К 430-летию евпаторийской караимской общины
История караимов неразрывно связана с историей Евпатории.
Время появления караимов в Евпатории достоверно не известно, однако, используя наиболее ранний исторический маркер, можно сделать вывод, что период их проживания в нашем городе насчитывает никак не менее 430 лет. Подтверждением этому служит часть надгробной надписи с древнего караимского кладбища с сохранившейся датой погребения — 1593 год. Как отмечал исследователь кладбищенских эпитафий — караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович, на кладбище, безусловно, находились и более древние захоронения, но испарения соленого озера Сасык, на берегу которого расположен караимский некрополь, могли попросту уничтожить надписи на поверхности известняковых надгробий.
Территория развития
Если припомнить, что в 1475 году Крым переходит под владычество Турции, а также принять во внимание то обстоятельство, что в скорости после этого строится крепость Гезлев, то возможно предположить, что караимскую общину Евпатории образовали единоверцы из Константинополя, которых привлекали экономические перспективы нового города и крупного порта.
С присоединением Крыма к России полуостров обретает умиротворение, и миграционные процессы приводят к значительному росту караимской общины Евпатории на рубеже XVIII–XIX веков. По свидетельству академика П. С. Палласа, в городе в 1794 г. насчитывалось 928 домов, причем в 240 из них проживали караимы. Армянский историк Минас Бжишкянц, посетивший Евпаторию в 20-х годах XIX века, отметил, что в городе находится квартал караимов, составляющий 800 домов. Таким образом, за 30–35 лет количество караимов в Евпатории увеличилось в три раза.
Евпатория фактически становится административным и религиозным центром караимов России, а в 1837 году этот статус официально закрепляется законодательством Российской империи в «Положении о караимском духовенстве», которое регламентирует деятельность высшего религиозного органа караимов страны — Таврического и Одесского караимского Духовного Правления — и определяет Евпаторию как место его нахождения.
Деятельность караимской общины всегда была связана с кенасой. В караимской религиозной терминологии словом «кенасá» обозначается здание, специально построенное для проведения общественных богослужений. Кенаса не существовала вне караимской общины. Определяя суть караимского вероучения, необходимо отметить, что оно базируется на глубоком убеждении в совершенстве Закона Божьего, который содержит абсолютно все необходимое для праведной жизни и в коррекции не нуждается. Поэтому Новый Завет, Коран и оба Талмуда для караимов сакральной значимости не имеют.
Говоря о локализации кенасы в Евпатории в XVI веке, следует отметить, что вопрос этот пока остается открытым: сведения о ее местонахождении неизвестны. Однако можно указать место, где находилась кенаса в веке XVIII. Для этого можно воспользоваться текстом мраморной плиты, установленной в Комплексе караимских кенас на восточной стороне Дворика ожидания молитвы в память о заслугах Соломона, сына Нагаму Ерушальми, где говорится, что молитвы в кенасе возобновились в день наступления нового, 5560 года по караимскому летоисчислению, т.е. в сентябре 1799 г. О восстановлении этой же кенасы, но уже в 1815 году, свидетельствует надпись на мраморной плите над входом в Малую кенасу.
Таким образом, исторические свидетельства говорят о существовании здания Малой кенасы в XVIII веке (а возможно, и в более ранний период) на том же месте, что и ныне.
В связи с численным ростом караимской общины Евпатории на рубеже веков, резко обозначилась необходимость строительства нового, большего по вместимости храма. После обращения караимов за разрешением строительства в городе нового храма, в 1803 году они получили на то высочайшее соизволение императора Александра I и приступили к строительству новой — Большой, или Соборной кенасы, которое осуществлялось под руководством братьев Самуила и Соломона Бабовичей. Из сохранившейся надписи на мраморной плите над восточным входом в Большую кенасу мы узнаем, что первое богослужение в ней состоялось в день Нового, 5566 года по караимскому календарю, т.е. в сентябре 1805 года.
