Новации в жилищных отношениях

«Евпаторийская здравница» начинает цикл публикаций о повышении эффективности управления многоквартирными домами (МКД). Эта тема сейчас как никогда актуальна: после вхождения Крыма в законодательное поле Российской Федерации общее имущество перешло в совместную долевую собственность владельцев помещений МКД, которые теперь обязаны его содержать, производить текущий и капитальный ремонт. Собственники дома стали не только плательщиками, но и заказчиками работ и услуг для управляющих компаний. Специалисты в сфере жизнеобеспечения, ЖКХ и развития городской инфраструктуры рассказали «ЕЗ» о правах и обязанностях собственников помещений и жильцов многоквартирных домов, о реализации одной из главных задач стратегии социально-экономического развития Евпатории в области жилищно-коммунального хозяйства, а также о новациях в жилищных отношениях.

Наши эксперты

Вячеслав Степанов — ​председатель комитета по вопросам жизнеобеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и развития городской инфраструктуры Евпаторийского городского совета.
Роман Гафаров — ​начальник отдела по эксплуатации жилого фонда департамента городского хозяйства администрации города.
Михаил Кац — ​председатель Общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства городского округа Евпатория.

Большинство евпаторийцев живут в многоквартирных домах. Это побуждает власть, профессионалов, работающих в сфере управления МКД, и общественные объединения активно реагировать на обращения, жалобы и предложения по реформированию этого важного сегмента жилищно-коммунального хозяйства.

Создатели данного цикла статей совместно с собственниками помещений и специалистами в области управления МКД ставят перед собой цель: обсудить ряд ключевых вопросов, влияющих на динамичное изменение состояния общего имущества, а также действия, которые необходимо предпринять для реализации одной из важнейших задач стратегии социально-экономического развития города в области ЖКХ — ​повышения эффективности управления МКД. Но для начала, чтобы сформировать у читателя системное представление об этой теме, немного истории.


Как раньше уже не будет

Жители МКД знают: кроме ухода за квартирами, где они живут, важно заботиться и об общем имуществе. Это лестницы, кровля и фасад дома, подвалы, внутридомовые сети, по которым электричество, вода, тепло доставляется в квартиры, и т.д. В общих интересах проживающих в доме людей содержать все общее имущество в соответствии с эксплуатационными и санитарными требованиями, а при необходимости выполнять текущий ремонт. Раньше, когда жильцы платили так называемую квартплату, часть денег расходовалась на перечисленные нужды. При этом общее имущество в МКД до и после приватизации квартир было собственностью государства, представленного органами местного самоуправления. Поскольку квартплата, формировавшаяся с учетом низких доходов населения, была невысока и средств на необходимые работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества часто не хватало, они добавлялись из бюджета — ​«кошелька» собственника общего имущества. Но и там денег на эти цели хронически недоставало, что приводило к повсеместному ухудшению состояния общего имущества в МКД. Именно эти обстоятельства и побудили российских законодателей изменить жилищные отношения. В Российской Федерации с 2005 года, после введения в действие Жилищного кодекса, для МКД начали действовать другие, существенно измененные правила.

Согласно Жилищному кодексу общее имущество передается в общую долевую собственность владельцам помещений МКД, которые обязаны его содержать. «Изменились также взаимоотношения между собственниками помещений МКД и теми, кто оказывает услуги и выполняет работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества», — ​отмечает председатель Общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства городского округа Евпатория РК Михаил Кац. — ​В отличие от жэков, которые были территориально прикреплены к домам, сейчас собственники могут выбрать любую управляющую организацию, с которой достигнуто взаимопонимание и заключен устраивающий обе стороны договор. Стороной в таком договоре от собственников выступает их большинство. А представителями, наделенными полномочиями по закону, и самими собственниками являются совет дома и председатель совета дома».

Решения по всем важным вопросам принимает общее собрание собственников многоквартирного дома. Порядок его подготовки, проведения и оформления результатов (протокола) строго регламентированы. Это важно, потому что принятые большинством собственников решения являются обязательными даже для тех, кто с ними не согласен.

В Евпатории данные правила стали обязательными с 2014 года, когда в Республике Крым начали применяться нормы российского законодательства. К сожалению, процесс вхождения в правовое поле России проходил не очень гармонично, потому что нововведений было много, а вот времени на то, чтобы изучить их и подготовить соответствующие изменения на местах, практически не оставалось. Вот как об этом периоде вспоминает Михаил КАЦ:

