Вслед за Днем славянской письменности и культуры, 25 мая, в России ежегодно отмечается День филолога. Это профессиональный праздник людей, посвятивших жизнь слову.
В интервью «ЕЗ» кандидат филологических наук, доцент, преподаватель Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, евпаторийка Наталья ПЕТРЕНКО рассказала о своей профессии, преподавательской деятельности, уровне грамотности населения и образовании в целом.
— Наталья Анатольевна, расскажите про свое становление в профессии.
— Я родилась и выросла в Запорожье. С самого детства мечтала стать учителем и посвятить жизнь педагогике. Поэтому после окончания школы решила поступить в Запорожский национальный университет, на филологический факультет. В 2000‑м я окончила вуз и получила полное высшее образование по специальности «Русский язык и литература», квалификацию филолога, преподавателя русского языка и литературы, преподавателя украинского языка и литературы. Параллельно в этом же вузе получила образование практического психолога.
После получения диплома о высшем образовании я приехала в Евпаторию работать в летнем оздоровительном лагере. Мне очень понравился небольшой уютный город, поэтому я решила здесь остаться и устроилась работать в школу. Именно в Евпатории начался мой профессиональный путь. Но хотелось постоянно повышать свой уровень, создавать что-то новое и оригинальное. Поэтому я решила учиться дальше и поступила в аспирантуру в своем родном вузе. Мое исследование было посвящено изучению творчества русского писателя второй половины ХIХ века Петра Боборыкина. В 2011 году я успешно защитила диссертацию в специализированном ученом совете Херсонского государственного университета. А в 2015 году получила ученое звание доцента.
Мой основной принцип — непрерывный поиск знаний. Ведь чтобы обучать кого-то, необходимо постоянно обучаться самому, обогащать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Поэтому я регулярно прохожу курсы повышения квалификации. А недавно получила еще один диплом профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогика». Теперь моя педагогическая деятельность также может быть связана с проектированием и реализацией образовательного процесса в общеобразовательных организациях.
— Каких успехов вам удалось достичь на научном поприще?
— Сейчас я кандидат филологических наук, доцент Крымского федерального университета имени Вернадского. Моя профессиональная деятельность связана с изучением русской и мировой литературы, методики преподавания, педагогики. Мои научные исследования посвящены детальному анализу поэтики художественного текста, сравнительному литературоведению, различным аспектам педагогического процесса. У меня свыше ста научных работ, опубликованных в изданиях разного уровня, более десяти учебно-методических пособий, которые позволяют студентам эффективнее осваивать учебный материал. Вместе со своими студентами принимаю участие в научных конференциях и конкурсах, часто занимаем призовые места.
— Что для вас значит быть филологом? Расскажите о специфике этой профессии, ее преимуществах.
— Филология — это специальность творческих людей, специфическая форма духовной деятельности. Филологическое осмысление языкового и литературного творчества является проявлением особых способностей человека.
Современный мир стремительно меняется, становится все более непредсказуемым. А особенности творческого воображения филолога, его читательская компетентность, методологические знания, аналитическое осмысление художественной теории и практики в условиях взаимодействия разных культурных традиций помогают адаптироваться в любых профессиональных условиях. Важно, что наличие филологического образования позволяет занимать разные должности и реализовать себя практически в любых профессиональных сферах. Кроме того, филологическое образование — это культурный базис личности.
Я люблю свою работу и в своей педагогической деятельности стараюсь помочь студентам получить необходимые знания, сформировать их профессиональные умения и навыки, подготовить высококвалифицированные педагогические кадры, способные к приумножению филологических знаний, их распространению и популяризации, повышению уровня филологической культуры граждан нашего региона.
Преподавание — это не только активный обмен опытом, информацией, но и тесное взаимодействие с аудиторией. Ведь студенты учатся у преподавателей, а преподаватели — у студентов. На занятиях мы рассматриваем особенности взаимодействия лингвистики и литературоведения, интерпретируем художественные тексты, изучаем языковую картину мира. Получается своеобразная творческая работа, творческое освоение и передача научного филологического знания обучающимся, воспитание их культуры, общегуманитарного кругозора. Развивая творческий потенциал обучающихся, преподаватель развивает и свои творческие способности, находится в поиске новых инновационных методов и форм работы.
— Как говорил Дмитрий Лихачев, «знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами». Насколько, по вашему мнению, сейчас важно хорошее образование?
— В современных условиях жизни необходимо хорошее образование, определенный объем профессиональных знаний и умений. Постоянно учиться и повышать свой уровень очень важно. Чтобы стать квалифицированным специалистом в
выбранной профессии, самореализоваться, необходимо стремиться к определенной цели в какой бы то ни было области. Например, в профессии или в сфере досуга, в спорте или артистических занятиях, в общественной жизни, в волонтерстве и даже в семейной жизни. Каждый человек может стать успешным и востребованным специалистом, имеющим высокую степень креативности, максимальную профессиональную гибкость, способным к командной работе и самореализации.
Высокие профессиональные качества — залог успеха!
— В чем, на ваш взгляд, важность самореализации?