Постепенно в городе формируются основные социальные, религиозные и образовательные институты. Действуют два храма, Духовное Правление, приходская и частные школы, духовное училище, два ремесленных училища, типография, музей-библиотека, социальные и благотворительные фонды, приют для престарелых, детский сад и амбулатория, выходит печатный орган Духовного Правления. Здесь же проходят религиозные и общенародные съезды.
Основные виды деятельности караимов до середины XIX века — торговля, сельское хозяйство, садоводство, ремесла, соледобыча, кожевенное производство, народная медицина, религиозная деятельность. Вторая половина XIX века ознаменовалась приобщением караимов к русскому и европейскому образованию: они оканчивают университеты, становятся офицерами, дипломированными врачами, учителями, юристами, инженерами, учеными-агрономами.
Многие историки и путешественники, побывавшие в Евпатории, отмечали существенный вклад караимов в формирование архитектурного облика города. В «Новороссийском календаре» за 1846 год о вкладе караимов в становление города сказано следующее: «По населению Евпатория занимает второстепенное место в числе лучших крымских городов и не лишена деятельности, виновниками которой должно, по справедливости, признать караимов, сообщающих городу какую-то жизненную силу…».
Начиная с XIX века наблюдается активное участие караимов в городском самоуправлении: караимы входят в состав Евпаторийской городской думы и управы, а также возглавляют город. Городским головой был первый духовный лидер караимов (Гахам) Симха Бабович. После Крымской войны Евпаторию возглавил караим Самуил Пампулов. Находясь на этой должности, Пампулов занимался восстановлением города, пострадавшего во время войны. Также в разные годы городскими головами Евпатории были Соломон Бабович, Илья Бабович, Бабакай Бабович, Соломон Туршу, Моисей Пампулов, Абрам Нейман, Моисей Ефет, Соломон Джигит, Борис Сарач.
Одной из наиболее ярких фигур городского самоуправления является городской глава Евпатории Семен Дуван. Находясь на должности городского главы, Дуван смог реализовать большое количество проектов, направленных на создание и улучшение городской инфраструктуры. Под его руководством в городе провели водопровод и канализацию, запустили трамвай, замостили улицы, были построены объекты социального и культурного значения.
Оставить след благими делами
Караимская поговорка гласит: «Бедняк — позор богача», поэтому усилия состоятельных караимов были направлены на искоренение такого социального зла, как нищета. Поскольку караимское вероучение не содержит характеристик понятия «ближний», а заповедь Бога «Люби ближнего, как себя» караимы воспринимали не декларативно, а исполняли практически, благотворительные акции караимов распространялись не только на единоверцев, но и на окружающее население.
Благотворительной деятельностью караимы оставили в Евпатории заметный след, построив или завещав капитал на сооружение зданий, многие из которых сохранились до сегодняшнего дня.
Одним из крупнейших караимских благотворителей был Эзра Дуван — отец городского главы Семена Дувана. На протяжении всей своей жизни Эзра Исаакович состоял во многих благотворительных организациях города. Им были пожертвованы средства на строительство гимназической церкви и православного собора. Также по завещанию он оставил значительную сумму на благотворительность и на стипендии в учебных заведениях Евпатории. В 1911 году по решению Евпаторийской Городской Думы для увековечения памяти мецената, караима Эзры Дувана на средства, завещанные им городу, была построена Городская богадельня его имени. Сохранившееся здание богадельни находится по адресу: проспект Ленина, 13.
В конце XIX века гласный городской думы Садук Шакай основывает в Евпатории первый парк. Понимая необходимость в озеленении города, Шакай предложил городской управе создать сад за свои личные средства. Приобретя за собственный счет участок площадью 4 гектара, Садук Шакай экспериментировал с различными видами деревьев, прежде чем нашел наиболее подходящие для произрастания на местных видах почв. Несмотря на то, что его идея первоначально была встречена местной общественностью с непониманием, Садук Ильич доказал согражданам возможность выращивания деревьев на песчаном грунте. Спустя время парк, названный Шакаевским садом, прекратил свое существование, сейчас на его месте находится санаторий «Приморский» и сквер им. В.И. Ленина.
