Накануне наша страна отметила День российской печати. По традиции к этой дате «ЕЗ» рассказывает о журналистах Евпатории. В этом году в преддверии праздника мы поговорили с замечательным представителем этой профессии (а еще самобытным педагогом и художником), руководителем Евпаторийской городской организации Крымского регионального отделения Союза журналистов России Викторией СЕРЕБРЯНСКОЙ. В беседе с корреспондентом нашего издания она рассказала об особом педагогическом опыте, который изменил отношение к профессии, болезненном переживании связанных с работой противоречий и миссии журналистики.
— Активно сотрудничая с разными средствами массовой информации, вы руководите воскресной школой при храме во имя святителя Луки, где уже восьмой год преподаете центральную дисциплину — Закон Божий. И надо сказать, что в том определенную роль сыграла «Евпаторийская здравница».
— Да, много лет назад я работала в «Евпаторийке» и не думала, что моя жизнь будет так тесно связана с православной церковью. В то время отец Владимир Бадах, настоятель нашего храма, возглавлял пресс-службу Евпаторийского благочиния и регулярно приносил в «ЕЗ» информацию о церковных праздниках. Он входил в редакцию — и казалось, солнце взошло, между собой мы батюшку так и называли — «отец Владимир Ясно Солнышко». Как бы ни складывался день, с появлением этого человека возникало ощущение праздника: отец Владимир всегда приносил в подарок то икону, то книжку. В конце концов у нас в корректорской образовался небольшой иконостас, а я начала изучать христианские праздники. Затем батюшка предложил мне поработать в пресс-службе Евпаторийского благочиния Симферопольской и Крымской епархии, в 2014‑м пригласил как педагога в воскресную школу. Поначалу там я вела декоративно-прикладное искусство. Впоследствии перешла к преподаванию Закона Божия. На первых порах очень боялась: вдруг скажу детям что-нибудь не так или они неправильно меня поймут. Сегодня вести уроки намного легче — у нас с ребятами полное взаимопонимание. По сути, я училась вместе с детьми. А вникнуть в предмет мне помогли годичные катехизаторские курсы при Таврической духовной семинарии.
— Этот без преувеличения удивительный педагогический опыт изменил отношение к журналистской работе?
— Я стала избирательнее подходить к темам публикаций, которые мне предлагали так называемые светские издания. Легче отказывалась от того, что, на мой взгляд, могло бы кому-то навредить. Начала анализировать свои статьи в различных изданиях. Самой «желтой» страницей моей журналистской биографии оказались годы сотрудничества с одним из украинских таблоидов и ежедневным изданием в Крыму — обе редакции порой просили вытаскивать на белый свет такое, что просто не входило ни в какие ворота. Четыре года я все же продержалась в этих двух газетах и прекратила с ними сотрудничество, когда поняла, что исчерпала темы, которые мне самой были интересны.
— А могли бы привести пример крайнего внутреннего противоречия, которое переживали, выполняя редакционные задания?
— В 2008 году у берегов Гонконга затонуло украинское судно «Нафтогаз‑67», на его борту находились крымчане. Мне нужно было встречаться с близкими жертв трагедии. Из редакции прислали список погибших и направили к родителям одного из матросов, те еще не знали о смерти сына, надеялись, что он выжил. А я уже знала, что случилось непоправимое. У меня внутри тогда все переворачивалось, я так ничего отцу и матери погибшего не сказала. Эта же трагедия унесла жизнь и довольно молодой женщины, и я должна была у ее сына выспрашивать, какой была мама, как он переживает ее гибель… Вижу: молодой человек от потрясения вообще не может говорить. У него небо рухнуло на землю. В таких ситуациях должен, видимо, включаться определенный профессиональный цинизм, но у некоторых редакторов он и границ-то не имел. Тогда мне стало казаться, что занимаюсь чем-то не тем, что лезу в душу к людям немытыми руками, хотя вынужденные манипуляции совершала не по собственной инициативе. Тебе дали задание, и ты должен, как солдат, его выполнить. Я стала анализировать этическую сторону своей работы и поняла, что иду куда-то не туда.
— В нулевых вы без преувеличения были голосом Евпатории, когда работали ведущей на радио «Альфа».
— Да, меня тогда по голосу даже в магазинах узнавали. Иду за покупками, начинаю общаться с продавцом, а тот спрашивает, не вы ли, мол, на радио новости читаете? На свадьбу к друзьям прихожу, беру микрофон, чтобы поздравить, — гости уже шушукаются: «Какой знакомый голос!» По правде, было приятно, что узнавали. Работу на радио очень любила, но приходилось непросто. Для ежедневного выпуска новостей требовалось собрать пять-шесть коротких и интересных сюжетов с дельными комментариями.
