Вот и очередной сентябрь. Вот и очередной учебный год. Как и 150 лет назад... Если оглянуться на эти полтора века, окажется, что в этот период наша маленькая Евпатория, которая даже к концу XIX века не дотянула до 18 тысяч душ населения, была озабочена школьными делами своих детей, жила напряженными ожиданиями нового шага в развитии школьного дела.
Хотя евпаторийский образовательный ландшафт был богат многообразными этническими, конфессиональными начальными школами, к концу 60-х годов XIX века в обществе, зафиксировал историограф, «возникает стремление к возможно лучшему и полному образованию». К среднему образованию. Такое настроение демонстрируют в первую очередь караимы, раскрывая социальную ответственность за будущее собственных детей и целого города, чуткость к возрастающей потребности общества в образованных людях. Это настроение евпаторийских жителей поддержало руководство города и высшее образовательное начальство.
Первый шаг к гимназическому, к тому же женскому, образованию в Евпатории был сделан 15 августа 1869 года открытием двухклассной женской школы, где ученицам уже предлагались дополнительные языковые курсы: латинского, французского, немецкого, позже и греческого языков за счет средств, вносимых родителями в качестве платы за учение. Но требовались более прочные гарантии.
Однако Евпаторийская городская дума, как и земство, не имела возможности немедленно решить вопрос финансирования предстоящего преобразования училища в прогимназию до того, как будет введено Годовое положение. Тем не менее по разрешению попечителя Одесского учебного округа 46 учениц женской школы в 1873/1874 учебном году стали гимназистками Евпаторийской трехклассной женской прогимназии с приготовительным классом для девочек всех сословий и вероисповеданий. Значение открытия женской школы, а на ее основе женской прогимназии состояло в том, что этим был создан фундамент, серьезное основание среднему образованию для девочек Евпатории и Евпаторийского уезда. А через три года и для мальчиков.
Так был заложен и 149 лет активно возделывался богатейший культурный слой среднего образования в Евпатории.
Удивительные учительские судьбы вобрал этот слой!
На 1900 год средний возраст учителей Евпаторийской мужской прогимназии составлял 38 лет. Самому «старому» было 47, а самому молодому — 29 лет. Это они, уже 40-50-летние, в 1912 году со своими воспитанниками широко отмечали в городе столетие победы России над Наполеоном. А в 1913 году, на 300-летие Дома Романовых, смотрели спектакль по опере Глинки «Жизнь за Царя», который поставили гимназисты на сцене нашего городского театра. И в связи с этим мужчины-преподаватели пришли в театр в парадной форме, при шпагах на поясе.
Был среди них преподаватель древних языков Владимир Штифтар, сын калужского преподавателя гимназии, статского советника Федора Матвеевича Штифтара. Окончив Калужскую гимназию, а затем институт князя Безбородко в Нежине, он, как и его отец, стал преподавателем, как сказали бы сегодня, по распределению в гимназии Евпатории. Вскоре город, античностью которого Владимир жадно дышал, а пыль Керкинитиды носил на своих молодых ногах, стал для него родным: здесь написал он более двух десятков серьезных статей и небольшую книжечку о дачной архитектуре Евпатории, здесь он создал семью, здесь в 1917 году родился его сын. Согласно архивным сведениям, в 1918–1919 годы и позже он проживал вместе с женой Софьей Николаевной и тещей по адресу: ул. Гоголевская, 7, в доме Обуховского.
В январе 1942-го православный человек Владимир Федорович Штифтар, учитель-ученый, страстный исследователь Керкинитиды, первый архивариус нашего города вместе с сыном был расстрелян фашистами.
В партере городского театра в 1913 году рядом с Владимиром Федоровичем мог быть заслуженный преподаватель истории мужской гимназии, исполняющий обязанности инспектора Хрисанф Хрисанфович Зенкевич — автор хронологии-конспекта повторительного курса по древней истории Греции и Рима, а Штифтар — рецензент его труда, опубликованного в столичном журнале «Гермес». Два сына Х. Х. Зенкевича и дочь пережили в Евпатории послереволюционное лихолетье, правнук и поныне, к счастью, живет в Евпатории, а внучка начала нынешний новый учебный год в 5-м классе гимназии имени И. Сельвинского. Они, гордясь прадедом, хранят его документы-реликвии и семейные легенды о дружбе Хрисанфа Хрисанфовича с великими князьями и о том, что сводило его с Корнеем Чуковским.
