Когда душа пишет кистью

С 16 июля до 26 августа посетители галереи актуального искусства theHARASHO Крымского театра юного зрителя могли познакомиться с творчеством талантливой евпаторийской художницы Ксении СЕМИНОЙ. В интервью «ЕЗ» молодая пейзажистка рассказала о том, где черпает вдохновение, о переезде в Евпаторию и о залоге создания по-настоящему стоящей картины.

— Ксения, расскажите о своем пути становления в качестве художницы.

— Путь мой был, наверное, определен изначально. Моя мама — тоже художник и педагог. И с раннего детства, наблюдая за ней, я брала в руки карандаш и постоянно пыталась ­что-то изобразить. Видя мои старания и рвение, меня отправили в замечательную школу искусств в Караганде (именно в этом городе я родилась и жила 27 лет), где я проучилась девять лет. Затем с отличием окончила Карагандинский гуманитарный колледж и Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова.

По образованию я учитель изобразительного искусства и черчения. Убеждена, что рисующий педагог — это лучший пример, ориентир для учеников, нежели просто теоретик.

С 20 лет начала регулярно участвовать в выставках, состояла в Молодежном объединении при Союзе художников Караганды. В 2009 году состоялась моя первая персональная художественная выставка в Караганде, и вот в 2021‑м — вторая, в Евпатории. Я постаралась собрать максимально разноплановые работы в техниках акварели и масляной живописи: натюрморты с цветами, морские и городские пейзажи, иллюстрации, сюрреалистические композиции.

Помимо этого я немного увлекаюсь фотографией. Друзья настояли на том, чтобы несколько моих фоторабот также были представлены на выставке.

— Что привело вас в Евпаторию? Поспособствовала ли атмосфера этого города вашему творческому подъему?

— В 2013 году мы с мамой переехали в Саратов на ПМЖ. В 2014‑м я получила российский паспорт. Думаю, это было судьбоносным событием. Правда, тогда я даже не представляла, что попаду в Крым, но уже в августе того же года приехала в Евпаторию на отдых. В итоге нашла работу и осталась здесь жить. У меня появились хорошие друзья и знакомые, с которыми мы всегда на одной волне, и я благодарна им за общение и поддержку.

В Евпатории я чувствую себя комфортно, как дома, а для меня это очень важно. Приезжая сюда, в первую очередь многие обращают внимание на Старый город с его запутанными и колоритными улочками и, конечно же, на море. Оно всегда разное, но каждый раз такое живописное! Именно чарующая атмосфера города постоянно воодушевляет меня, направляет творчество в новое русло, а море — поддерживает, наполняет энергией и спокойствием. Поэтому неудивительно, что 15 из 57 картин на моей выставке — именно марины.

— В каком направлении живописи вы создаете свои картины?

— По сути своей я импрессионист. Не только в живописи, но и в жизни: как чувствую, так и действую. Поэтому люблю писать картины по первому впечатлению. Считаю, что в определенный момент, увидев потенциально изображаемое именно так, а не иначе, я не в праве изменить этому состоянию.

Это касается, конечно, только части моих работ. В первую очередь пленэрных, этюдных картин и натюрмортов. Некоторые просто необходимо писать в несколько сеансов. Это сюрреалистические композиции, они у меня, как мозаика, собираются из кусочков, образов, ассоциаций и символов.

Часто бывает, что картина тебя «не отпускает», пока не доделаешь ее. Из наиболее свежих работ у меня так было с картиной «Время колокольчиков», созданной по мотивам одноименной песни Александра Башлачева: ее я написала за два сеанса, хотя можно было растянуть на три-четыре. Но просто не могла прерваться, так как погружение было полным.

— Что служит для вас источником вдохновения? Кто из представителей русской живописи вам более всего импонирует?

— Вдохновляюсь, как и многие художники, окружающим миром: природой, музыкой, литературой, людьми, событиями.

