На прошлой неделе исполнилось пять лет с момента ухода из жизни замечательного евпаторийца Давида Эля. А в конце декабря его родные и близкие и все, кому дорога память об этом славном человеке, отметят 95‑летие со дня его рождения.
Принять и передать
В далеком 1946‑м участвуя в легкоатлетической эстафете по улицам родного города, посвященной освобождению того от немецко-фашистских захватчиков, юный Давид с его врожденной скромностью вряд ли мог представить, что и через три четверти века эстафету будут проводить, а команду бегунов, показавшую лучший результат, станут награждать кубком его имени.
Примечательно, что до конца своих дней Давид Моисеевич по-своему хранил верность эстафете. Уже не участвуя в забеге, из года в год напутствовал молодежь. А тогда, весной 1946‑го, о чем мог думать одержимый спортом юноша, сосредоточенный на переживаемом моменте? И хотя в голодном 1946‑м талоны на питание, которые давали тогда участникам соревнований, были определенной ценностью, вряд ли они были способны перебить здоровый спортивный интерес юного легкоатлета. Наверняка он думал об одном: пробежать как можно быстрее. А еще о том, чтобы передать или принять эстафету. Вообще, умело приняв от старших лучшее, что они могли дать, Эль старался передать это лучшее последующим поколениям. По сути, всю жизнь Давид Моисеевич самоотверженно участвовал в нескончаемой эстафете памяти. Как тренер передавал ученикам богатый педагогический и спортивный опыт. Как верный сын своего народа, впитавший от предков драгоценные крупицы национальной культуры, щедро делился с благодарными потомками этим безусловным богатством.
Кем только не был Давид Моисеевич! И почетным гражданином Евпатории, и дважды лауреатом премии имени Семена Дувана, и председателем совета ветеранов спорта, и членом президиума ветеранов спорта Крыма. А еще 18 лет руководил коллективом городской спортивной школы, был почетным председателем Духовного управления религиозных общин караимов Украины, сопредседателем общественного совета «Мир — дар божий», заслуженным работником культуры Крыма, кавалером ордена Украины «За заслуги перед
Отечеством» III степени. Награжденный 15‑ю медалями разного достоинства и 65‑ю почетными грамотами Совета министров и президиума Верховного Совета Украины и Крыма, на закате жизни Эль стал победителем городского конкурса «Общественное признание» в номинации «С людьми и для людей». Номинации, название которой вполне описывает его стиль жизни. По-другому просто не мог этот скромный, исполненный глубокого внутреннего достоинства человек, чей трудовой стаж насчитывает 63 года.
Давид Моисеевич стоял у истоков создания национального культурного караимского общества Евпатории. В 1989 году его избрали первым председателем национально-культурного общества караимов в нашем городе. В 2000 году Эль избран председателем Духовного правления караимов Крыма, в 2002‑м — председателем Духовного управления религиозных общин караимов Украины, а в 2004‑м — председателем Высшего Совета (Улу Бийлик) крымских караимов.
Эль очень много сделал для возврата караимам исторических и культурных ценностей. Как член президиума Ассоциации крымских караимов, он систематически занимался вопросами восстановления комплекса караимских храмов в Евпатории и Чуфут-Кале. Немалая заслуга Давида Моисеевича в создании и работе евпаторийского детского хореографического ансамбля крымских караимов «Фидан». Эль выступил одним из инициаторов и организаторов проведения в 2005 году в Евпатории Всемирного фестиваля культуры крымских караимов.
Интеллигент по природе
Предприниматель и благотворитель, потомок княжеского караимского рода Сергей Синани признается, что Давид Моисеевич его многому научил «личным примером».
— Он был истинным педагогом, — вспоминает Сергей Борисович. — Мог интересно рассказывать, вовремя поднять настроение, развеселить. Умел выслушать, давал человеку раскрыться, не давил авторитетом. К любому делу подходил ответственно, часто предлагал коллегиально обсудить решение того или иного вопроса, связанного с делами как караимской общины, так и Духовного управления религиозных организаций караимов.