— А как вы вообще стали заниматься журналистикой?
— В конце девяностых мой товарищ — художник Толик Прилепский — сообщил, что местная телекомпания «Морион» ищет ведущих, и рекомендовал мне пойти на собеседование. Как и почему ему пришла в голову такая мысль, для меня до сих пор загадка. Судьбу поменял! На тот момент я уже училась в педагогическом вузе, предполагала, что пойду работать в школу, в начальные классы. До этого три года осваивала профессию художника-оформителя в изостудии детского сада «Дельфин». Тем не менее сегодня я вовлечена и в педагогическую работу, потому что мне интересно и статьи готовить, и с детьми заниматься. Кстати, уже трех выпускников успешно подготовила к поступлению на журфак.
— С искренней благодарностью за вашу открытость не могу не спросить: кто из собеседников, интервью с которыми вы готовили, в свою очередь, был наиболее открыт с вами?
— С удовольствием и огромным интересом общалась с Александром Збруевым в 2019 году. В беседе с народным артистом меня привлекла тема Евпатории и повести Бориса Балтера «До свидания, мальчики».
— Тем более что Александр Викторович — первый исполнитель роли Володи Белова в первом же сценическом воплощении этого замечательного произведения в легендарном Ленкоме в далеком уже 1964 году.
— Так и есть. Когда согласовывала материал, Збруев сказал, что в моем тексте ничего не хотел бы менять, отметил «прекрасную стилистику». Дорожу такой высокой оценкой.
— Есть ли у журналистики миссия?
— Точно знаю: журналист должен вносить свет. Проведу параллель с двумя героями фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Каждый из них зашел в кинематограф со своей миссией. Один бескорыстно трудился, нес людям именно свет, а второй просто зарабатывал деньги на показе чернухи. То же и в журналистике: один несет свет, а другой «всего лишь зарабатывает», не заморачиваясь какими-либо принципами. Все зависит от тебя. Ты можешь и радость привнести в жизнь, и раздор. Можешь хоть чуть-чуть улучшить мир своим материалом: человек прочитает статью — ему тепло на сердце станет, захочется сделать что-то хорошее, доброе. Люди же быстро все вбирают и продолжают в мир нести или грязь, которой, впитав ее прежде в себя, ты с ними щедро поделился, или свет, которым дальше твой читатель будет делиться еще с кем-то. То есть журналист запускает цепочку действий. Однажды я близко к сердцу восприняла слова актера и музыканта Петра Мамонова о смысле жизни: «Сядь, напиши статью хорошую, если ты журналист. Найди хорошее, честное, чистое, чтобы в этом ужасе маленькую щелочку света сделать. Всегда можно…» И если я могу написать о хорошем, стараюсь писать о хорошем.
Справка «ЕЗ»
Виктория Серебрянская — обладатель профессиональных наград. Победитель международного фотоконкурса «Калмыкия сегодня» (Элиста, 2018), победитель IX Всероссийского конкурса на лучшее освещение темы межнациональных и этноконфессиональных отношений «СМИротворец» (Москва, 2017). Награждена общественной медалью «За труды в просвещении, культуре, искусстве и литературе» (Дагомыс, 2016). Победитель международного фотоконкурса «Я так живу»: участник международной фотовыставки в Эрмитаже (Санкт-Петербург, 2015). Обладатель Гран-при республиканского фотоконкурса «Крым — колыбель Православия», организованного Симферопольской и Крымской епархией УПЦ МП (2013). Лауреат профессионального Крымского творческого конкурса журналистских работ «Серебряное перо» («Новые имена», 2005) и «Журналист года» в номинации «Молодые имена» (Симферополь, 2005). Автор многочисленных публикаций в изданиях «Сегодня», «Комсомольская правда», «Фокус», «Полуостров сокровищ», «Московский комсомолец», «Крымские известия», «Обозрение крымских дел», «Евпаторийская здравница» и других. Семь лет возглавляла службу новостей на радио «Альфа» (105,9 FM). Автор иллюстраций к книге Бориса Балтера «До свидания, мальчики» (Евпатория, «Крымский Афон», 2000).
Беседовал Василий АКУЛОВ.
Фото из архива Виктории СЕРЕБРЯНСКОЙ.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 1(19500) от 14.01.2022 г.