», «Пособие по беззаботице», «Нежность и ненависть», «Тест на временность», «Сатори», «Телеграммы из Крыма», Memento Amoris) и книгу прозы «БАМ». Насколько я знаю, в Крыму это первый подобный пример такого количества успешных проектов. После того, как тираж очередной книги заканчивается, я выкладываю ее в интернет для того, чтобы все желающие могли познакомиться с моим творчеством бесплатно.
— О чем ваши книги? Какая из них, на ваш взгляд, самая интересная?
— Мои книги, как и все книги любых поэтов — о любви и смерти. Потому что это две самые важные темы. И в них можно вписать что угодно. Вместо «любви» можно написать «жизни», но какая жизнь без любви? Вспоминая о смерти — пишешь о Боге. И снова — о любви. Потому что чем ближе к ней, тем больше хочется жить.
Самая интересная из них — пятая, «Сатори». Это сборник лучших стихотворений из четырех предыдущих книг плюс цикл написанных в Петербурге. В ней сосредоточены те стихи, которые я обожаю читать на публике. Ведь в книге есть строки, которые ты вынужден говорить. Иногда болезненные, иногда раздражающие. А в «Сатори» больше милых, добрых и теплых.
— Вы упомянули о том, что издали свои книги с помощью нескольких проектов по сбору средств. Расскажите, пожалуйста, немного о своем опыте в книгоиздательстве.
— Моя первая книга подвела итог большому промежутку времени. В ней собраны стихи первых лет. За исключением «тренировочных». Собрав все стихи, я понял, что хочу подарить их друзьям, знакомым и родственникам. Но денег на полноценный дорогостоящий тираж у меня не было. И тут вспомнилась история о том, как зарубежные группы собирают на запись своих альбомов с помощью фанатов и друзей — краудфандингом. Терять мне было нечего, и спустя месяц я открыл проект по сбору средств. Люди поддержали эту безумную идею. Я нашел типографию и через месяц получил на руки тираж своей первой книги. А после, узнав, как это все работает, с некоторой периодичностью выпускал стихотворения в свет. Чтобы дарить их новым знакомым и старым друзьям.
Седьмая книга стихотворений под названием «Телеграммы из Крыма» была напечатана при поддержке Издательского совета Крыма. Книжка-малышка, небольшой сувенир, наполненный любовью к людям и нашему полуострову. Большая часть тиража отправилась в библиотеки полуострова, а остальное я раздарил друзьям в качестве памятного подарка, который можно увезти с собой на материк.
— Как спикер и организатор, где и на каких тематических мероприятиях вы выступаете? Какое место занимают живые чтения для такого поэта, как вы?
— В качестве спикера выступал с небольшой лекцией о соревновательной поэзии (слэме) на «Таврическом бризе» в Евпатории перед молодежными лидерами. А также с лекцией про краудфандинг на международном фестивале «Всемпоэзии» в Симферополе, куратором которого является моя подруга и мотиватор Стефания Данилова.
Как поэт выступаю в разных городах Крыма — Керчи, Симферополе, Евпатории, Севастополе, Ялте, Симеизе. Участвую в симферопольских и севастопольских слэмах. Также читал стихи в Москве, Санкт-Петербурге и Серпухове. И дальше готов выступить в любом поселке или городе.
Живые чтения — очень важная часть поэтического роста. На них ты отдаешь свою энергию и взамен получаешь чужую, вдохновляешься стихотворениями коллег, знакомишься с новыми людьми, пиаришься и получаешь удовольствие. А дружеские отношения с теми, кто слушает твои стихи, помогают издавать новые книги.
Главное — перебороть свой страх, выйти к микрофону и начать читать. Потому что твои стихи — это отражение тебя, и не нужно его стесняться. Принятие себя и своего творчества позволяет жить более насыщенной и полноценной жизнью.
— Что вас вдохновляет на написание стихов? Где черпаете силы и творческие идеи? Какие условия вам нужны, чтобы творить?
— Меня вдохновляют контрасты и необычные события. Со стихами есть два варианта — либо ты пишешь, когда полностью расслаблен и спокоен (в ванной или в кровати перед сном), либо после яркого и нестандартного происшествия в твоей жизни. В первом случае получаются стихи о том, что ты уже обдумал и отрефлексировал. Они просто выходят на поверхность после долгой фоновой обработки. Это называется вдохновением. Во втором случае — эмоциональные и чувственные, рассказывающие о новом событии и переживании. Потому что хорошие стихи невозможно написать без того, чтобы прожить все эти влюбленности, утраты, встречи, путешествия, провалы и проблемы. Чтобы говорить о жизни — нужно жить полноценно, чувствовать ее течение оголенными нервами и рассказывать об этом другим. Чтобы они знали, что можно увидеть много смешного, абсурдного и незабываемого.
— Какого результата вы хотели бы достичь с помощью стихотворений? Какие чувства вы хотите вызвать в читателе своим творчеством?
— Мне пишут друзья и знакомые, читающие мои книги, и говорят, что мое творчество помогает залечивать душевные раны, выходить из депрессии, заново учиться радоваться мелочам. И это для меня главная награда и цель моих слов. Потому что слова должны менять жизнь к лучшему, быть светом в сумерках и давать надежду. Я хочу, чтобы мои стихотворения поддерживали тех, кому грустно, и радовали тех, кому весело. Пусть они будут маленькими спичками, которые зажгут большие костры радости, любви и доброты.
Онлайн-объединение молодых поэтов «Евпаторийский поэтариум»: vk.com/evpoetarium.
Авторское сообщество «Михаил Гладчук | Mio Poetry 18+», где можно бесплатно почитать и послушать стихотворения современного крымского поэта, получить более подробную информацию о краудфандинге: vk.com/tvoimio.
Беседовала Виктория ТЮРИНА.
Фото из личного архива Михаила Гладчука.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 8(19609) от 01.03.2024 г.