В преддверии Дня физкультурника «ЕЗ» побеседовала с замечательным евпаторийским тренером по пауэрлифтингу Владимиром Когутом о спорте, физической культуре и о том, как спортивный интерес способен менять жизнь человека.
«База была заложена»
— Владимир Николаевич, ваш путь к спорту начался с раннего детства?
— Да. Отец любил старых борцов, старых силачей, еще дореволюционной школы. И у меня дома всегда висели портреты великих борцов: Ивана Поддубного, Ивана Шемякина и прочих. Пятиклассником я однажды шел по улице, ко мне подошел будущий тренер и сказал: «Ты мне нужен». Так я стал заниматься тяжелой атлетикой. Залы, в которых проходили занятия, относились к нашему строительному управлению, они располагались в подвальных помещениях жилого здания в 9-м микрорайоне. Там я занимался до окончания школы. Дошел до первого разряда, планировал выполнить кандидатский норматив, но тогда залы закрылись, специализированных залов не стало, и пришлось выполнять мастерский норматив по гиревому спорту. Для этого не требовалось больших помостов: две гири стоят — вот тебе, пожалуйста. Выехал на соревнования, выступил. Изначально тяжелоатлетическая база у меня была заложена.
— Первое удостоверение инструктора по физкультуре и спорту вы получили в качестве выпускника Народного университета физической культуры, учреждения, на тот момент бывшего счастливым, пожалуй, пережитком рухнувшего семью годами ранее Советского Союза.
— И как раз во Дворце спорта организовали секцию по силовым видам спорта. Ориентируясь на силовое троеборье, со временем все больше и больше мы на него переключались, то есть именно на пауэрлифтинг.
Да, у нас там были гири, но проще было положить на плечи штангу. Наши ребята и девчата участвовали тогда в чемпионатах Крыма и Украины, выполняли различные нормативы.
— Когда вы поняли, что хотите заниматься именно тренерской деятельностью?
— Я бы не сказал, что с детства мечтал быть тренером. Просто тяжелая атлетика — базовый для всех силовых видов спорта. Гиревой спорт и пауэрлифтинг — это производные, они выросли из тяжелой атлетики. Изначально была классическая тяжелая атлетика, потом из нее выделился гиревой спорт как самостоятельная дисциплина со своими нормативами. А в 1970 году из тяжелой атлетики выделился пауэрлифтинг, который рассматривался как вспомогательные тяжелоатлетические упражнения. Они стали соревновательными. Приседания со штангой на плечах, жим штанги лежа на горизонтальной скамье и тяга штанги просто обеспечивали силу для того, чтобы поднимать штангу в рывке или в толчке. Дело в том, что это более просто, для этого не нужен специальный помост, где надо эту штангу бросать. Кроме того, для полноценных занятий тяжелой атлетикой необходимы специализированные залы.
Например, у меня в зале на территории пансионата «Планета» заниматься тяжелой атлетикой как таковой невозможно. А пауэрлифтингом — можно. Когда после распада Советского Союза залы для занятий тяжелой атлетикой стали исчезать, то и сама она фактически исчезла. По базовому спортивному образованию я тренер по тяжелой атлетике, поскольку раньше даже не было тренеров по пауэрлифтингу. Они стали появляться уже на рубеже нулевых и десятых годов.
Ковка характера
— Что для вас главное в спорте?
— Мне кажется, труд. Особенно это очевидно сейчас, когда сплошь и рядом стремятся получить различные достижения наскоком. К сожалению, нынешняя жизнь, как мне представляется, построена по принципу: живи быстро и умри молодым. А спорт подразумевает труд и постоянство. Это как выращивать растения. Например, дерево. Его нужно не только посадить, но и после посадки за ним трепетно ухаживать. И спустя длительное время оно вырастет. Зато в случае со спортом эта долгосрочность выковывает характер. Многие люди, которые достигли высоких успехов в различных сферах деятельности, были воспитаны на спорте.
— Не переоценена ли, в том числе благодаря средствам массовой информации, роль физической культуры в повседневной жизни? Или, напротив, недооценена на фоне стремительно развивающихся высоких технологий, что понуждают пользующихся этими технологиями людей вести малоподвижный образ жизни?
