Ушел театральный режиссер и хореограф Олег Кушлю (1972–2023). Человек, внесший немалый вклад в славную историю детского театрального центра «Золотой ключик», ставшего предвестником Крымского государственного ТЮЗа.
Создаваемый им театр завораживал. Потому что сам он прежде всего верил в то, что творит. Верил — и как при этом святом для каждого театрала слове не вспомнить великого Станиславского! Верил, как в чудо. Как когда-то в него самого поверил выдающийся тезка, чье имя теперь носит Крымский ТЮЗ, на подмостках которого в конце прошлого и начале нынешнего века Кушлю создал свой незабываемый яркий художественный мир. Уже тогда это был легендарный «Золотой ключик», который Олег Пермяков основал в 1987 году вместе со своей супругой Ниной Пермяковой, нынешним директором ТЮЗа. Туда 21‑летним на заре 90‑х пришел Кушлю.
— И меня, пацана, вызвал Олег Анатольевич и сказал: «С 1991 года не проводился фестиваль «Земля. Театр. Дети», — рассказывал Олег Борисович. — И если не сделаем его сейчас, мы его потеряем навсегда».
Тут-то и явил он чуткому на таланты Пермякову всю свою профессиональную дерзость и мощь. Надо ли уточнять, что фестиваль прошел на ура, а «пацан» затем много лет подряд оставался его режиссером-постановщиком.
Совсем скоро, в 1996‑м, за спектакль «Бременские музыканты» Олег Борисович и работавший с ним творческий коллектив получили премию имени Семена Дувана. Между прочим, в тот год премию вручали впервые и ее лауреатами стали создатели еще двух спектаклей «Золотого ключика», что свидетельствовало лишь о традиционной для этого театра плотной концентрации талантов. Удивительно, но в отличие от иных представителей театрального цеха Олег охотно делил лавры с коллективом. И если не отказывал себе в удовольствии тянуть одеяло на себя, то исключительно тогда, когда этим одеялом были режиссерские решения. Поэтому, вспоминая о премии, подчеркивал: «Ее вручили моему творческому коллективу». И тут же продолжал:
— Но мне важно другое: очень много моих учеников сейчас работают по профессии. И сегодня я уже творческий дедушка.
А затем, тихо улыбаясь, перечислял города и страны, в которых творят его творческие дети и внуки. Люди, которых он влюбил в театр, кто, поверив ему, поверил в себя и в чудо собственного таланта.
Поразительно, насколько разными были постановки Кушлю. «Бременские музыканты» не были похожи на «Шаги», а те, в свою очередь, на «Подвенечную фату Пьеретты». В последней же, между прочим, актеры «высказывались» исключительно пластическими средствами выражения. В точности с задумкой автора одноименной пьесы, австрийского драматурга Артура Шницлера.
Разумеется, в драме, героями которой тот сделал персонажей комедии дель арте, есть диалоги. Как, впрочем, есть и приписка, которая существенно усложняет задачу режиссеру и актерам: «При том, что в тексте сценария используется диалогизированная речь, само собой разумеется, что мы имеем в виду исключительно пантомимический способ выражения!» И если великий Мейерхольд (кстати, впервые на российской сцене) воплотил этот замысел со взрослыми актерами, то Кушлю, хореограф по первому образованию, сознательно усложнил себе задачу, работая с детьми. Но те верили ему — и играли так, что зрители вжимались в кресла, ошеломленные доносившимся со сцены воплем безмолвной страсти.
В начале 2000‑х Кушлю создал по-своему уникальный для Крыма ансамбль греческого танца «Элефтерия». Уже через полгода работы, как вспоминал он, в репертуаре коллектива было 18 греческих народных танцев, а спустя полтора года тот получил звание «народный».
— Я в этой жизни не понимаю двух вещей: как можно родить образ и его нарисовать и как родить музыку и ее записать, — признавался Олег. — И считаю, что каждый должен есть свой хлеб. Лучше делать одно дело, но хорошо, чем пять одновременно, но плохо. Я могу сказать: театр — это мое. Я не хочу другим заниматься.
Последним местом работы Кушлю был родной для него Крымский ТЮЗ. Там, будучи руководителем продакшн-студии, он создавал видео как о событиях в жизни театра, так и для этих самых событий, в том числе спектаклей. И, как справедливо признавали коллеги, видео эти всегда были на высшем уровне.
Алексей ВАКУЛЕНКО.
Фото Надежды БОНДАРЧУК.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 42(19592) от 27.10.2023 г.