На днях скульптор Алексей Шмаков отметил день рождения. Мастеру, чьи замечательные работы украшают наш город, а одна из них — «Мальчик на дельфине» при въезде в город — даже стала символом курорта, исполнилось 88 лет.
В Евпатории, не считая композиций на территориях санаториев и Музея мировой скульптуры, можно увидеть восемь памятников и семь произведений садово-парковой скульптуры работы Шмакова. Это памятники морякам-десантникам (1967), коммунарам Евпатории и Давиду Караеву (обе работы — 1969), евпаторийцам, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войн (1973), писателям Максиму Горькому (1974), Тарасу Шевченко (2003) и Ашику Умеру (2004), а также градоначальнику Семену Дувану (2005). Из созданных мэтром скульптур сегодня доступны взору жителей и гостей Евпатории такие работы, как «Буду чемпионом!», в народе прозванная «Мальчик с гирей» (1971), «Мальчик на дельфине» (1981), «Дети Родины» (1983), «Семья на пляже» (1999), «Отдыхающий Геракл» (2003), «Рождение Керкинитиды» (2003) и «Материнство» (2004), которая по-своему перекликается с ранней работой «Дети Родины». Таково отнюдь не скромное наследие творца, представленное за более чем полвека жизни и работы в приморском городе.
— Город, наполняясь скульптурой, приобретает эстетический вид, становится привлекательным для отдыхающих, — уверен Алексей Шмаков. — Они постоянно фотографируются возле памятников, и таким образом слава о Евпатории разлетается далеко за ее пределами.
Себя Алексей Егорович справедливо именует монументалистом, тем самым объясняя, почему все его работы установлены под открытым небом в населенных пунктах. Свою жизнь скульптор по праву считает интересной и богатой событиями. И, пожалуй, основной ее составляющей стало художественное призвание, которое Шмаков активно реализует с 20 лет. За эти годы уроженец Кировской области создал и установил в разных странах 30 крупных памятников воинам, писателям, политическим деятелям и полководцам, множество бюстов, монументальных произведений садово-парковой скульптуры, а также выполнил портреты и скульптуры для выставок и музеев. Благодаря профессии и потрясающему трудолюбию Шмаков много путешествовал и жил в разных странах мира. Любимой называет Италию, в которой находит немало сходства с Крымом. На родине великого Микеланджело он создавал барельефы из мрамора и дружил с писателем Дмитрием Ивановым, сыном русского поэта и философа, идеолога символизма и исследователя дионисийства Вячеслава Иванова.
«Вы счастливый человек, вас все любят и вам все помогают», — эти точные слова Дмитрия Иванова скульптор запомнил на всю жизнь. Выполненный Шмаковым и установленный в Италии гранитный монумент погибшим во Второй мировой войне мирным жителям «Рассерженный вулкан» подвиг итальянского искусствоведа Джорджио Теллана написать о советском скульпторе статью для журнала «Ди Арт». Шмаков даже вступил в Союз итальянских художников. Жил мастер несколько лет и в Испании. В этих странах, по словам скульптора, чаще всего ему заказывали мраморные фигуры Христа и святых.
В Крыму работы евпаторийца представлены не только в границах нашего города. Так, на Перекопе в 1970 году установлен памятник воинам Четвертого Украинского фронта, форсировавшим Сиваш, работы Шмакова. Он же выполнил большой бронзовый барельеф академика Владимира Вернадского, одного из основателей и первого президента Украинской академии наук, создателя научных школ и науки биогеохимии, а также одного из представителей русского космизма. Скульптурный портрет ученого украшает вход в главный корпус Таврической академии Крымского федерального университета.
По работе Алексею Егоровичу приходилось встречаться с различными крупными руководителями. А однажды произошла встреча даже с генеральным секретарем КПСС Леонидом Брежневым. Момент рукопожатия с «дорогим Леонидом Ильичем», как называли генсека в народе, запечатлен на фото, которое хранится в архиве скульптора.
— Как человек он производил очень приятное впечатление: не важничал, не корчил из себя неприступного государственного деятеля, — вспоминает Шмаков. — Наоборот, был очень веселым, улыбка не сходила с его лица. Динамичный остроумный человек. А вот Косыгин (Алексей Косыгин, в 1964–1980 годах председатель Совета министров СССР. — Ред.), который тогда был рядом с ним, — полная противоположность Брежневу: угрюмый, с каменным выражением лица, все время молчал.
Скульптор признается: о событиях его жизни, исполненной творческой активности, можно написать не одну книгу.
Игорь ЛИТВИНЕНКО.
Фото пресс-службы администрации города.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 21(19469) от 04.06.2021 г.