12 июля профессиональный праздник отметили люди, посвятившие свою жизнь фотографии — специалисты в области фотоиндустрии, любители и ценители этого вида искусства. Корреспондент «ЕЗ» пообщалась с замечательной евпаторийской фотохудожницей Еленой ПОКРЕПОЙ и узнала, насколько интересна, важна и сложна ее профессия.
— Елена, расскажите, что вдохновило вас заняться фотографией? Как вы начинали творческий путь?
— Это давняя история. Когда мне было лет 10–11, меня учил фотографировать мой отец, и я время от времени бегала по двору с папиным ФЭДом, снимая друзей, котят и вообще все, что попадалось на глаза. На 12‑летие мне была подарена собственная «Смена‑8». Собственно, я застала весь процесс проявки пленок и печати фотографий под фотоувеличителем в красной комнате (точнее — в ванной под светом красной лампы), накатывания отпечатков на глянцеватель.
Потом, по разным причинам, был длительный перерыв в увлечении фотографией. Нет, конечно, я снимала свою семью по мере надобности, но назвать это серьезным занятием фотографией было сложно. Возобновился интерес к фотосъемке у меня примерно лет 15–16 назад, параллельно с туризмом. Сначала это были просто фотоотчеты из походов: когда видишь вокруг себя красоту крымской природы, очень хочется оставить ее отпечаток в виде фотографии. Но при этом, как водится, то, что видишь в реальности, и то, что выходит на фотографии, — это, как говорится, две большие разницы. И возник вопрос, как добиться хотя бы минимального соответствия.
Было прочитано множество книг как в электронном, так и в бумажном варианте. Конечно, использовался для самообразования интернет, в том числе был пройден курс онлайн-фотошколы, просматривались различные видеоуроки. Поначалу упор ставился на технику фотосъемки, позднее — на композицию. И, конечно, практика, практика и еще раз практика! Фотография — это та тема, где «век живи — век учись». И сейчас я с этим согласна как никогда.
С годами была обновлена фототехника, но это уже гораздо позднее. Я училась снимать на «мыле», как тогда говорили. Некоторые фотоснимки, сделанные на первую «цифромыльницу», участвовали в отчетных выставках фотоклуба «Евпатория», в котором я состою с 2010 года. Все-таки снимает не камера, а фотограф. Хотя роль хорошей оптики важна, что ни говори.
— Какова основная тематика ваших фоторабот, к чему больше лежит душа? Что легко дается в этом деле, а что требует опыта и проработки?
— Так сложилось, что я люблю снимать пейзаж — сказалось увлечение туризмом. А в сфере профессиональной деятельности делаю репортажи. Жанровые сцены снимаю везде. Можно сказать, что я фотографирую окружающий меня мир независимо от того, в городе ли я, в горах или еще какой-то точке на карте. Как тот акын: «Что вижу, о том пою». Именно к этому и лежит душа — потому и дается оно легче.
По поводу того, что требует проработки… Есть некое условное разделение фотографов на репортажников и постановщиков. Так вот я — явный репортажник, так уж у меня, наверное, мозги заточены. И все, что касается постановки, требует постоянной проработки. Да, я снимала и снимаю постановочные кадры по мере необходимости, но усилий, дополнительной теоретической и практической подготовки при этом прилагается больше.
— Зачастую фотографам открывается уникальная возможность путешествовать, видеть прекрасное, узнавать новые уникальные места. Какие профессиональные туры вам особенно запомнились? Чем вы обогатились, созерцая великолепие природы разных уголков нашей земли?
— Видеть прекрасное у себя под боком еще нужно научиться. В путешествии, в силу смены обстановки, иной природы или архитектуры, прекрасное просто «нападает» на тебя со всех сторон, повергает в некий культурный шок, заставляет снимать, себя не помня. В таких условиях легко увидеть это прекрасное. А вот попробовать увидеть прекрасное на соседней улице? Или по дороге на работу? Этому нужно учиться, и я по сей день пытаюсь эту науку освоить с разной степенью результативности.
