Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Евпаторийский центр культуры и досуга» является организатором многочисленных праздников и фестивалей, а идеи его сотрудников неоднократно были признаны лучшими на полуострове, давая старт новым успешным проектам. Корреспондент «ЕЗ» пообщалась с руководителем центра, его идейным вдохновителем, заслуженным работником культуры Крыма и Украины, членом Союза театральных деятелей Российской Федерации Виктором АРИХИНЫМ и узнала тонкости организации и проведения культурных мероприятий в Евпатории.
— Виктор Васильевич, расскажите, пожалуйста, о Евпаторийском центре культуры и досуга.
— Городской центр культуры и досуга в Евпатории был создан в 1949 году — в 2019‑м мы отметили 70‑летие со дня его основания. Сегодня в центре насчитывается 15 культурно-досуговых формирований и 14 клубных формирований, в которых занимаются 300 человек. Это и образцово-вокальные, и вокально-хоровые, и народные, и хореографические, инструментальные, театральные и любительские коллективы. Семь коллективов удостоены званий народных и образцовых.
Центр — организатор и исполнитель традиционных общегородских фестивалей и праздников, таких как народные гуляния «Широкая масленица», новогодние мероприятия, Международный день курортника, «Шедевры мирового искусства» в формате оpen аir, фестиваль греческой культуры «Элефтерия», республиканский фестиваль крымскотатарской и тюркской культуры «Гезлев къапусы», фестиваль «Венок дружбы» и многих других. Кроме того, на постоянной основе все творческие силы мобилизуются на организацию и проведение государственных праздников: Дня России, Дня народного единства, Дня флага Российской Федерации, Дня Конституции России и Республики Крым, Дня Государственного Совета РК, Дня воссоединения Крыма с Россией. На праздничных мероприятиях организуются народные гуляния, выступления творческих коллективов, конкурсы, игры для детей и взрослых.
Также в актив деятельности центра культуры и досуга входят мероприятия для структурных подразделений администрации Евпатории, предприятий и общественных организаций. Например, праздничные программы для социальных работников, ко Дню ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, ко Дню пограничника, инженерных войск, Дню вывода войск из Афганистана, Дню работника налоговых органов, прокуратуры, полиции, пенсионного фонда, ЖКХ и так далее. Творческие коллективы центра культуры и досуга часто представляют город и на крымских мероприятиях, проводимых Министерством культуры, а также участвуют в туристических выставках и ярмарках в Евпатории, Ялте и Москве.
— Получается, что вы работаете круглый год?
— Совершенно верно. Наш центр работает в активном режиме круглый год, потому что мы участвуем в организации сезонных, жанровых и государственных мероприятий.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о фестивалях «Летние вечера на Караимской» и «Поющие набережные»: как они зарождались, кто их создавал?
— Эти фестивали — тоже результат работы центра досуга. Еще несколько лет назад улица Караимская была безлюдной, а сегодня нам удалось сделать ее точкой притяжения горожан и туристов. Сейчас мы там работаем каждую пятницу.
Что касается «Поющих набережных», их формат зародился еще 20 лет назад, когда мы начали проводить разные мероприятия на набережной Горького и в парке Фрунзе: на ротондах организовывали выступления артистов, чтобы разнообразить культурную жизнь города и привлечь людей. Сегодня мы сменили локацию и проводим этот фестиваль в Октябрьском сквере по четвергам. А название сохранили — в надежде, что в скором времени фестиваль будет проходить уже на специально обустроенной площадке на набережной Терешковой, после окончания ее реконструкции. Песня всегда помогала человеку работать и жить, помогала в труде и отдыхе, она лечит душу и сердце. Поэтому этот фестиваль — для души, для людей, которые работали и жили в нашем государстве, которые продолжают его строить. Мы любим нашу страну, верим, что она будет процветать, и надеемся, что эти замечательные песни, которые поет народ, останутся на устах подрастающих поколений. Поэтому в «Поющих набережных» наравне с взрослыми участвуют и дети. Наши хоры — лицо общественной жизни города.
— Какие проекты за годы работы стали для вас наиболее запоминающимися?
— Наверное, чемпионат живых статуй международного уровня, который проходил у нас на протяжении десять лет. Коллектив театра живых скульптур МБУК «ЕЦКиД» существует с 2006 года. Участники коллектива — представители разных профессий и возрастов — от 13 до 57 лет. Их объединяет любовь к искусству уличного театра, искусству живой скульптуры. Репертуар коллектива состоит из множества образов исторических, литературных, национальных, фантастических персонажей. К слову, к нам даже однажды приезжал мер Арнема — города в Нидерландах, в котором проходит чемпионат мира по живым статуям. Кстати, мы тоже ездили в Голландию на этот чемпионат, и наша скульптура короля заняла на нем третье место.
