В этом году Литературная студия имени писателя Бориса Балтера отметила 25‑летие. С конца прошлого столетия десятки талантливых студийцев прославили и свой город, и гимназию имени Ильи Сельвинского, чьим структурным подразделением та является уже более десяти лет.
Из прошлого века
Литературную студию имени Балтера создали в конце 90‑х годов в городском Детско-юношеском центре (ныне ЦДЮТ «Ровесник»), которым тогда руководила Елена Резник. Идею создания подсказала поэтесса Елена Жаркова, она и предложила назвать студию именем Бориса Балтера. В течение первых пяти лет студией помимо Жарковой руководили поэтесса, прозаик, журналист, впоследствии член Союза писателей России и автор десяти сборников стихов и прозы Анна Зенченко (1999–2002 годы) и писатель, литературовед, с некоторых пор член Союза писателей России Евгений Никифоров (2002–2003 годы). Каждая из этих ярких личностей смогла найти своих учеников, которые сегодня известны в мире журналистики и литературы. С 2003‑го студией руководит Людмила Вальченко — учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования высшей категории в области литературного творчества, член Союза писателей РК и общественной организации «Комитет по увековечиванию памяти Бориса Балтера», поэт (литературный псевдоним — Анна Вересова).
Воспитанники студии в разные годы становились стипендиатами Министерства образования АР Крым, стипендиатами Госсовета РК, стипендиатами президента и Верховной рады Украины, победителями международных, всероссийских и республиканских литературных конкурсов.
— Сегодня наша студия — яркое явление в литературной среде Крыма, — уверена ее руководитель Людмила Вальченко. — О нас знают коллеги в Севастополе, Симферополе, Бахчисарае, Керчи, Феодосии и Ялте. Куда бы ни приезжали студийцы, звучат слова, греющие мою душу: «Балтеровцы приехали! Опять все призовые места заберут!» Я не знаю, что важнее в этой реплике — слово «балтеровцы» или «призовые места», — сегодня нам уже не приходится объяснять, кто такой Борис Балтер, какое место он занимает в русской литературе и что значит для нашего города. Мы часто ездим, выступаем, а призовые места достаются студийцам в результате напряженной работы и упорства. Это действительно так. Множество побед, которые украшают студию, — это результат вдохновенного труда. Воспитанники завоевали множество наград — республиканских, всероссийских и международных. В 2013 году студиец Михаил Чолий был приглашен в Польшу, где ему вручили профессиональную награду, а его стихотворение «Мир против зла и насилия» перевели на польский, белорусский, немецкий языки и отправили президентам четырех стран в поддержку мира на земле.
Гордость гимназии
По словам Людмилы Вальченко, в 2010 году студия получила еще одно рождение — на базе гимназии имени Ильи Сельвинского. По просьбе двоюродного брата писателя Виктора Есипова, известного литературоведа, поэта и наследника авторского права Бориса Балтера, в ее названии сохранили имя писателя. В новом статусе она называется так: литературная студия имени Бориса Батера муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия имени Ильи Сельвинского».
— Мне часто говорят, что художественное лицо студии узнаваемо, — признается руководитель студии. — Я рада этому, потому что знаю, в чем заключается узнаваемость. При всем разнообразии стилей, жанров, тем, языкового материала, ритмов, в которых работают мои воспитанники, в литературном сообществе они узнаваемы отсутствием штампов, высоким требованием к текстам, нравственными границами, продиктованными совестью, максимальной открытостью души, самоотдачей в творческом процессе. Я думаю, что в этом смысле творчество детей созвучно заветам Бориса Балтера, которые он получил от учителя Константина Паустовского. Собственно говоря, это и есть русская школа писательства.
Три золотых и одну серебряную медаль завоевали Нина Пиходчук, Ксения Солодухина и Светлана Полянская в рамках Международного конкурса «Каштановый дом» (в 2008, 2009, 2010, 2011 годах). Медали «Каштанового дома» в Крым привозили только балтеровцы.
— В 2018 году толстый литературный журнал «Таврия литературная» проводил Всероссийский творческий конкурс, посвященный пятилетию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, — вспоминает Людмила Вальченко. — Результат был ошеломляющий — пять медалей: три золотых (Георгий Иванов, Алена Пенхерская, Асине Меджитова) и две серебряных (Ангелина Картавцева и Анна Нестерова). С 2014 года воспитанники студии принимают участие не только в детских и юношеских литературных конкурсах, но и в творческих профессиональных конкурсах, таких как международный литературно-музыкальный фестиваль «Интеллигентный сезон», международный музыкально-поэтический фестиваль «На берегу муз», международный музыкально-литературный фестиваль «Ялос», международный конкурс-фестиваль художников, писателей и журналистов «Образ Крыма». Каждое участие балтеровцев в этих конкурсах означало победы, которые они приносили родной Евпатории: места победителей, кубки, медали. Имена Нины Лернер и Анны Байда включены в десятку лучших поэтов 2016 года.