В 1858 году евпаторийской караимской общиной на месте братской могилы был сооружен памятник русским воинам, павшим при штурме Евпатории 5 февраля 1855 года во время Крымской войны. Памятник располагается недалеко от станции «Товарная» в микрорайоне «Авиагородок».
В 1872 году по инициативе Гахама Самуила Пампулова было создано Женское караимское училище 3 разряда для бедных девиц. Курс обучения в училище состоял из общеобразовательного и профессионального отделов. Помимо караимок, образование в училище могли получать и девушки других национальностей и вероисповеданий (по завещанию караима Арона Гелеловича на содержание училища выделялось 50 тыс. руб., а еще 15 тысяч — на образование фонда для оказания помощи всем бедным учащимся местных школ). Сохранившееся до сегодняшнего дня здание располагается на улице Пионерской, напротив трамвайного депо.
В 1886 году земский врач Самуил Ходжаш вместе с уездным врачом Сигизмундом Цеценовским взяли в долгосрочную аренду участок земли на берегу озера Мойнаки, где основали грязелечебницу. Более ста лет грязелечебница «Мойнаки» пользовалась большой популярностью как в Крыму, так и за его пределами.
В 1895 году на средства караимского табачного промышленника Соломона Когена при активном участии Гахама С. Пампулова и караимского просветителя Ильи Казаса открывается Евпаторийское ремесленное училище Соломона Когена. Первоначально училище было предназначено для детей караимов, однако впоследствии в нем могли обучаться юноши других национальностей и вероисповеданий. Здание бывшего училища расположено по улице Володарского, 8/14.
В 1904 году на пожертвование старосты караимской общины Марка Сарача была построена Пушкинская аудитория, где проводились общедоступные лекции для жителей Евпатории. Здание аудитории располагается на улице Чернышевского.
Евпаторийский городской театр был сооружен в начале ХХ века. Одной из причин, побудивших городскую управу задуматься о возведении здания театра, послужило заявление в городскую управу в 1901 году все того же М. Сарача, в котором он сообщал, что хочет внести пожертвование в размере 25 000 рублей на строительство городского театра. При активном участии С. Э. Дувана была собрана вся необходимая сумма для строительства театра. 20 апреля 1910 года состоялось открытие театра показом оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» в исполнении артистов Мариинского театра.
Идею создания первой в городе публичной (бесплатной) библиотеки предложил на заседании 15 февраля 1911 года на тот момент гласный Евпаторийской думы Семен Дуван. Своим предложением он хотел увековечить памятную дату отмены крепостного права — 19 февраля 1861 года. В своем выступлении он также предложил «оборудовать здание библиотеки всецело за свой личный счет». Торжество открытия и освящения публичной библиотеки состоялось 14 июля 1916 года.
Санаторий «Чайка», ставший первым в России бесплатным санаторием для детей, был построен в 1913 году на средства супругов Гелеля и Гулюш Гелеловичей. Бездетные супруги приняли решение о создании санатория для детей, в 1912 году они приобрели участок земли на берегу моря возле деревни Ялы-Мойнак (совр. Заозерное), на котором впоследствии была сооружена «детская бесплатная санатория для укрепления здоровья детей неимущих родителей». Супругами была выделена сумма в 100 000 рублей на сооружение санатория, а также были отведены средства на его содержание. В санаторий принимались дети неимущих родителей, причем пятьдесят процентов всех мест предназначалось для детей караимов, остальные места — детям других национальностей и вероисповеданий.
Среди учебных заведений Крыма, инициаторами создания которых были караимы, назовем Прибрежненский аграрный техникум, основанный по завещанию на средства караима солепромышленника Вениамина Тонгура. 7 ноября 1912 года Евпаторийской уездной управой было принято решение об открытии Низшего сельскохозяйственного училища имени Вениамина и Сарры Тонгур в селении Кара-Тобе (ныне село Прибрежное Сакского р-на). После многократных реорганизаций техникум продолжает функционировать по сей день.