Еще незабываемо, конечно, как мы впервые ставили рекорд Гиннесса: к 2500‑летию Евпатории артисты народного театра на ходулях на скорость преодолели расстояние до Симферополя — 72 километра! После в городе ставили еще много рекордов: самый большой чебурек, самая большая феска (женский головной убор), самый большой хоровод Дедов Морозов…
— Большое количество самобытных мероприятий делает Евпаторию культурным центром Крыма. Расскажите подробнее о реализации авторских инициатив коллектива центра досуга.
— Каждое лето при поддержке администрации города и Евпаторийского городского совета мы проводим мероприятие «Шедевры мирового искусства» под открытым небом, куда приглашаем симфонический или камерный оркестр и исполнителей классических произведений. Этот проект зародился в 2009 году, мы посвятили его столетию «Русских сезонов» в Париже. Можно сказать, что мы стали родоначальниками подобных симфонических концертов, которые сегодня проводятся во дворцах и пещерах полуострова.
День курортника тоже придумали мы 16 лет назад. Смысл этого праздника заключается в том, что каждый год 15 июля мы разыгрываем среди отдыхающих путевку на будущий год. Это своеобразный символ того, что следующий сезон обязательно состоится. Также мы являемся законодателями уличных театров в Крыму: в 2012 году мы впервые провели уличный евпаторийский фестиваль арта. Это была замечательная возможность для жителей и гостей города не только бесплатно посмотреть разнообразные театральные постановки, но и повысить уровень культуры и образованности.
— Как вы можете охарактеризовать сезон‑2022?
— Конечно, стоит отметить, что Год культурного наследия народов России выдался насыщенным на разнообразные события, особенно лето. Череду больших мероприятий открыли празднование Дня России, начало курортного сезона и 15‑летие туристического маршрута «Малый Иерусалим», в июле был День курортника, продолжаются фестивали «Летние вечера на Караимской» и «Поющие набережные». Курортный сезон — горячая пора не только для туристической и санаторно-курортной сфер, у работников культуры сейчас тоже время интенсивной работы. Несмотря на жару, мы таскаем аппаратуру с локации на локацию, выступаем на площадях, в скверах, в санаториях, на всех городских мероприятиях. Безусловно, мы не сидим без дела круглый год, но летом количество праздников значительно возрастает. Мы одновременно стараемся сохранить наработанные яркие проекты и преуспеть в мероприятиях по линии министерства культуры и администрации города.
— Охватить такой большой объем мероприятий — колоссальный труд. Как вам удается все успевать и удачно справляться с поставленными задачами?
— Вы правы, это тяжелый труд. Мы делаем до десяти праздников в неделю — такая нагрузка оказывается не под силу многим профессиональным организаторам мероприятий. Наша команда работает в двух направлениях: мы занимаемся народными творческими коллективами — хоровыми, вокальными, театром на ходулях и театром огня, а также любительскими. Достигать успеха удается благодаря слаженной и продуктивной работе.
— С какими проблемами вы сталкиваетесь при осуществлении своей деятельности?
— К сожалению, нам негде хранить костюмы и реквизит. Последние четыре года у нас нет сцены, где мы можем полноценно проводить репетиции и мероприятия: здание центра признали аварийным, не подлежащим капитальному ремонту. Сейчас в управлении капитального строительства идет процесс создания проектно-сметной документации для реконструкции здания, на это выделены средства. Наш вопрос находится на контроле у руководства Республики Крым, но этот процесс непростой. Будем надеться, что в скором времени проблема будет решена. Однако, несмотря ни на что, мы продолжаем радовать гостей и жителей города душевными и запоминающимися мероприятиями.
— Стоит ли евпаторийцам и гостям города в ближайшее время ждать воплощения ваших кардинально новых идей?
— Мы настолько заняли все ниши по жанрам и по сезонам, что сейчас главная задача — сохранить все это. Хотя я уже три года охвачен идеей проведения иммерсивного театра. Представьте: мы собираем группу из 30 человек, они надевают наушники и отправляются на аудиоэкскурсию по объектам культурного наследия Евпатории. По ходу экскурсии на современных улицах благодаря работе актеров вдруг оживает история: человек слушает текст и неожиданно становится свидетелем разворачивающихся событий тех лет в интерактивном режиме. Иммерсивный театр отличается от традиционного театра тем, что убирает сцену и погружает публику непосредственно в игру актеров спектакля.
Беседовала Елена ФИЛАТОВА.
Фото Юрия ТЕСЛЕВА.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 31(19530) от 12.08.2022 г.