Пожалуй, больше всего мне близки импрессионисты и передвижники. Из русских художников это Константин Коровин. Я давно являюсь поклонницей его творчества. Однако неожиданный переворот в восприятии его картин у меня произошел, когда я впервые увидела их именно на выставке в Москве, летом 2012 года.

Смотря репродукции, я восхищалась французскими пейзажами Коровина. Но вживую они немного отошли на второй план, а на первый вышли его северная серия и натюрморты. Поэтому я всегда настоятельно рекомендую ходить на выставки и смотреть подлинники полотен, тогда они буквально заиграют новыми красками и смыслами.

— В чем вы видите плюсы профессии художника?

— Для меня главный плюс — это состояние постоянного поиска и творческого беспокойства. И еще ­какое-то непередаваемое мистическое чувство, когда рисуешь своими руками, и в то же время — как будто не ты сама. Будто погружаешь кисти не в краски, а в душу.

— Какими своими работами вы гордитесь больше всего? Что стараетесь выразить в своих картинах?

— Скорее, не горжусь, а радуюсь некоторым своим работам, от которых получила удовольствие — как от процесса создания, так и от результата.

Очень люблю картину «Сон» («Мечта»). Она имеет двой­ное название, потому что сон и мечта часто переплетаются и трудно найти грань между этими понятиями. Так и на картине: распахнутое арочное окно, а из него — выход в море и бумажный кораблик, хрупкий, но сделанный своими руками; на подоконнике листы бумаги и ножницы, — сами по себе они бессмысленны, но из них можно сделать тот самый кораблик. В этой картине много тайных смыслов, и каждый находит для себя ­что-то свое. Именно к этому я и стремлюсь: к неоднозначности восприятия.

В своих произведениях я стараюсь не только выразить себя, но и подарить эмоции людям, направить их мысли, может быть, в другое русло, показать красивое в обыденном или отталкивающее в привычном.

— Скажите, что для художника первостепенно: видеть или чувствовать?

— Когда ты ­что-либо созерцаешь, моментально возникает чувство — чаще всего чувство любви к натуре, к освещению, к цветовым сочетаниям.

Своих учеников я стараюсь научить внимательно смотреть и наблюдать. Даже когда просто идешь по обычному повседневному маршруту. Замечать новое или то, на что раньше никогда не обращал внимания. Рассматривать, находить мелочи, улавливать различия, видеть множество оттенков. Это очень увлекательно.

— С чего для вас начинается произведение искусства?

— Любое произведение искусства, будь то музыкальный шедевр, литературное произведение или уникальное живописное полотно, — все начинается с огонька в душе. А некоторых случаях даже с целого пламени. Творческий запал важен в каждом деле — это основа создания ­чего-то поистине стоящего, пробуждающего чувства.

— Каких целей вы хотите достичь на своем творческом пути? Есть ли та самая заветная мечта?

— Меня очень привлекает написание картин в технике акварели — в этом можно совершенствоваться бесконечно.

У меня ­все-таки больше планов и ­каких-то определенных задумок, нежели мечтаний. Несмотря на то, что я творческий человек, не люблю чрезмерно витать в облаках и склонна мыслить более земными категориями.

Для творческого роста хочется больше путешествовать: и по уникальному Крыму, и по необъятной России, и по другим странам. Планирую побывать в красочной и жизнерадостной Испании, живописной Ирландии и неповторимой в своей красоте Греции.

Чем больше вдохновляющего в нашей жизни, тем больше мы чувствуем себя наполненными важной для творчества энергией, которая помогает нам создавать шедевры из глубины души.

Беседовала Виктория ТЮРИНА. Фото Арины УТМАНЦЕВОЙ-ТРОПИНОЙ, из личного архива Ксении Семиной.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 34(19482) от 03.09.2021 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на январь 2025г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в январе 2025г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Военная служба по контракту
График плановых отключений на декабрь 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в декабре 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции






Рубрики новостей