Конструктор курорта

Строителю и рационализатору, под руководством которого были возведены значимые для Евпатории здания, Владимиру ДРЯХЛОВУ присвоено звание «Почетный гражданин Евпатории». В беседе с корреспондентом «ЕЗ» Владимир Семенович вспомнил ключевые моменты своей богатой биографии.


«Стакан стоков выпью»

Уроженец села Пестрецы Пестречинского района Татарской АССР, Владимир Дряхлов по окончании школы пошел работать учеником токаря, а затем токарем на военный завод. В 1963 году окончил факультет промышленного и гражданского строительства Казанского инженерно-строительного института. Это был первый из трех «университетов» целеустремленного выпускника — впереди были Университет марксизма-­ленинизма и Высшая школа хозяйственного управления, обучение в которых завершилось для него двумя красными дипломами.

А тогда, получив профессию, определившую судьбу, он был направлен в первое строительно-­монтажное управление треста «Казаньхимстрой». Там отработал семь лет, начав мастером участка и закончив главным инженером строительного управления.

— В тресте «Казаньхимстрой» строили химический завод по производству синтетического каучука, — вспоминает Владимир Семенович. — Мы его реконструировали — до вой­ны он был небольшой, а мы его расширяли. Потом я пять лет занимался строительством очистных сооружений, руководил строительным участком. Помимо завода по производству синтетического каучука в Казани тогда было еще несколько вредных производств, в том числе меховая фабрика и завод «Теплоконтроль», на котором производили ртутные приборы. Все их стоки без всякой очистки сбрасывались в Волгу. Мы построили очистные сооружения, в которые собирались стоки со всех заводов, а затем, после очистки, сбрасывались в реку. Когда начинали строить, главный инженер проекта сказал: «Если хорошо построите, то я стакан стоков выпью». Когда построили, уже все забыли об этом, а один прораб, Миша, взял и напомнил ему об обещании. Деваться было некуда: взял и выпил. Более того, у начальника цеха этих очистных сооружений в кабинете стоял аквариум с рыбками. А, как известно, если вода чуть-чуть не чистая, рыбкам не выжить. У него они были своеобразным индикатором качества очищенной воды. Рыбки живы — значит стоки хорошие. Хотя там, разумеется, лаборатория своя была.


«По последнему слову техники»

Трудясь с 1969 года главным инженером того же строительно-­монтажного управления, в 1971-м Дряхлов принял решение переехать в Крым.

— Дети были не то чтобы больные, но слабенькие, — поясняет он. — До этого в Евпаторию переехал с супругой мой товарищ, который был задействован в проекте строительства будущего комплекса лагерей «Юный Ленинец».

Проект назывался «Артек-2» и предусматривал три очереди, из которых реализовать удалось лишь первую. Таким образом, ожидалось, что «Артек-2» сможет принимать за одну смену до шести тысяч человек, то есть в два раза больше, чем легендарный лагерь, расположенный у подножия Медведь-горы.

— Приехали в Евпаторию, управляющий трестом посмотрел трудовую книжку и сказал, что я им подхожу, — продолжает Владимир Семенович. — Взяли начальником участка (после главного инженера управления это, конечно, понижение), но жизнь подвигала к тому. Я спросил на собеседовании: «Где ­жить-то я буду?» Мне тут же показали дом, который планировали сдать через месяц, и сказали: «В этом доме получишь квартиру». В итоге мне дали гарантийное письмо и через месяц я получил двухкомнатную квартиру. Потом меня перевели на должность начальника технического отдела. Затем в горкоме партии работал инструктором промышленно-­транспортного отдела. В то время строили в Евпатории завод «Пепси-кола», мясокомбинат, швейную фабрику, реконструировали хлебокомбинат, молокозавод. В год строилось до 60 тысяч квадратных метров жилья! Потом меня направили в Евпаторийское строительно-­монтажное управление треста «Крымкурортстрой» начальником. Оно строило профсоюзные здравницы (в Евпатории их было четырнадцать). За десять лет моей работы там управление построило, в частности, общекурортную водолечебницу на набережной имени Горького, санатории «Победа» и «Приморье» (тогда он назывался «Санаторий имени советских профсоюзов»), 17этажную тургостиницу, завод «Стройдеталь».

Кстати, возведенная высотная гостиница оказалась единственным полностью воплощенным объектом запланированного на пересечении проспектов Победы и Ленина административно-­общественного центра Евпатории. Наряду с ней этот самый центр должны были составить Дом советов, Дом пионеров и Дворец спорта. Большинство экспертов сходятся во мнении, что сегодня высотная гостиница, будучи важной доминантой для формирования морской панорамы города, остается визуальным ориентиром в системе городской застройки на пересечении основных магистралей города. На фоне частых заявлений о курортно-­туристическом развитии северо-­западного Крыма сохранение первоначального функционала здания (гостиничного хаба) выглядит оптимальным.

