Все мы родом из детства

«ЕЗ» традиционно подводит итоги народного опроса, который в ноябре был посвящен неизменно важной теме семейных ценностей. Напомним, на этот раз евпаторийцы высказывали свое мнение о том, является ли формирование у подрастающего поколения семейных ценностей залогом благополучного будущего.

Итак, 39% респондентов уверены, что семья и семейные ценности — любовь, взаимоуважение, поддержка, согласие, доверие, забота, взаимопонимание — должны для каждого быть на первом месте. 23% наших читателей считают, что главное для ребенка — это психологический комфорт и иногда лучше воспитывать детей в неполной семье, но в мире и любви, чем в ссорах и скандалах. При этом 3% проголосовавших утверждают, что ребенка важно воспитывать в полной семье, чтобы не разрушать классическое ее восприятие. 16% участников опроса отметили, что в семейной жизни случается всякое: ссоры, разводы, конфликты поколений, несоответствие нравственных приоритетов детей и родителей. Главное — всегда оставаться человеком, работать над собой и следовать своим внутренним ценностям. 13% евпаторийцев уверены, что нужно приводить детям положительные примеры из личного жизненного опыта, показывать, как важна семья, разъяснять, почему нужно чтить традиции. В то время как 3% опрошенных полагают, что сейчас теме семейных ценностей придается слишком большое значение, такое же количество респондентов считают, что четко определенные семейные ценности способствуют становлению личности, успешности и благополучию во всех сферах жизни. К счастью, ни один участник опроса не считает, что семейные ценности в современном мире утратили прежнюю значимость.

Чтобы разобраться, насколько важны семейные ценности для формирования личности и построения благополучного будущего, «ЕЗ» обратилась к начальнику отдела по профилактической работе Евпаторийского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Алле АЛЕКСЕЕВОЙ.

Семейный сценарий

— Алла Ильинична, насколько важна семья и формирование семейных ценностей у ребенка?

— Моя работа строится как раз на том, что семья — это главное для развития, воспитания ребенка и полноценного формирования личности. Моя работа связана в основном с приемными семьями. Бывает, что по ­какой-то причине ребенок ранее находился в интернатном учреждении, но нашлись родители, которые взяли его на воспитание в свою семью до 18 лет. Зачастую причиной нахождения детей в интернате становится трагедия или признание семьи социально опасной (биологические родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, имеют психические заболевания, другие причины, в связи с которыми есть угроза жизни и здоровью ребенка). В этих случаях основные функции семьи нарушены, и государство забирает детей у неблагополучных родителей в интернат. Как правило, дети приходят в приемную семью с деформированными представлениями: они не знают, как правильно должны вести себя родители и как гармонично выстраивать отношения с микросоциумом (братьями и сестрами, мамой и папой) и с макросоциумом (в обществе). Негативные проявления они наблюдали в своей семье, и потому считают их нормой. К примеру, есть такое понятие, как «синдром утенка» — психологическое явление, при котором, сталкиваясь с новой для себя областью, первый встреченный опыт ребенок считает лучшим и правильным. Малыш не знает другого мира, копирует родителей и принимает их поведение или образ жизни как эталон для подражания. То есть, когда ребенок видит, что родитель снимает напряжение всегда помощью алкоголя, он воспринимает этот метод как единственно верный. Но покажи маленькому человеку, что со стрессом можно справляться с помощью спорта, путешествия, чтения книг, чаепитий с друзьями, творчества или выезда на природу, — и в его жизни появятся другие модели поведения при снятии негатива.

Семья создана для того, чтобы воспитать полноценного и здорового члена общества, а семейные ценности — вечны.

— Как меняется жизнь детей, когда они обретают приемных родителей?

— Попадая к приемным родителям, ребенок получает совершенно другой опыт и сценарий семейной жизни. Здесь мама и папа выполняют традиционные социальные роли: зачастую в обществе принято, что отец — это тот, кто обеспечивает финансовое благополучие семьи и является защитником, а мама — хозяйка, которая создает домашний уют, заботится и ухаживает за детьми. Приемные родители способны обеспечивать всем необходимым каждого члена семьи, умеют выстраивать гармоничные отношения друг с другом и с детьми. Супруги готовы к тому, что приемный ребенок может вести себя не так, как биологические дети, и способны находить пути решения трудностей.

Обычно адаптационный период в новой семье длится от полугода до полутора лет. Ребенок, которому раньше приходилось буквально выживать в неблагоприятных условиях, перестраивается, приспосабливается и начинает жить по другим семейным законам. Он заново усваивает понятия «хорошо», «плохо», «допустимо», «неприемлемо», учится новым навыкам и постепенно меняет шаблоны поведения.

— Как семья влияет на становление ребенка?

— В процессе формирования личности ребенка семья играет наиважнейшую роль, это главная среда для воспитания. Именно здесь малыш начинает делать свои первые шаги навстречу познанию мира. Семья — это первый устойчивый коллектив в его жизни. Именно в ней формируются основные черты характера ребенка и его привычки. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребенка формируется чувство долга, взаимопомощи. Чем лучше и дружнее семья, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности.

Личность ребенка формируют три фактора: воспитание, генетика и среда. Очень важна роль тех людей, которые значимы для ребенка. Именно они создают личность или разрушают ее, в их власти укрепить или подорвать психическое здоровье малыша.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о значимых людях.

— В стадиях становления личности есть понятие «главный, или значимый человек»: от рождения до пяти лет это родители, которых ребенок копирует полностью, хочет угодить им и делает все, чтобы его любили, хвалили и обращали на него внимание. В начальной школе эту роль выполняет первый учитель. В подростковом периоде главным становится сверстник.