Удивительную биографию гимназического учителя Евпатории раскрыли недавно документы Государственного архива Крыма. Они об истории мальчика из многодетной семьи диакона Иоанна Стефановского из села Трубойцы Хорольского уезда Полтавской губернии. Его чистый детский голос, разработанный в церковнопениях на отцовских службах в храме, очевидно, был замечен, так что 10-тилетний Александр Стефановский оказался в столице в придворной певческой капелле при Высочайшем Дворе! К 15 годам он получил здесь блестящее образование. В его выходном документе значатся: Закон Божий и церковная история, российский язык, включая высшую часть грамматики, чистописание, история Российского государства, а также всеобщая история, арифметика, геометрия и стереометрия, география, элементарное черчение, рисование и французский язык.
В 15 лет, в связи с «падением голоса», Александр Стефановский, 1854 года рождения, был «уволен» из придворного хора для поступления на гражданскую службу со званием «губернский регистратор». Путь его лег домой, в Полтаву, где он с сентября 1871 года учился и окончил курс духовной семинарии. И уже 15 августа 1875-го снова стал студентом Дерптского университета в Тарту. Север для Александра Стефановского оказался «не вреден», а притягателен. В этом старейшем университете Европы был богословский факультет, куда, подумалось, мог бы поступить сын дьякона, но он целый год изучал там медицину. Поиск своего пути для него завершился в Императорском университете Святого Владимира в Киеве. Здесь в 1882 году он был удостоен звания учителя гимназии и прогимназии с правом преподавания русского языка и словесности и направлен в Евпаторийскую гимназию. Был женат на дочери титулярного советника Падалка девице Александре Федоровне. Проживал на II Продольной, дом 35.
8 апреля 1908 года во время прогулки по Бульвару — сегодня это набережная Терешковой — блестящий преподаватель Евпаторийской гимназии статский советник А. И. Стефановский скоропостижно скончался.
А вот судьба Антонины Степановны Булатовой стала олицетворением новой эпохи. Родилась она в 1898 году в Красноярске в семье рабочего-слесаря Юго-Камского завода Пермской губернии. Ее величие состояло в том, что юной большевичкой она отчаянно сражалась на Урале с безграмотностью на третьем фронте, как формулировали идеологи Советов, — просветительском. В тридцатые годы Булатова — директор Евпаторийской средней школы № 1 имени Горького, преподаватель истории и Конституции СССР. Учебное заведение под ее руководством было утверждено Наркомпросом РСФСР как образцовое. С этим статусом школу внесли в титульный список образцовых школ страны.
Человек своей эпохи, выдающийся педагог и организатор восстановления системы образования в освобожденной Евпатории, весной 1944 года Антонина Степановна Булатова однажды — еще в 1926 году — предложила женщинам, членам ковроткацкой артели, которую опекала как член ВКП (б), просить Н. К. Крупскую дать согласие присвоить их артели ее имя. В современном селе Канаши Шадринского района Курганской области (бывшей Пермской губ.) до сих пор функционирует ковровая фабрика имени Н.К. Крупской, получившая это имя с легкой руки Булатовой. А сама Антонина после этого была командирована Шадринским окружкомом учиться в столицу и, будучи студенткой Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской в Москве, видела и слушала Надежду Крупскую и Клару Цеткин.
Урна с ее прахом захоронена в Евпатории на старом кладбище, расположенном по улице 51-й Армии.
Тысячи талантливых учителей, безымянных и хорошо горожанам известных, сеяли на благодатной евпаторийской земле доброе, вечное.
Так что, помня их имена и дела, 1 сентября 2022 года Евпатория и ее 13 с половиной тысяч обучающихся начали 150-й учебный год средней школы!
Людмила НИКИФОРОВА.
Фото предоставлены автором.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 36(19535) от 16.09.2022 г.