Ответить на вопрос: «Какое дерево внесло самый большой вклад в дело строительства курорта среди Крымской Степи?», - помогла юным журналистам школы№11 Евпатории точка №20 на экомаршруте по родному кварталу.
К востоку от здания своей школы юные журналисты-экологи повстречали «фоновое дерево», к которому «не зарастала птичья тропа» даже в конце января 2023 года. Этих хвойных деревьев не только больше всего в лесопарке Евпатории, они выполняют несколько обязанностей для людей, и служат рестораном быстрого обслуживания для самых разных птиц: от голубей-сизяков, городских беспризорников, до домовых воробьёв, реполовов-коноплянок, скворцов и зябликов!
Это дерево «все знают», и никто не может правильно назвать… юные журналисты нашли на карте малую родину дерева – провинцию Шаньси в Китае. Как его называли там – и подумать страшно, но в 1753 году великий учёный Карл Линней назвал хвойник «туя восточная» - швед предполагал, что никто не перепутает «китайца» с деревом «туя западная», из очень дождливых мест Северной Америки…
Но шли годы, в Северо-Западном Крыму потребовалось решить сложную задачку по биологии – найти дерево, способное выжить в степи у Чёрного моря, чтобы любило свет и солнце, не боялось метели (хоть и редкой), было засухоустойчивым, жило на бедных подсоленных почвах… и не боялось стрижки.
Последнее качество – очень редкое, но в одних кварталах города-здравницы требовались живые изгороди «по пояс», а в парках и на улицах – деревья по десять метров высотой… и такое дерево, вечнозелёное и неприхотливое обнаружили в этой самой Шаньси и прилегающих регионах Китая!
Оказалось, что множество птичек, от бежавших из квартир волнистых попугайчиков, до насекомоядных зарянок, всего около двадцати видов, с удовольствием кормятся семенами этого дерева. Сначала в отличие от туи западной дерево пытались назвать «биота восточная», но его продолжали все кругом величать «туйкой». Позже решили перевести латинское (научное) имя ПЛАТИКЛАДУС ОРИЕНТАЛИС на русский язык – и появился ПЛОСКОВЕТОЧНИК…
Но его продолжают называть «туйкой», а реальную тую, чтобы не путать, в Евпатории зовут «смэрэкой».
Плосковеточник стал главной «китайской стеной» от ветров из степи, кормушкой для птиц и теневым навесом города-курорта. Плосковеточник регулирует дождевой сток, готов расти в мелких лунках, из черенков, быть главным хвойником в нашей степи. Даже без полива плосковеточник показывает редкую живучесть – там, где ровесницы – сосны Палласа (крымские) уже гибнут, плосковеточник жив.
У туи западной даже в «мокрых» местах на севере России урожай семян раз в три года, а шишки-ёжики плосковеточника регулярно приносят плоды в мегастробилах… пыльца созревает на этих же веточках – в микростробилах.
Всё имеет вторую сторону медали – плосковеточник может заболеть грибковым заболеванием, особенно в случае чрезмерного полива, его сами люди сначала высаживали на солнцепёке среди могилок, а потом обозвали «кладбищенским деревом». Самое печальное – человек не хочет признавать свои ошибки, и по-прежнему называет платикладус туей-туйкой, покупает саженцы «американки», и снова удивляется – почему его деревце завяло…
А не надо путать тую с плосковеточником! Посадки этих деревьев привели к нынешнему положению - среди 250 тысяч деревьев города-сада первое место среди хвойных прочно занимает плосковеточник, дерево – тень, дерево – плетень, дерево – птичья столовая.
Рассматривали чудо-дерево юные журналисты-экологи МБОУ СШ №11 города Евпатории
Фото из архива А. Бондаря, редактора сайта «Тайное общество Евпатория».