Для ­кого-то мама — это человек с большой буквы, а для ­кого-то — та, кто частенько лежит в бессознательном состоянии или ведет себя агрессивно, не решает проблемы и не дарит тепло. Во втором случае ребенок озлобляется, пытается искать поддержку и понимание в неблагополучных уличных компаниях. И этот маргинальный сценарий часто переносит во взрослую жизнь.

Я, как специалист, работающий с семьями, могу с уверенностью сказать, что именно эти значимые люди создают личность или разрушают ее, в их власти укрепить или подорвать психическое здоровье ребенка.

Хотя, конечно, случаются и исключения: когда, например, выросший у родителей-­алкоголиков ребенок старается вести противоположный образ жизни, чтобы не повторить семейный сценарий, который причинил ему столько боли и страданий. Это говорит о характере, мужестве, титаническом труде и силе личности, а также о способности ребенка анализировать, делать правильные выводы и контролировать свое поведение. При этом в жизни таких детей должны быть те самые значимые люди, с кого можно копировать правильные поведенческие реакции: учителя, тренеры или родственники.

Начальник управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Евпатории Оксана ПОЛИЩУК:

«К счастью, в последние годы удалось минимизировать численность воспитанников в интернатах: сегодня в Евпатории таких детей нет. Мы стараемся по возможности быстрее найти семью для ребенка, оставшегося без родителей, чтобы у него появился законный представитель, который помог бы социализироваться и адаптироваться в жизни, воспитал бы в нем семейные ценности. Поэтому при устройстве детей приоритет отдается семьям, где ребенок получает возможность учиться жить самостоятельно, обрести ценности и ориентиры, ответственность и воспитание».

 

Главное —любовь и забота

— А есть ли ­какие-то особенности у детей, воспитанных бабушкой и дедушкой?

— До трех лет детям нужна ласка, забота и удовлетворение базовых потребностей (таких как тепло, еда, тактильные прикосновения, сон). Поэтому главное, чтобы рядом был любящий человек, способный это обеспечить. Кто это будет — мама, бабушка, дедушка — не так важно.

Если сравнить ребенка-­отказника и ребенка, которого с первых дней воспитывала бабушка, то в их развитии будет видна огромная разница. Отказнички плохо развиваются, часто болеют, отучаются общаться, с рождения чувствуют себя отверженными. Это может привести к неправильному развитию головного мозга, а иногда к психическим расстройствам. Второй малыш будет не менее развит, активен, контактен, чем ребенок, о котором заботятся его родители. Поэтому теплое общение, проявление любви и заботы — это крайне важно, и не имеет значения, кто их даст — бабушка или мама.

— В семейной жизни случается разное: люди конфликтуют и разводятся. Что вы можете сказать о детях, которые воспитываются в неполных семьях?

— На мой взгляд, деструктивная полная семья, где родители злоупотребляют спиртным, ссорятся, дерутся, намного сильнее разрушает психику ребенка, чем взросление с одним родителем. Мальчик, воспитывающийся только мамой, все равно найдет в окружении мужчину, с которого будет копировать поведение или образ, будь то дедушка или спортивный тренер. Скандалы между родителями оставляют неизгладимый отпечаток на детях, поэтому лучше делать выбор в пользу психологического комфорта.

— Что, по вашему мнению, лучше для ребенка: расти с биологическими родителями, но в неблагополучной атмосфере или воспитываться в приемной семье?

— На мой взгляд, важнее здоровая семейная среда. Имея 20‑летний стаж работы в организации, я уверена, что неблагоприятная атмосфера калечит психику, личность и судьбу ребенка. Конечно, важны биологические родители — именно от них ребенок наследует внешность, иногда черты характера, темперамент и даже предрасположенность к ­каким-то заболеваниям. Когда ребенок живет в такой родственной среде, то он наблюдает, к чему приводят те или иные привычки, реакции, и может заранее избежать негативных последствий. Специалисты центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, работая с неблагополучными семьями, дают шанс родителям поменять свой образ жизни и пытаются им помочь: предлагают проконсультироваться у врача-­нарколога, устроиться на работу, подключают благотворительные организации. Но когда есть реальная угроза жизни и здоровью ребенка — его немедленно забирают из опасных условий проживания и временно помещают в интернатные учреждения. Государство ставит задачу минимизировать количество детей, которые находятся в интернатах, так как семья является приоритетной формой воспитания детей. У нас в городе много приемных семей, где такие дети чувствуют себя защищенными, сытыми и счастливыми. В приемных семьях дети весело и разнообразно проводят праздники, становятся победителями различных конкурсов, путешествуют с родителями, ежегодно оздоравливаются в лагерях и имеют свои добрые семейные традиции.

— Сколько приемных семей в Евпатории?

— Сегодня в Евпатории функционирует 41 приемная семья, где воспитываются 179 приемных детей. Радует, что в Евпатории много неравнодушных и добрых людей, которые готовы взять детей, оставшихся без родительского попечения, в семью на воспитание.

Елена ФИЛАТОВА.

Фото из личного архива Аллы Алексеевой.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 47(19546) от 2.12.2022 г.






Актуальные новости


Военная служба по контракту
График плановых отключений на декабрь 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в декабре 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Единовременная выплата при заключении контракта

Участники СВО – граждане с активной жизненной позицией. Сегодня настоящий патриот – это тот, кто сделал сознательный выбор, не остался в стороне и принял решение поступить на военную службу по контракту для защиты своей страны.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции






Рубрики новостей