— Вся жизнь человека состоит из цепочки действий, направленных на самореализацию и достижение жизненно важных целей. Самореализация становится возможной только тогда, когда человек осознает свои способности, интересы и потребности. Ведь нас одновременно формирует то, что мы способны делать, и то, что мы хотим сделать. Как говорил Фридрих Ницше: «Стань тем, кто ты есть». Это некий «жизненный проект», который предполагает постоянство и упорство.
Однако постоянное познание чего-то нового помогает не только в профессиональной жизни. Все наши знания помогают нам лучше управлять собственной жизнью, наполняют ее мечтами, новыми стремлениями, способствуют новым увлечениям, общению с друзьями, положительным отношениям с близкими людьми, семейному благополучию.
— Как вы оцениваете состояние современного русского языка? Сильно ли изменился язык за последнее время?
— Состояние современного русского языка вызывает у филологов тревогу и опасение. Русский литературный язык в последнее время активно упрощают и вытесняют. Подрастающее поколение практически утратило красоту слова и культуру языка. Большую часть времени дети проводят в интернете. А там языковая картина мира резко меняется. На первый план выходят сокращенные слова, понятные только им, СМС-сообщения, электронная почта. В кругу подростков русский язык нужен в самом примитивном виде. Однако есть надежда, что это языковое явление, подверженное модным тенденциям, постепенно угаснет и в речь вернутся нормальные литературные слова. Поэтому важно на уроках языка и литературы говорить о ценности чистоты языка, его красоте.
— Какова сейчас ситуация с грамотностью населения в нашем регионе и по России в целом?
— Очень интересный вопрос, который содержит противоречия. Еще несколько десятилетий назад наш уровень грамотности могли оценить в основном те, кому мы писали письма и заявления о приеме на работу, то есть ограниченное число людей. Сейчас же интернет дал людям свободу самовыражения. Каждый, кто умеет читать и писать, получил возможность выражать свои мысли на просторах Сети. Веб-ресурсами пользуются даже те, кто делает несколько ошибок в одном слове. И грамотным людям кажется, что малограмотное правописание побеждает. Хотя оно было во все времена. Думаю, общий уровень грамотности практически одинаков во всех регионах России, что показывают результаты ежегодного образовательного мероприятия «Тотальный диктант». И радует, что многие люди принимают участие в таких мероприятиях!
— Как можно повысить уровень грамотности?
— Первоначальная социализация человека происходит в семье. В кругу родных ребенок учится говорить, повторяет за родителями все слова и выражения. Он слышит, как произносят слова папа и мама, как они составляют предложения в своей повседневной речи. Когда ребенок осваивает чтение — он сравнивает текст литературного произведения и бытовой речи. И при совокупности этих факторов грамотность ребенка возрастает. Для взрослых в этой цепочке выпадает только фактор детства, так как они сами стали родителями, которые формируют у детей правильную речь, любовь к чтению и литературе в целом. Поэтому безграмотный человек — не читающий или мало читающий человек. Именно грамотность позволяет человеку эффективно и полноценно жить в обществе, социальной среде, приобретать необходимые для адаптации знания и навыки, развиваться в личностном, интеллектуальном, профессиональном и социальном направлении.
— Нынешний год в России объявлен Годом педагога и наставника. Какова, на ваш взгляд, самая важная миссия педагога, в том числе филолога, в современном обществе?
— Современное общество нуждается в грамотных людях, которые умеют результативно работать и способны к высоким значимым достижениям. Поэтому педагогу важно воспитывать личность, которая не просто владеет системой знаний, но и реально оценивает закономерности взаимодействия между людьми, ориентирована на развитие и укрепление традиционных ценностей. Необходимо стимулировать саморазвитие, самовоспитание, самообразование учащихся и развитие их жизнетворческой компетентности. Новые формы обучения позволят обществу преодолеть современные вызовы и создать опору будущего.
К сожалению, в современном социальном пространстве увеличивается количество людей, которые не способны полноценно существовать в условиях постоянных изменений, эффективно участвовать в жизни общества. Они не могут использовать
доступные источники информации для решения возникающих проблем, не обладают минимальным объемом знаний, не владеют необходимыми компетенциями. Поэтому современный педагог, заинтересованный в развитии личностного потенциала нынешних школьников, всегда будет стремиться побуждать их к творческой деятельности, стимулировать тягу к знаниям, желание и мотивацию их получать. Отказ от стереотипных способов мышления, генерирование новых идей, способность переходить от подражания к изменениям и созданию нового станут основной целью такого учителя во время обучения.
Основная миссия педагога — давать знания! Главное — не просто научить детей учиться, а вдохновлять их на настоящие подвиги. Важно научить их применять полученные знания, развиваться, много читать, уметь правильно выражать свои мысли, учиться самоорганизации, интересоваться всем новым для расширения кругозора.
Педагог — важная и благородная профессия! Учитель должен быть примером для подражания.
Беседовала Виктория ТЮРИНА.
Фото из личного архива Натальи Петренко.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 20(19570) от 26.05.2023 г.