Без этого человека Евпатория выглядела бы по-другому. Именно он спроектировал здание публичной библиотеки имени императора Александра II (ныне Центральной городской библиотеки имени Пушкина). В творческом тандеме с ним в начале прошлого века тогдашний главный архитектор города Адам Генрих спроектировал здание городского театра, которому впоследствии также присвоили имя «солнца русской поэзии». Но в отличие от «нашего всего» имя этого архитектора не так широко известно. К сожалению, и среди евпаторийцев. А ведь Павел Сеферов (1873–1914) вполне заслуживает того, чтобы светлая память о нем передавалась от одного поколения евпаторийцев другому.
Творец красоты
Полукруглый фасад здания библиотеки, выполненного в виде ротонды, обрамленной колоннами в стиле ампир, внешне напоминает древнегреческий храм, увенчанный куполом. Под ним находится округлый читальный зал библиотеки. Он наполнен ровным, рассеянным светом от полукруглых окон под куполом и от прямоугольных в нижней части. С западной стороны здания — главный вход, оформленный полуциркульной арочной нишей. Такой прием решения фасадов, кстати, характерен для русского классицизма. И все это — Павел Яковлевич Сеферов (он же Богос Акопович Сеферьянц).
Планируя создание архитектурного ансамбля будущей Театральной площади, архитектор не только создал эксклюзивный проект публичной
библиотеки и безвозмездно осуществлял наблюдение за ее строительством, но и передал в дар читальне около 100 томов сочинений писателей-классиков и сделал значительное пожертвование на ее первоначальное оборудование книгами.
Этот же архитектор, проживший немногим более 40 лет, спроектировал знаменитый Доходный дом Дувана. По словам историка архитектуры, руководителя общественного объединения «Штаб архитектора Генриха» Виктории Струниной, каждая деталь фасада Доходного дома Дувана — шедевр.
— Здесь на пилястрах женские маски с развевающимися на ветру волосами, и бородачи на замковых камнях нижних окон, и морда льва, — поясняет эксперт. — Над окнами среднего яруса расположены интересные картуши, на фигурных аттиках взор привлекают красивые гирлянды. Угол здания скруглен, восемь балконов украшены ажурной металлической решеткой. Часть дома, обращенная к морю, более длинная, здесь сохранил свою первозданную красоту неординарный фронтон, в его центре — причудливое окно с расположенным под ним богато украшенным дверным проемом. Расшивка стен дома поражает разнообразием: штукатурка на первом этаже выполнена так, что кажется сложенной из крупных камней правильной формы с обтесанными краями и обработанной лицевой стороной; выше идут сегменты с вертикальной, горизонтальной и волнистой разлиновкой, а также гладкие пояса. Романтическому образу дома добавляют привлекательности большие окна, они делают его солнечным и светлым.
Также в творческом багаже архитектора Сеферова — дом купца Егора Карповича (Кеворга Карапетовича) Нахшунова на улице Дувановской (ныне там расположен клуб санатория Евпаторийского военного детского клинического санатория имени Елизаветы Глинки Минобороны России), дом доктора медицины Бориса Ильича Казаса вдоль нынешней набережной имени Горького, дом Сайде ханым Муфтий-заде (дочери князя Мемет-бея Балатукова), виллы «Ривьера» Исаака Шишмана и «Кармен» Семена Дувана, а также не сохранившиеся до наших дней фешенебельные гостиницы «Дюльбер»
(театрального деятеля Исаака Эзровича Дувана-Торцова) и «Бейлер» (братьев Константина Григорьевича и Александра Григорьевича Бейлер). Сохранившиеся же до наших дней здания, построенные по проектам Сеферова и нынче признанные объектами культурного наследия, создают неповторимый облик города с 25‑вековой историей.
Павел Сеферов входил в состав Трамвайной комиссии, был инициаторам электрификации Евпатории и владельцем, вместе с инженером-технологом Даниилом Самойловичем Черкесом (1870–1944), первой в городе электрической станции. В 1908 году Евпатория вошла в число тогда еще немногих российских городов, освещаемых электричеством. В том же году 10 февраля вступила в строй и дала первый ток «Евпаторийская центральная электрическая станция», возведенная на берегу моря, рядом с «Приморской санаторией».
Историк архитектуры Виктория Струнина напоминает, что Сеферов был активным гласным Евпаторийской городской думы, входил в состав строительной и плановой комиссий, состоял в Евпаторийской уездной земской управе, занимался вопросами городского строительства.