По словам Людмилы Вальченко, в нашем курортном городе имя Бориса Балтера тесно связано с творчеством молодых поэтов и писателей.
— Так и должно быть — сегодня так же, как и вчера, — ведь до самых последних дней жизни Борис Исаакович был наставником молодых литераторов, приезжавших к нему в Вертошино (село в Рузском районе Московской области, где последние годы жил писатель. — Ред.) за советом, как следует писать хорошие книги, — напоминает она. — Ныне в гимназии имени Сельвинского, что в 30‑х годах ХХ века была образцовой школой первой ступени № 2 имени Павла Постышева, которую окончил писатель, работает Литературная студия, носящая имя этого честнейшего и благороднейшего писателя советской эпохи. Я задаю себе вопрос, что сегодня порадовало бы писателя в городе его детства? Да, конечно, студийцы! Я вижу, как он внимательно прислушивается к их произведениям, вглядывается в их робкие рукописи. Что ищет он в строчках, написанных детской рукой? Писатель, чьи слова о городе детства так глубоко лиричны, нет — глубоко поэтичны, его повесть — это поэзия в прозе.
Любовь к литературе
Людмила Вальченко убеждена: появление такой студии в любимом городе Бориса Балтера — величайшее дело.
— Благодаря студии и талантливой преподавательской работе учителей-бессребреников удалось вырастить целую плеяду учеников, влюбленных в красоту слова, воспринимающих его как благо, дающее возможность создавать новые миры, делать видимым то важное, что часто остается незамеченным в сутолоке повседневности, быть сотворцами в благородном литературном труде, понимать свою ответственность в сохранении и развитии русского языка и русской культуры, которые для учителя Балтера Константина Паустовского были «самым волнующим в мире», — считает руководитель студии. — Учитывая те изменения, которые сейчас происходят в системе образования, особенно в его гуманитарных областях, значение литературных студий приобретает особую важность. Их воспитанники получают уникальную возможность изучать в студиях литературу не только в привычном историко-литературоведческом аспекте (что характерно для преподавания литературы в средних учебных заведениях), но изучать ее как вид искусства. Они учатся воспринимать словесную ткань художественного текста как явление творчества, осознают, насколько важно гармоническое единство слова, содержания, формы и жанра в литературном произведении, учатся отличать живое слово от мертвого, истинное от лживого, учатся познавать мир, который их окружает, и выражать его художественным словом. Они учатся любить литературу и язык. Мне часто задают вопрос, можно ли вырастить в студии писателя или поэта? Думаю, да. Литературная студия имени писателя Бориса Балтера может помочь талантливому ученику реализовать свой дар. Это подтверждает и наша книга «Юность, Любовь и Море!», выпущенная студией к 100‑летию писателя. В сборнике собраны лучшие работы моих выпускников. Там и поэзия, и проза, и художественные переводы.
Говоря о том, изберут ли нынешние выпускники студии своей профессией писательство, Людмила Вальченко философски замечает: покажет время.
— Но думаю, что главная задача студии — это воспитать у начинающих авторов любовь к литературе как к жизненному призванию, как к жизненному пути, а что касается профессий, то они могут быть самыми разными, — уверена она. — Передо мной лежит рецензия на книгу «Юность, Любовь и Море!» доктора гуманитарных наук Елены Коницкой из Вильнюсского университета. В ней есть очень важные слова. И хотя они посвящены балтеровцам, но будут справедливы по отношению ко всей творческой молодежи: «Хочется надеяться, что для выпускников студии их путь уже, так или иначе, определен: в современном мире, в котором много хаоса, деструкции, они — те, которые помнят и знают, что такое любовь, надежда, вера, те, в чьих сердцах уже поселилась мудрость (даже если они сами еще не подозревают об этом). Не прервется линия осмысленной, одухотворенной человеческой жизни, ибо такие люди есть соль жизни. Хочется пожелать балтеровцам, чтобы они помнили это, чтобы не поддавались искушению забвения, чтобы с гордостью чувствовали, что они — звено в непрерывном потоке культуры, благодаря которой мы можем называться людьми».
Официально
В управлении образования Евпаторийской администрации высоко отмечают безусловную положительную воспитательную роль, которую вот уже четверть века Литературная студия имени Бориса Балтера играет в жизни евпаторийских школьников. Впрочем, это не удивительно: значительную часть своей истории студия остается структурным подразделением гимназии имени Ильи Сельвинского, одного из старейших в республике образовательных учреждений, которым гордится не только Евпатория, но и весь Крым.
— За годы работы гимназии отсюда вышли высококвалифицированные люди, которые прославляли школу и наш город, — констатирует начальник управления образования городской администрации Валентина Жеребец. Немало среди них и балтеровцев.
Олег СЕРГЕЕВ.
Фото selwinski-gymnasium.ru и из архива Людмилы ВАЛЬЧЕНКО.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 50(19600) от 22.12.2023 г.