По словам Синани, в зависимости от того, с кем вступал в диалог, Эль «удивительно тактично и легко» менял тональность беседы.
— Общение с Давидом Моисеевичем всегда оставляло теплое воспоминание, — говорит он.
Председатель национально-культурной автономии караимов Евпатории «Кардашлар» Дмитрий Габай встречу с Давидом Моисеевичем считает знаковой в личной истории.
— Мудрецы утверждают, что у каждого из нас есть десять главных встреч на протяжении жизни, — рассказывает он. — Одной из таких знаковых встреч в моей жизни, несомненно, стало знакомство с Давидом Моисеевичем. Он был настоящим старшим товарищем, каких сейчас так не хватает молодому поколению. Имея большое сердце и светлую душу, Давид Моисеевич всегда находил нужные слова, чтобы поддержать и подбодрить, подсказать и разъяснить, научить и указать ориентиры. Он был одним из тех людей, благодаря которым моя жизнь поделилась на до и после встречи с ним. Уверен, что таким Давид Моисеевич был и для многих, кому посчастливилось знать этого справедливого человека, заботливого семьянина и неутомимого труженика, на которого хочется равняться.
Тепло вспоминает об Эле и бывший председатель Республиканского комитета по делам религий Владимир Малиборский.
— У каждого из нас от общения с этим человеком остались самые приятные воспоминания, — говорит он. — Давид Моисеевич — это, прежде всего, гармонично развитая личность. Его всегда сопровождала человеческая доброта и забота о ближнем. Интеллигент по своей природе, наделенный высоким интеллектом, он мог всегда очень быстро завоевать авторитет и уважение в любом социальном сообществе. Именно его харизматичность, умение вести диалог с уважительным отношением к оппонентам по самым сложным вопросам, которые возникали в крымском поликонфессиональном обществе, явились основным аргументом для его избрания сопредседателем межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий», на каждом заседании которого Давид Моисеевич стремился глубоко вникать в суть обсуждаемых вопросов и вносить те или иные предложения. Давид Моисеевич — это не просто педагог, тренер или религиозный деятель, он — образец для подражания как гражданин и патриот своего города и Отечества, как семьянин и просто настоящий мужчина. Считаю, что широкую общественность необходимо более активно знакомить с его жизненным и трудовым путем.
Лингвист, педагог, журналист, литератор, общественный деятель, лауреат премии имени Семена Дувана и премии «Общественное признание», заслуженный работник культуры Крыма Александр Склярук убежден: Давид Эль — один из самых уважаемых и почитаемых евпаторийцев.
— Он был выдающимся педагогом и высококлассным тренером-легкоатлетом, посвятившим всю жизнь воспитанию подрастающего поколения, — напоминает Александр Семенович. — Давид Моисеевич был моим большим настоящим другом, очень мудрым, отзывчивым и душевным человеком. Всегда мог дать мудрый совет. Но главное, Давид Моисеевич, будучи носителем караимского языка и караимской культуры, очень хорошо знал караимский фольклор, иногда в общении вспоминал караимские пословицы и поговорки.
Хранитель памяти
В свое время руководитель религиозной организации «Караимская религиозная община», заслуженный работник культуры Крыма Хаджи Давид Тирияки, можно сказать, принял от Давида Моисеевича эстафету присутствия в составе межконфессионального совета «Мир — дар Божий» на посту сопредседателя. Сегодня он вспоминает, как летом 1994 года теледокументалист Алексей Зотиков сообщил активу евпаторийской «Караимской религиозной общины» о том, что в Галиче после закрытия кенасы в 1960 году все религиозные святыни, в том числе и объемный алтарь, караимы хранят в своих домах и, возможно, могли бы передать их в Евпаторию.