— Общекурортная водолечебница была рассчитана на 110 ванн с тремя бассейнами, — рассказывает почетный евпаториец. — В водолечебнице все было выполнено по последнему слову техники, там была сплошная автоматика. Всеми ваннами в автоматическом режиме управляла медсестра. За день там отпускали более четырех тысяч процедур. Из санаториев, не только профсоюзных, возили. Санаторий «Победа» строился при мне от фундамента до сдачи в эксплуатацию. Проект этот задумывался как гостиница для инвалидов и участников Великой Отечественной вой­ны. Но строили к сорокалетию Победы, и в конечном итоге по проекту «Крымнии-проекта» (архитектора Александра Евгеньевича Логинова) получился шикарный санаторий. Затем строили санаторий «Приморье»: две «подковы» спальных корпусов, соединенные между собой переходом, два зала столовых на 250 мест каждый, кинотеатр, три бассейна — всего 22 объекта!


«Не заметить невозможно было»

Помимо того, Евпаторийское строительно-монтажное управление треста «Крымкурортстрой» под началом Дряхлова построило более двадцати значимых для города объектов. Среди них, кроме уже названных, спальный корпус санатория имени 40-летия Октября на 250 мест, спортзал «Авангард» (в районе грязелечебницы «Мойнаки»), детский сад «Теремок» на 250 мест, женская консультация на улице Дмитрия Ульянова, городошный стадион, автобаза Евпаторийского территориального совета по управлению курортами профсоюзов, восемь жилых домов. Кроме того, среди профессиональных побед почетного евпаторийца — реконструкция грязелечебницы «Мойнаки» в 80х годах прошлого века после пожара и стадиона «Дворца спорта».

— Тогда огонь уничтожил 50–60 процентов грязелечебницы, — вспоминает Дряхлов. — Пригласили нам на подмогу (тогда вовсю шло строительство «Победы» и «Приморья») бригаду из Белоруссии. Прихожу ­как-то на объект, строитель-­белорус сидит и… выпрямляет старые гвозди! Спрашиваю: «Что ты делаешь?» Отвечает: «Их же можно снова использовать!» По белорусской земле немцы во время Великой Отечественной прошлись…

А во время той самой вой­ны, кстати, отец Владимира Дряхлова Семен Григорьевич в 1944 году освобождал Крым от нацистов и прошел полуостров от Сиваша до Севастополя.

Примечательно, что бывший первый секретарь Евпаторийского горкома Валентин Васильевич Петунов высоко оценивал уверенные карьерные шаги Дряхлова: «Это был редчайший случай, чтобы со стройки да в кадровый резерв горкома партии попасть! Но не заметить Дряхлова невозможно было. Человек ценил людей. И такой: сказал — сделал! Прочили мы его тогда в председатели горисполкома…». По счастью, обошлось: уж слишком Владимир Семенович любил свою профессию.

В конце восьмидесятых годов прошлого века строители треста «Тарасовск-­нефтегазстрой», что находился в Ямало-­Ненецком национальном округе, решили оздоравливать в Евпатории своих детей в организованном для этого пионерлагере в школе-­интернате. В связи с этим им понадобился начальник строительного участка. Должность предложили Дряхлову. Не сразу, но ­все-таки согласился.

— Семья, двое детей, которые тогда уже получали высшее образование, — рассказывает он. — Да и зарплату предложили достойную, в два раза больше, чем у меня была. И тогда я ушел по переводу в тот трест, без малого десять лет в нем проработал.

Позже, с 1997 по 2008 год, Владимир Семенович занимался реконструкцией объектов космического центра на первой, второй и третьей площадках Центра дальней космической связи и руководил строительными работами по переносу станции космической связи из поселка Школьного под Симферополем на первую площадку в село Витино Сакского района. Строить и жить Владимиру Семеновичу всегда помогала семья. Сегодня это дети и трое внуков.

Игорь ЛИТВИНЕНКО. Фото автора.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 23(19522) от 17.06.2022 г.






Актуальные новости


Военная служба по контракту
График плановых отключений на декабрь 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в декабре 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Единовременная выплата при заключении контракта

Участники СВО – граждане с активной жизненной позицией. Сегодня настоящий патриот – это тот, кто сделал сознательный выбор, не остался в стороне и принял решение поступить на военную службу по контракту для защиты своей страны.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции






Рубрики новостей