— В любом случае движение в нас заложено природой. Всякие технические революции приводили к тому, что люди превращались в очень больных и немощных существ, менее стрессоустойчивых, из-за чего в итоге уменьшалась их продолжительность жизни. Вспомним ту же Англию XIX века. То же самое, по сути, происходит и сейчас. Из-за большого количества детей, отстающих в физической подготовке, имеющих заболевания позвоночника, я организовал подготовительную спецгруппу. Ее девиз: «Стань здоровее и крепче!» На наших тренировках мы решаем следующие задачи: укрепление здоровья, формирование осанки, обучение подтягиванию и отжиманию, освоение безопасных навыков приседаний и наклонов, развитие гибкости и координации движений. Итоговая цель тренировочного процесса — выполнение III юношеского разряда НАП или нормативов «Бронзового значка ГТО» (подтягивание, отжимание, подъем туловища), подготовка к сдаче спортивных тестов в школе и при поступлении в вуз. Почти каждый второй ребенок из тех, что приходят ко мне в группу, — со сколиозом, не способен подтягиваться и отжиматься. В советские времена им попросту запретили бы заниматься силовыми упражнениями. Возвращаясь к роли физической культуры в современном обществе, спешу напомнить, что соматическое здоровье, то есть здоровье тела, обеспечивает и здоровье центральной нервной системы. То есть если мышцы в тонусе, от них идут импульсы в центральную нервную систему, которая находится в состоянии бодрствования. Если мышцы дряблые и хилые, то она находится в состоянии ступора, приходится пить кофе, всякие энергетики и тому подобное. Недаром в советские времена практиковалась производственная гимнастика. Если ты работаешь умственно, ты должен поработать физически, если физически — выполнить определенные расслабляющие упражнения. Профессиональные заболевания возникают из-за нарушения двигательной гигиены. Физкультминутка и есть физкультура. К тому же, когда вы заняты умеренной физнагрузкой, мозги начинают лучше работать. Без спорта, без физкультуры, к сожалению, никуда. Очень плохо, что сейчас гаджеты забирают у человека и время, и необходимость двигаться. Очень многие ездят на автомобилях, даже в магазин, куда могли бы безболезненно пройтись пешком.
— Наверняка вы сами как-то продолжаете, что называется, для себя тренироваться.
— Относительно мало. Летом по возможности каждый день стараюсь плавать в море не менее сорока минут. Тренировки как таковые себе не устраиваю. Потому что уже кое-что кое-где побаливает. А с началом учебного года я продолжу работу в школе-интернате, и у меня попросту не будет для таких занятий времени. В холодное время стараюсь совершать пробежки (дай Бог, два раза в неделю), тренировать сердце всегда надо. Но по сравнению с временами, когда я тренировался всерьез, я сейчас фактически не тренируюсь (улыбается).
— Как человек, у которого два места работы, вы с восьми утра до восьми вечера, грубо говоря, остаетесь на ногах. Ходите много?
— Не знаю. Но я неисправимый пешеход, не езжу ни на трамвае, ни на автобусе. Если честно, я толком не знаю транспортных схем маршруток. В начале или конце лета в прошлые годы, до 2022-го, я иногда в какой-нибудь выходной день проходил пешком из Евпатории до Сак вдоль моря. Или, наоборот, из Сак в Евпаторию. Часа за три доходил. Идешь себе и выдерживаешь темп движения пехоты, придуманный еще Александром Васильевичем Суворовым. Спустя пятнадцать минут после начала движения — маленький привал. Потом идешь тридцать-сорок минут — и опять привал десять минут. То есть не бежишь как угорелый. Дошел до комплекса «Солнышко», допустим, — отдохнул. Дошел до Прибрежного — отдохнул, дошел до Сакского озера — отдохнул. На голову панамку, чтобы не получить солнечный удар, взять с собой необходимое количество воды — и вперед.
СПРАВКА
Владимир Когут — тренер по пауэрлифтингу отделения Федерации пауэрлифтинга Крыма в Евпатории, судья республиканской категории (1998–2010), тренер по тяжелой атлетике отделения Евпаторийской детско-юношеской спортивной школы (2010–2015), тренер первой категории по силовым видам спорта евпаторийского отделения Национальной ассоциации пауэрлифтинга в Крыму, судья региональной категории, представитель НАП в Евпатории.
Спортивная специальность — тренер по тяжелой атлетике, мастер спорта по гиревому спорту. Первое удостоверение инструктора по физкультуре и спорту от Народного университета физической культуры получил в 1998 году. Окончил Таврический национальный университет (ныне Таврическая академия КФУ) имени Владимира Вернадского по специальности «физическая реабилитация». Впоследствии повышал квалификацию в Запорожском национальном университете.
Беседовал Олег СЕРГЕЕВ.
Фото автора и из архива Владимира Когута.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 31(19581) от 11.08.2023 г.