Караимская народная библиотека-музей «Карай Битиклиги» была основана в июне 1916 года Гахамом Серайа Шапшалом, который лично принимал участие в формировании ее фондов. Самым крупным пожертвованием являлось собрание книг караимского библиофила Авраама Мичри. Его коллекция книг составляла около 20 000 экземпляров, в числе которых имелось 40 старинных рукописей и 10 инкунабул.
Будущее караимов виделось определенно устойчивым и благополучным, но шальные 10-е годы прошлого века внесли непредсказуемые коррективы, среди которых выделялись уничтожение интеллигенции и офицерства, эмиграция буржуев-благотворителей, экспроприация собственности, производств, земельных угодий и промыслов, закрытие кенас, школ, очагов культуры, лишение гражданских прав несговорчивых священнослужителей. От предложения нового счастья иных социальных формаций невозможно было отказаться, и караимы приняли его.
Трагический след в истории караимов Евпатории и всего народа оставила Великая Отечественная война — на мраморных плитах Мемориала в Комплексе караимских кенас выбиты фамилии 900 погибших, в том числе более 180 евпаторийцев.
В послевоенные годы караимы вместе с другими гражданами Евпатории принимали активное участие в восстановлении города, трудились на заводах и стройках, работали на фабриках, лечили больных, преподавали в школах.
Именами караимов-евпаторийцев названы некоторые улицы нашего города: в честь городского главы Семена Дувана, археолога Авраама Фирковича, врача-гуманиста Бориса Казаса, героя Великой Отечественной войны Евгения Ефета.
В настоящее время караимы Евпатории ассоциируются прежде всего с улицей Караимской, где в летние вечера по пятницам проходят фестивали, и с Комплексом караимских кенас. Являясь одной из достопримечательностей туристического маршрута Малый Иерусалим, Комплекс привлекает внимание своей архитектурной выразительностью. О нем когда-то восхищенный экскурсант сказал следующие слова: «Кенасы — это незабываемая встреча с Востоком, которая не оставит равнодушным ни одного человека, способного к восприятию прекрасного». Но прекрасным Комплекс выглядел не всегда и в конце 80-х представлял удручающее зрелище: потолок, крыша, полы и другие конструктивы храмовых и иных зданий находились в аварийном состоянии, на памятнике императору Александру I отсутствовал двуглавый орел, от солнечных часов осталось только основание, каменные колонны и арки дворов в любой момент могли обрушиться.
Судьба разрушающегося на глазах Комплекса решалась благодаря деятельности нескольких организаций, объединивших усилия для его восстановления. Прежде всего необходимо отметить действия городских властей: с 1990 года началась поэтапная передача караимской общине зданий и территории Комплекса. Конечно же, процесс возвращения религиозной святыни шел не без доброй воли и понимания Татьяны Придневой — директора краеведческого музея, который находился в очень непростых условиях: освобождение зданий и помещений Комплекса лишало музей значительной части площадей фондового и архивного хранения. Также необходимо отметить поддержку депутатского корпуса в решении столь ответственного, важного и весьма непростого вопроса, как возврат приспособленного культового объекта. Естественно, что и караимская община принимала активное участие в этом процессе: ремонтировали помещения и благоустраивали территорию, проводили праздники и мероприятия, а после перевозки в 1994 году имущества ликвидированной кенасы города Галича Ивано-Франковской области в Евпаторию возобновили богослужения.
В настоящее время, благодаря деятельности караимской общины, Евпатория, как и ранее, является религиозным центром караимов России. В городе восстановлены и по-прежнему действуют два храма, из которых ведутся онлайн-трансляции богослужений, издаются молитвенники, книги и религиозные календари, работают музей, библиотека и социальная служба. Открыто кафе национальной караимской кухни, по уникальному архитектурному объекту — Комплексу караимских кенас — постоянно проводятся экскурсии. Почти четверть века зрителей радуют своим мастерством участники караимского ансамбля «Фидан».
История Евпатории неразрывно связана с историей караимов, которые своей деятельностью оставили яркий и непреходящий след и жили по принципу: «Делай добро и бросай в море; не узнает народ — узнает рыба».
Даниил ПЬЯСОР.
Фото предоставлены автором.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 35(19585) от 8.09.2023 г.