Уникальная возможность путешествовать есть у абсолютно любого человека, и фотографом ему для этого быть совсем не обязательно. С другой стороны, если ты уже стал тем самым фотографом, душа начинает требовать: «Поехали туда, нет, лучше вон туда». И так до бесконечности. Как говорится, покой нам только снится, что тоже не факт, — я и во сне часто фотографирую. А один из самых неприятных моих снов — когда я вижу классный кадр, некую уникальную ситуацию, жму на кнопку фотоаппарата, а она — не срабатывает, сколько ни дави.
Какие фототуры наиболее всего запомнились? Обычно лучше всего помнится последний или самый длительный. Поэтому на сегодняшний день это Кавказ. Правда, я бы не назвала все свои путешествия фототурами. Вернее, любое мое путешествие превращается в фототур в силу личного поведения в нем: если я вижу кадр, то в процесс окунаюсь с головой.
К сожалению, география моих путешествий пока не столь велика, как мне бы хотелось. Чаще всего я путешествую по Крыму, но ведь и Крым настолько многообразный и прекрасный край, что можно по нему гулять до бесконечности. И каждый раз видеть что-то новое. Разное освещение, состояние природы, сезон, время суток — все это порой кардинально меняет, казалось бы, один и тот же пейзаж. И, наверное, понимание того, что мир вокруг прекрасен везде, независимо от широты, долготы и популярности места, — это и есть мой жизненный багаж.
— Фотография, созданная женщиной, несет в себе особую красоту и гармонию. Что для вас значит занятие фотографией? Это призвание, самовыражение, страсть или любовь, пронизывающая до мозга костей?
— Наверное, все вышеперечисленное. Как-то «поглотила меня сия пучина в один момент». Увлеченность и любовь важны в любом виде деятельности. Без любви нет смысла заниматься чем бы то ни было.
Лично для меня фотография — это как бы связь с миром, средство выражения мыслей, эмоций и впечатлений. Можно сказать, это мой язык общения. Где-то он понятен, где-то не очень. Но мне еще есть куда расти в этом направлении, и, надеюсь, мои лучшие фотографии впереди.
— В каких тематических фотомероприятиях вы принимаете участие?
— Как действующий член фотоклуба «Евпатория», я по возможности принимаю участие во всех мероприятиях клуба. Это ежегодные отчетные и тематические фотовыставки как городского, так и общекрымского, всероссийского, международного масштаба. Так, работы членов нашего фотоклуба, и мои в том числе, принимали участие в фотовыставках в Германии, Болгарии, Мексике, Китае и других странах. Принимала участие в совместных фотопроектах крымских и российских фотографов «Фотокруг» и «Фотомарина». Мои фотоработы опубликованы в фотоальбоме «Крым. Прогулки в тишине», нескольких научно-популярных изданиях, в том числе в сборнике исторических очерков «Малый Иерусалим», книге «Семен Эзрович Дуван: во благо Евпатории» серии «Сыны России».
В 2013 году в Евпатории состоялась моя персональная фотовыставка, где экспонировались порядка 70 наиболее интересных на тот момент работ. Через год эта коллекция была представлена в Феодосии.
Много лет посылаю фотографии на всевозможные конкурсы и лично от себя. Некоторые мои работы были награждены дипломами НСХФУ 1‑й и 3‑й степени, дипломом ISF (Международного фотографического движения «Изображение без границ») 3‑й степени, выходили в полуфинал фотоконкурса Русского географического общества «Самая красивая страна». Последние два года подряд награждалась медалью финалиста Всероссийского клубного фотоконкурса «Берега».
Раз в год, осенью, представители крымских (и не только) фотоклубов собираются на совместный фотопленэр, и я стараюсь не пропускать эти события, ведь там — не только фотосъемка, но и, что немаловажно, общение с коллегами, обсуждение работ, обмен опытом.
— Чего бы вы хотели пожелать своим коллегам по цеху и тем, кто только начинает заниматься фотоискусством? Что помогает достичь успеха в этом деле?
— Я желаю своим коллегам творческого вдохновения, взаимной любви к фотографии, всегда высокой чувствительности к прекрасному и удачных ракурсов. Проявляйте выдержку и ловите момент. Да пребудет с нами Светосила!
Беседовала Виктория ТЮРИНА.
Фото из личного архива Елены Покрепы.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 27(19475) от 16.07.2021 г.