С 16 июля до 26 августа посетители галереи актуального искусства theHARASHO Крымского театра юного зрителя могли познакомиться с творчеством талантливой евпаторийской художницы Ксении СЕМИНОЙ. В интервью «ЕЗ» молодая пейзажистка рассказала о том, где черпает вдохновение, о переезде в Евпаторию и о залоге создания по-настоящему стоящей картины.
— Ксения, расскажите о своем пути становления в качестве художницы.
— Путь мой был, наверное, определен изначально. Моя мама — тоже художник и педагог. И с раннего детства, наблюдая за ней, я брала в руки карандаш и постоянно пыталась что-то изобразить. Видя мои старания и рвение, меня отправили в замечательную школу искусств в Караганде (именно в этом городе я родилась и жила 27 лет), где я проучилась девять лет. Затем с отличием окончила Карагандинский гуманитарный колледж и Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова.
По образованию я учитель изобразительного искусства и черчения. Убеждена, что рисующий педагог — это лучший пример, ориентир для учеников, нежели просто теоретик.
С 20 лет начала регулярно участвовать в выставках, состояла в Молодежном объединении при Союзе художников Караганды. В 2009 году состоялась моя первая персональная художественная выставка в Караганде, и вот в 2021‑м — вторая, в Евпатории. Я постаралась собрать максимально разноплановые работы в техниках акварели и масляной живописи: натюрморты с цветами, морские и городские пейзажи, иллюстрации, сюрреалистические композиции.
Помимо этого я немного увлекаюсь фотографией. Друзья настояли на том, чтобы несколько моих фоторабот также были представлены на выставке.
— Что привело вас в Евпаторию? Поспособствовала ли атмосфера этого города вашему творческому подъему?
— В 2013 году мы с мамой переехали в Саратов на ПМЖ. В 2014‑м я получила российский паспорт. Думаю, это было судьбоносным событием. Правда, тогда я даже не представляла, что попаду в Крым, но уже в августе того же года приехала в Евпаторию на отдых. В итоге нашла работу и осталась здесь жить. У меня появились хорошие друзья и знакомые, с которыми мы всегда на одной волне, и я благодарна им за общение и поддержку.
В Евпатории я чувствую себя комфортно, как дома, а для меня это очень важно. Приезжая сюда, в первую очередь многие обращают внимание на Старый город с его запутанными и колоритными улочками и, конечно же, на море. Оно всегда разное, но каждый раз такое живописное! Именно чарующая атмосфера города постоянно воодушевляет меня, направляет творчество в новое русло, а море — поддерживает, наполняет энергией и спокойствием. Поэтому неудивительно, что 15 из 57 картин на моей выставке — именно марины.
— В каком направлении живописи вы создаете свои картины?
— По сути своей я импрессионист. Не только в живописи, но и в жизни: как чувствую, так и действую. Поэтому люблю писать картины по первому впечатлению. Считаю, что в определенный момент, увидев потенциально изображаемое именно так, а не иначе, я не в праве изменить этому состоянию.
Это касается, конечно, только части моих работ. В первую очередь пленэрных, этюдных картин и натюрмортов. Некоторые просто необходимо писать в несколько сеансов. Это сюрреалистические композиции, они у меня, как мозаика, собираются из кусочков, образов, ассоциаций и символов.
Часто бывает, что картина тебя «не отпускает», пока не доделаешь ее. Из наиболее свежих работ у меня так было с картиной «Время колокольчиков», созданной по мотивам одноименной песни Александра Башлачева: ее я написала за два сеанса, хотя можно было растянуть на три-четыре. Но просто не могла прерваться, так как погружение было полным.
— Что служит для вас источником вдохновения? Кто из представителей русской живописи вам более всего импонирует?
— Вдохновляюсь, как и многие художники, окружающим миром: природой, музыкой, литературой, людьми, событиями.
Пожалуй, больше всего мне близки импрессионисты и передвижники. Из русских художников это Константин Коровин. Я давно являюсь поклонницей его творчества. Однако неожиданный переворот в восприятии его картин у меня произошел, когда я впервые увидела их именно на выставке в Москве, летом 2012 года.
Смотря репродукции, я восхищалась французскими пейзажами Коровина. Но вживую они немного отошли на второй план, а на первый вышли его северная серия и натюрморты. Поэтому я всегда настоятельно рекомендую ходить на выставки и смотреть подлинники полотен, тогда они буквально заиграют новыми красками и смыслами.
— В чем вы видите плюсы профессии художника?
— Для меня главный плюс — это состояние постоянного поиска и творческого беспокойства. И еще какое-то непередаваемое мистическое чувство, когда рисуешь своими руками, и в то же время — как будто не ты сама. Будто погружаешь кисти не в краски, а в душу.
— Какими своими работами вы гордитесь больше всего? Что стараетесь выразить в своих картинах?
— Скорее, не горжусь, а радуюсь некоторым своим работам, от которых получила удовольствие — как от процесса создания, так и от результата.
Очень люблю картину «Сон» («Мечта»). Она имеет двойное название, потому что сон и мечта часто переплетаются и трудно найти грань между этими понятиями. Так и на картине: распахнутое арочное окно, а из него — выход в море и бумажный кораблик, хрупкий, но сделанный своими руками; на подоконнике листы бумаги и ножницы, — сами по себе они бессмысленны, но из них можно сделать тот самый кораблик. В этой картине много тайных смыслов, и каждый находит для себя что-то свое. Именно к этому я и стремлюсь: к неоднозначности восприятия.
В своих произведениях я стараюсь не только выразить себя, но и подарить эмоции людям, направить их мысли, может быть, в другое русло, показать красивое в обыденном или отталкивающее в привычном.
— Скажите, что для художника первостепенно: видеть или чувствовать?
— Когда ты что-либо созерцаешь, моментально возникает чувство — чаще всего чувство любви к натуре, к освещению, к цветовым сочетаниям.
Своих учеников я стараюсь научить внимательно смотреть и наблюдать. Даже когда просто идешь по обычному повседневному маршруту. Замечать новое или то, на что раньше никогда не обращал внимания. Рассматривать, находить мелочи, улавливать различия, видеть множество оттенков. Это очень увлекательно.
— С чего для вас начинается произведение искусства?
— Любое произведение искусства, будь то музыкальный шедевр, литературное произведение или уникальное живописное полотно, — все начинается с огонька в душе. А некоторых случаях даже с целого пламени. Творческий запал важен в каждом деле — это основа создания чего-то поистине стоящего, пробуждающего чувства.
— Каких целей вы хотите достичь на своем творческом пути? Есть ли та самая заветная мечта?
— Меня очень привлекает написание картин в технике акварели — в этом можно совершенствоваться бесконечно.
У меня все-таки больше планов и каких-то определенных задумок, нежели мечтаний. Несмотря на то, что я творческий человек, не люблю чрезмерно витать в облаках и склонна мыслить более земными категориями.
Для творческого роста хочется больше путешествовать: и по уникальному Крыму, и по необъятной России, и по другим странам. Планирую побывать в красочной и жизнерадостной Испании, живописной Ирландии и неповторимой в своей красоте Греции.
Чем больше вдохновляющего в нашей жизни, тем больше мы чувствуем себя наполненными важной для творчества энергией, которая помогает нам создавать шедевры из глубины души.
Беседовала Виктория ТЮРИНА. Фото Арины УТМАНЦЕВОЙ-ТРОПИНОЙ, из личного архива Ксении Семиной.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 34(19482) от 03.09.2021 г.