— В 2015 году времени на освоение нового не было, а процесс шел. Нужно было провести общие собрания собственников, выбрать способ управления общим имуществом и управляющую организацию, согласовать и утвердить условия договора, выбрать совет дома и его председателя. Дома не могли остаться без решенного вопроса о содержании общего имущества, поэтому все это нужно было сделать обязательно. Более понятным этот процесс был для жилищно-строительных кооперативов и тех, кто раньше образовывал ОСМД. А для остального большинства многоквартирных домов старт оказался настолько плохим, что его «плоды» пожинаем до сих пор. Формально и с нарушениями были проведены общие собрания, на которых вроде бы решались первоочередные вопросы, а на самом деле просто документально оформлялись с плохо ориентирующимися в происходящем собственниками решения. Большая часть членов советов и председателей советов домов, плохо понимая свою будущую миссию, соглашались на эти должности, но вскоре о них забывали, а часто и вовсе отказывались. Когда наступил период отчетности, при таком быстром старте деятельности стало непонятно: что должны были сделать управляющие компании по каждому дому, что в итоге сделали и сколько это стоило, а что еще только предстоит сделать. Остается один знакомый всем со времен жэков метод — ​путем жалоб и обращений настойчиво требовать, чтобы делали. Даже по применяемой терминологии из прежней жизни — ​«жэки, квартплата, старший по дому, тариф» — ​очевидно, что реформирование жилищных отношений если и произошло, то очень поверхностно. Если бы вместе с этим в наших домах динамично улучшалось состояние общего имущества, то остальное можно было бы пережить и постепенно изменять. Но приходится искать объективные причины, почему этого не происходит, что мы вместе с вами и делаем.

Как видим, новаций в обновленных жилищных отношениях много, но вот самые важные изменения:

  1. Собственники помещений дома стали одновременно и собственниками общего имущества, которое обязаны содержать и ремонтировать последнее за счет собственных средств.
  2. Кто и на каких условиях будет обеспечивать содержание и ремонт общего имущества, решает общее собрание.
  3. Органом, контролирующим реализацию решений, принятых большинством собственников по рассмотренным на общем собрании вопросам, является совет дома во главе с председателем.

Это обязательные взаимосвязанные обстоятельства, без понимания и применения которых нормально жить в многоквартирном доме не получится.


Де-юре — по-новому, а де-факто?

Три года назад были предприняты действия по созданию конкуренции на рынке услуг и работ по управлению МКД. Путем реорганизации муниципальных унитарных предприятий (МУПов) этим также стали заниматься вновь образованные частные управляющие компании. Но, как показало время, организация их хозяйственной деятельности и экономическая модель функционирования ничем не отличаются от МУПов — ​они столь же малопонятные для заказчиков — ​собственников помещений, и низкоэффективные. О том, произошли ли перемены в нашем городе после реорганизации в сфере управления МКД, рассказал председатель комитета по вопросам жизнеобеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и развития городской инфраструктуры Евпаторийского городского совета Вячеслав СТЕПАНОВ.

— К сожалению, в Евпатории по вполне понятным причинам не произошло ожидаемых перемен. У управляющих компаний изменились наименования и учредители (собственники), но не изменилась организация хозяйственной деятельности. Ведь там, в основном, работает тот же инженерно-технический и административно-управленческий персонал, а они как специалисты и управленцы сформировались в совершенно других жилищных отношениях. Вчерашние правила настолько глубоко впитались, что даже разговоры на тему перемен воспринимаются очень эмоционально. Мы не разделяем мнение собственников о том, что ничего не делается. Хотя бы потому, что невозможно потратить средства и ничего не сделать. Но в том, что можно и нужно получать более ощутимые результаты, изменив организацию хозяйственной деятельности, мы уверены.

— Вячеслав Павлович, что же конкретно сейчас не так в сфере управления МКД?

— Во-первых, нет качественного планирования работ и услуг на очередной период действия договора. Имеется в виду общепринятый по своему содержанию документ, который как минимум содержит полную информацию о том, что, когда и по какой цене планируется сделать в каждом доме. При отсутствии подробного и полного плана работ и услуг рассмотрение ежемесячных и годовых отчетов — ​несодержательное и малополезное мероприятие.

Во-вторых, собственники справедливо обращают внимание на то, что цена договора рассчитывается без полного перечня услуг и работ, которые планируется выполнить по данному дому в очередном отчетном периоде с резервированием средств на аварийно-восстановительные работы. Поэтому и расчет платы каждого собственника помещений за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества пока выглядит неубедительно. Как следствие — ​не обеспечиваются основополагающие принципы обновленных жилищных отношений: строгий подомовой учет и оплата только за фактически выполненные работы и услуги.

— Как вы думаете, устраивают ли собственников и управляющие компании сложившиеся отношения?

— Вероятно, нет. Себестоимость работ и услуг растет, так как растет стоимость труда и материалов. Но собственники, в свою очередь, не готовы платить больше без ясного представления, что и по какой цене делается за их деньги.

Что же предлагается предпринять в этих объективно непростых обстоятельствах, чтобы жилой фонд в части общего имущества МКД начал изменяться более динамично? Об этом читайте в следующей нашей публикации.

Елена ФИЛАТОВА.

Фото предоставлено Вячеславом Степановым; из открытых интернет-источников.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 45(19442) от 13.11.2020 г.






Актуальные новости


Военная служба по контракту
График плановых отключений на декабрь 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в декабре 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Единовременная выплата при заключении контракта

Участники СВО – граждане с активной жизненной позицией. Сегодня настоящий патриот – это тот, кто сделал сознательный выбор, не остался в стороне и принял решение поступить на военную службу по контракту для защиты своей страны.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции






Рубрики новостей