Накануне в Евпатории на 89‑м году жизни скончался почетный гражданин города, скульптор Алексей Шмаков. Уроженец Кировской области, успевший к тому времени немало поработать за рубежом, полвека назад он решил поселиться в Евпатории. Этот жизненный выбор художника определил неповторимый облик нынешнего города.
И просто невозможно обойтись без реминисценции из Маяковского: мы говорим Евпатория — подразумеваем Шмаков, мы говорим Шмаков — подразумеваем Евпатория. Потому что так и есть. Прибывающий в город на поезде человек, если только он не слеп, вряд ли способен не заметить «Рождение Керкинитиды» и попросту пройти мимо памятника, ставшего доминантой Привокзальной площади. Въезжающие в Евпаторию на авто вряд ли не заметят второе евпаторийское солнышко, в лучах которого уже 40 лет плещется «Мальчик на дельфине». Солнышко, которое с недавних пор благодаря подсветке светит всем въезжающим в город-курорт и днем, и ночью.
Набережную имени Максима Горького, место притяжения и евпаторийцев, и гостей города, украшает бюст писателя, выполненный Шмаковым. Чуть дальше, вдоль той же набережной, у здания биоклиматической станции, более полувека стоит шмаковский мальчик с гирей. Крепкий, подтянутый ребенок, чья собственная масса едва ли превышает вес 32‑килограммовой гири, к которой уже подступился этот дерзкий мальчуган. Тот самый, который, казалось бы, только что у въезда в город забавлялся с дельфином в скульптурных лучах евпаторийского солнца. Ребенок, который благодаря плаванию в здешнем море, солнечным ваннам на золотых евпаторийских песках, целебному приморскому воздуху почувствовал себя настолько окрепшим, что даже взять и поднять тяжеленную гирю ему представляется вполне возможным. Да, представление это, скорее всего, ошибочное. Но ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. А он-то обязательно сделает! Стоит взглянуть на сосредоточенное выражение этого детского лица — и понять: не сегодня так завтра, став взрослее, он поднимет эту гирю. И усилие, которое пока что грозит оказаться безуспешным, рано или поздно оправдает себя. Усилие во времени — кстати, именно так советский философ Мераб Мамардашвили определял жизнь.
Таким не по годам крепким мальчишкой в свое время был, наверное, Геракл, который, по легенде, именно в Тавриде отдыхал от своих великих подвигов и которого Алексей Егорович на заре нового века поместил на побережье. Тем самым скульптор, кажется, протянул из одного увенчанного его же композицией «Рождение Керкинитиды» конца улицы Фрунзе в другой незримую античную нить. Постамент, на котором возлежит сын могучего Зевса, украшают слова: «Для подвигов — весь мир. Для отдыха — Евпатория». Для отдыха — после подвигов!..
Более двадцати памятников Шмакова за 40 лет, с 1966 по 2006 год, украсили городское пространство, в том числе территории некоторых здравниц. С легкой во всех смыслах руки скульптора на Театральной площади появился памятник выдающемуся городскому голове Евпатории Семену Дувану. Человеку, который, по собственному его призванию, гордился Евпаторией и любил ее, призывая остальных так же, как и он сам, любить наш город. Градоначальнику, который не только словом, но и делом проявлял эту незабвенную любовь к малой родине. По-дувановски безгранично, в меру своего художественного таланта, любил Евпаторию и Алексей Шмаков, каждой своей работой привнося в город 25‑ти веков легкое дыхание красоты.
Ушел из жизни выдающийся скульптор
16 сентября на 89‑м году жизни скончался выдающийся российский скульптор-монументалист Алексей Шмаков. Путь известного мастера был наполнен интереснейшими событиями, незабываемыми встречами и удивительными достижениями.
Алексей Егорович Шмаков родился 1 июня 1933 года в Кировской области.
В 1948–1951 годах обучался в камнерезной школе в Кунгуре по специальности «художественная обработка уральского камня», что в будущем сыграло роль при поступлении в институт. После окончания в 1959 году Белорусского государственного театрально-художественного института по классу скульптуры А. О. Бембеля был направлен на работу в Брест, где выполнил ряд художественных работ в области станковой и монументальной скульптуры.
За 40 лет творческой деятельности руками скульптора Алексея Шмакова создано более ста различных произведений, среди которых целый ряд портретов и около тридцати монументальных памятников воинам, полководцам, поэтам, политическим деятелям в России, Белоруссии, Молдове, Италии, Эквадоре, на Украине, а также произведения парковой, тематической скульптуры (семь наиболее ярких установлены в Евпатории).
В 1964 году стал членом Союза художников СССР. В 1967‑м переехал в Евпаторию, где создал десятки монументальных произведений, в том числе памятники коммунарам Евпатории, первому главе Совета рабоче-крестьянских и солдатских депутатов Евпатории Д. Л. Караеву, Максиму Горькому, Н. А. Островскому, Гомеру, Т. Г. Шевченко, С. Э. Дувану, Ашику Умеру, евпаторийцам, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, морякам-десантникам. Ряд произведений автора стали визитной карточкой Евпатории: «Мальчик на дельфине» при въезде в город, «Рождение Керкинитиды» и «Отдыхающий Геракл».
30 мая 2008 года Алексею Егоровичу присвоено звание Почетного гражданина города Евпатории.
Глава муниципального образования — председатель Евпаторийского городского совета Олеся Харитоненко, депутатский корпус, Общественный совет МО ГО Евпатория, Совет женщин, Молодежный совет, аппарат Евпаторийского городского совета, администрация города Евпатории выражают глубокое соболезнование родным и близким выдающегося российского скульптора-монументалиста, почетного гражданина города Евпатории Алексея Егоровича Шмакова.
Разделяем боль и горечь утраты. Память об этом человеке всегда будет с нами.
Игорь ЛИТВИНЕНКО.
Фото из архива «ЕЗ».
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 36(19484) от 17.09.2021 г.