— В начале ноября в Галич были командированы три человека, среди которых был и Давид Моисеевич Эль, — рассказывает Тирияки. — После бесед с караимами Галича, непростого общения с городской администрацией (понадобилось участие помощника президента Украины) и оформления соответствующих документов было получено разрешение на передачу и перевозку имущества кенасы в Евпаторию. Сопровождать караимские святыни в пути взялся Давид Моисеевич. Спустя двое суток, благополучно миновав 18 постов автоинспекции, он их все доставил в Евпаторию. Через шесть месяцев, 14 апреля 1995 года, во время празднования 125‑летия со дня рождения городского головы Семена Эзровича Дувана в приспособленном помещении караимской религиозной школы состоялось долгожданное общественное богослужение, на котором присутствовали и караимы из Галича. Скоро исполнится 30 лет, как караимские религиозные святыни обрели новую прописку и продолжают служить своему предназначению в Евпатории.
Спустя немногим более двадцати лет уже к самому Элю в его родную Евпаторию за так называемым нематериальным наследием караимов из далекого Новосибирска прибыла доктор искусствоведения, профессор, завкафедрой этномузыкознания Новосибирской консерватории имени Михаила Глинки Марина Дубровская.
— В Евпаторию я приехала в 2016 году, и с первой же нашей встречи Давид Моисеевич привлек мое внимание караимской благородной красотой: высокий рост, прекрасная осанка, глубокий голос, — рассказывает она. — Мой отец, наполовину караим, был так же красив. В следующем году в рамках экспедиционной поездки я как исследователь побеседовала в Евпатории, Феодосии, Симферополе и Севастополе с немногими караимами, которые могли поделиться знанием караимского песенного фольклора. Я записывала все, что мне пели и рассказывали. Увы, большая часть моих замечательных собеседников многое уже не помнили. Давид Моисеевич был одним из тех, кто охотно поддержал мое начинание, и тогда же произнес правильные слова: «Лучше бы вам приехать лет тридцать, а то и пятьдесят назад». Увы, многие носители караимского фольклора к тому времени ушли из жизни. Во время этой экспедиции мне удалось получить запись радиопередачи, посвященной юбилею Семена Дувана, во время которой Давид Моисеевич помимо прочего спел две караимские песни. У себя в консерватории я уже более десяти лет веду мною же придуманный курс «Традиционная музыка народов мира». В него я включила лекцию и о традиционной музыке крымских караимов. На ней я обязательно включаю эту запись. Это прекрасно! И хотя виделись мы с Давидом Моисеевичем редко, даже из этих встреч я поняла, какое огромное значение он имел для Крыма, не говоря уже о самих крымских караимах. Я всегда буду преклоняться перед памятью о нем и потихоньку радоваться тому, что многие караимы, и не только, имели счастье общения с ним на протяжении нескольких лет.
Образцом преданности Давид Моисеевич был не только в работе, с чем бы та ни была связана (педагогика, сохранение культурного богатства караимов или иная общественная деятельность), но и в семье. Ему вместе с супругой Ириной Федоровной Эль выпало редкое счастье встретить бриллиантовую свадьбу. Надо сказать, что, будучи, как и супруг, педагогом, Ирина Федоровна могла бы посоревноваться с мужем в части общественной нагрузки. На протяжении двадцати лет она, учитель высшей категории и отличник народного образования Украины, руководила городским методическим объединением учителей русского языка и литературы. Не уступает, пожалуй, она Давиду Моисеевичу и в количестве самых разных высоких наград, в том числе почетных грамот и дипломов министерства образования Украины. Семь лет назад, когда эти чудесные люди отмечали 60‑летие совместной жизни, наша газета писала: девиз этой семейной пары — дарить людям любовь. Ему, как и друг другу, они остались верны до конца.
Олег СЕРГЕЕВ.
Фото с сайта e-zdravnitsa.ru.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 47(19597) от 1.12.2023 г.