— Он участвовал в торгах в роли подрядчика, был членом попечительского совета женской гимназии, — рассказывает она. — На выборах Евпаторийского городского головы 1913 года новые кандидаты отмечались записками. Среди претендентов был и Сеферов. На этапе, предваряющем баллотировку, за него подали восемь записок. В итоге избранным городским головой стал тогда Моисей Маркович Ефет, но сам факт выдвижения говорит о том, что Павел Яковлевич был готов взять на себя и эту ответственность. В Евпатории Сеферову установлены две мемориальные доски из мрамора: на отчем доме по улице Тучина, где он родился, и на здании городского театра, в проектировании которого принимал участие вместе с Адамом Генрихом. Архитектурные творения Сеферова до сих пор привлекают большое внимание. Художники часто пишут их на своих полотнах, туристы замирают, слушая рассказ экскурсовода о сыне известной армянской семьи, и увозят с собой фотоснимки, сделанные у городского театра, библиотеки и других памятников архитектуры, к которым прикоснулась рука талантливого зодчего.
В память об архитекторе
Стопятидесятилетие классного художника архитектуры в городе собираются отметить рядом памятных мероприятий. Одним из таких должна стать конференция, посвященная творчеству замечательного евпаторийца. Ее подготовкой заняты сейчас в Евпаторийском краеведческом музее.
Армянская община Евпатории к грядущему юбилею выдающегося соотечественника намерена отреставрировать памятник на месте семейного захоронения Сеферовых на Старорусском кладбище по улице Эскадронной. Заместитель председателя общины, депутат Евпаторийского горсовета Мгер Мурадян рассказал, что к реставрационным работам предполагается приступить уже в мае.
— Мы ожидаем мастера из Еревана, каменщика, который ими и займется, — пояснил он. — К дню рождения Сеферова (в августе) благоустройство должно быть полностью проведено.
Как сообщили в творческом объединении «Штаб архитектора Генриха», среди прочего занятом сохранением памяти о Павле Сеферове, с надгробия пропали фотографии родителей архитектора (захоронение семейное), исчезла ограда с красивыми металлическими столбиками, а с памятника сбит некогда венчавший его крест.
На состоявшемся в феврале межведомственном совещании, посвященном грядущему юбилею, стало известно, что фотоклуб «Евпатория» собирается подготовить выставку на стендах у гортеатра. Там же оговаривалось проведение на одной из выставочных площадей Евпатории выставки работ заслуженного художника Крыма Элеоноры Щегловой, воспевшей на языке живописи богатство и великолепие евпаторийской архитектуры. Напомним, что мастерица участвовала в пленэре к 150‑летию бывшего главного архитектора Евпатории Адама Генриха и запечатлела несколько образцов неповторимого южного модерна, воплощенных на городских просторах.
На том же совещании Евпаторийская детская художественная школа имени Юрия Волкова вместе с Евпаторийской детской школой искусств заявили о готовности провести среди своих воспитанников и преподавателей конкурс пленэрной живописи, посвященный памятникам архитектуры Евпатории. При этом особое внимание предполагается уделить объектам, которые проектировал Сеферов.
С учетом того, что среди ближайших родственников архитектора было много музыкантов, представители Детской школы искусств допустили проведение концерта камерной музыки по случаю юбилейной даты. Со своей стороны Евпаторийский городской центр культуры и досуга предложил провести концерт на открытом воздухе у спроектированного Сеферовым Дома Дувана.
В администрации Евпаторийского культурно-этнографического центра «Малый Иерусалим» предложили разработать новый экскурсионный маршрут, посвященный известной армянской семье Сеферовых и наследию замечательного зодчего, а также поддержали предложение председателя Евпаторийского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, члена Союза архитекторов России Татьяны Савченко включить в конкурс художественных работ отдельную номинацию: по разработке в одном стиле лучшего архитектурно-художественного решения трех рядом расположенных объектов — двух остановок в Старом городе (у хлебокомбината и рядом с ним, у магазина по улице Интернациональной) и одного павильона (у входных ворот в музейный комплекс «Текие дервишей» — уникальную мусульманскую обитель XV-XVI веков).
Олег СЕРГЕЕВ.
Фото с сайта hayazg.info, с сайта my-evp.ru, Алексея Вакуленко.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 12(19562) от 31.03.2023 г.