На этой фотографии, сделанной 60 с лишним лет назад, запечатлена евпаторийская красавица — Мурочка. Прекрасны черты лица юной девушки: высокий лоб, брови вразлет, нежный взгляд выразительных глаз, мягкая улыбка… Роскошные волнистые волосы, изящная блузка. В наше время такую девичью внешность, с учетом стройной фигуры и высокого роста, определили бы высшим комплиментом: «Настоящая модель! Ее место на подиуме!»
Мария Ильинична Марченко (в девичестве Очкань) и сегодня стройна, подтянута, улыбчива. (Открою вам секрет: вчера она перешагнула 80-летний рубеж!) Солидный возраст этой яркой представительнице «слабого пола», конечно, не помеха ни в чем. Несмотря на скромный стиль в одежде, седину, проглядывающую в строгой прическе, о ней никто не скажет «бабушка-старушка». Чопорное «дама» — тоже не о ней. Подруги в шутку дали очень верное определение: «Да она просто электровеник!» И что тут о красоте? Давайте разберемся.
Познание красоты мира
В последнюю неделю декабря в Евпатории зачастую ветрено и сыро. Но 24 декабря 1940 года, когда появилась на свет малышка Мурочка, улица Санаторская осветилась лучиками солнца — так говорили ее родные и соседи. У всех вокруг была прекрасная мирная жизнь. Оказалось, мир хрупок, а жизнь полна как счастья, так и невзгод. Обратимся к рассказу самой Марии Ильиничны.
…Война началась 22 июня 1941-го, а в сентябре немецкие самолеты уже бомбили Евпаторию, 31 октября фашисты вошли в город. Закончилось мое ласковое младенчество. Началось познание страха: бомбежки, взрывы, крики немцев, голод и холод. При этом я всегда боялась плакать.
Моя мама, похоронив убитого мужа, с начала оккупации скиталась вместе со мною на руках по окрестным деревням, опасаясь участи евпаторийцев, расстрелянных фашистами на Красной горке в отместку за действия Евпаторийского десанта. После наведения в городе немецкого «порядка» маме положено было регулярно являться вместе со мной в городскую управу, о чем в наших документах ставились отметки. Оккупанты между тем совсем озверели, издевались над мирным населением, многие горожане уже не в силах были прокормить своих детей. Маме пришлось отдать меня на время в детский дом, чтобы спасти от болезней и голодной смерти. Под таким тяжким гнетом немцев и румын население Крыма просуществовало 892 дня! Но вот, наконец, освобождение! Мама приехала за мною в детский дом. Возвращались в родные места товарняком, стоя в грузовом вагоне, забитом людьми до отказа, многим становилось плохо. Но ласку родных я ощутила как божественный дар и безграничное счастье!
Отчетливо помню День Победы. Мама нарядила меня в кружевное белое платье, на голове — большие красные банты, на ногах — белые носочки и сандалики. Вот это красота! И вдруг — стрельба и взрывы. Я начала громко плакать, пыталась спрятаться под кроватью. Мама осторожно взяла меня на руки, посадила на подоконник, чтобы я могла увидеть салют. Но я боялась громкого гула (до сих пор не переношу гула самолетов). И тогда моя мамочка ласково сказала: «Не плачь! Это Победа! Победа! Больше никогда не будет войны!» Мама победила мой страх. Она мой ангел-хранитель.
Первые послевоенные годы жизни в Евпатории были очень трудными. Город разрушен фашистами, все коммуникации уничтожены. Зимой холодно. А голодно всегда. Ночами стояли в очередях за хлебом, сахаром, маслом. И одеть нечего. Книги в школу носили в торбочках, сидели в холодных классах, при этом даже чернила замерзали…
Вот так постигали красоту мира те, кто сегодня, через 75 лет после Победы, обладает социальным статусом «Дитя войны».
Как молоды мы были…
Победив пережитые в детстве страхи и невзгоды, Мурочка в ласковом окружении родных взрастила в себе прекрасный мир светлых надежд, ожидания счастья и любви. Училась старательно — сначала в семилетней женской гимназии (школа № 51) , затем в средней школе № 10. Всегда была активной комсомолкой, вожатой в младших классах, занималась спортом, выступала в гортеатре на различных мероприятиях. В 17 лет определилась с выбором будущей профессии. И несмотря на полученное техническое образование навсегда связала свою жизнь с работой в органах государственной власти. Впрочем, славная трудовая деятельность сегодняшнего юбиляра заслуживает отдельного большого разговора. А сегодня более волнительно поговорить, хотя бы коротко, о делах сердечных.
— В послевоенные годы дети рано становились самостоятельными, — объясняет Мария Ильинична, вспоминая молодость. — Мы осознавали, что надо подставлять плечо родным, строить обновленную страну. Но и создание семьи для молодежи в то время было целью не менее важной, чем карьера. Замуж я вышла с осознанием этой высокой цели. Выяснилось, в детстве с будущим супругом успела походить в один детский садик. Семейная жизнь у нас была нескучная, больше походная, кочевая. Приходилось много работать. Но «семейные ценности» — четыре сыночка и лапочка дочка — всегда были у нас на первом месте. Все дети получили высшее образование, достойно обустроились в жизни.
Как известно, радость и горе в судьбах человеческих идут рядом. Мария Ильинична рано овдовела, похоронила и трех старших сыновей. Но Мать-героиня не обиделась на жизнь, не опустила рук от сердечной боли. И это еще одна грань ее человеческой и духовной красоты.
Живи спокойно, страна!
Рассказывая о своей молодости, любимой работе, друзьях, и в особенности о детях, внуках, Мария Ильинична каждый раз преображается. Лицо озаряет улыбка, голос становится мягким. Она находит добрые и ласковые слова для всех, кто ей дорог. А таких людей очень и очень много. Особенно в городском совете ветеранов, где она после ухода на заслуженный отдых продолжила свою активную жизненную деятельность. Сегодня председатель Евпаторийской городской общественной ветеранской организации Александр Елисеев называет члена президиума горсовета ветеранов, секретаря приемной Марию Марченко, без преувеличения, своей правой рукой.
За долгие годы безупречной работы, а вернее — беззаветной службы, в органах государственной власти через ее руки прошло несметное число документов, а через ее большое сердце — великое множество добрых дел, которые не бывают разной степени важности. Справляться с такой работой может только тот, кто обладает единственной чертой. Даже не чертой, а даром божьим — даром ДОБРО-СОВЕСТНОСТИ. Мария Ильинична Марченко очень добросовестный, ответственный и исполнительный человек. С учетом того, что она законченный оптимист, а по натуре лидер, не стесняющийся высказать коллегам разумную критику, при этом всегда полна энергии и постоянно испытывает жажду деятельности, «почетное звание электровеника» вполне ей походит.
— Мы, дети войны, выросли крепкими, духовно закаленными, — с горячей убежденностью подводит Мария Ильинична итог воспоминаний. — Мы, выжившие в аду жестоких битв и испытаний, строили и прихорашивали мирную жизнь, строили будущее. Страна на нас надеялась, и мы ее не подвели…
С юбилеем Вас, наша славная землячка! Примите от евпаторийских ветеранов пожелания здоровья, бодрости, жизненных сил, а также неувядаемой молодости и красоты.
Нина ЩЕРБАКОВА, член Союза журналистов России.
Фото автора, из личного архива Марии Марченко.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 51(19448) от 25.12.2020 г.