«ЕЗ» продолжает цикл публикаций о героях Великой Отечественной войны. Недавно в редакцию обратились родственники ветерана ВОВ, первого директора Заозерненского оздоровительного лечебного центра-пансионата «Северный» Ивана Георгиевича Яковлева. Они поделились воспоминаниями о выдающейся судьбе ветерана, который в этом году отметил бы свой 101-й день рождения…
Его спасла жажда жизни
В мае 1939 года Иван Яковлев был призван в учебный отряд Северного морского флота в городе Ваенга Мурманской области (ныне город Североморск. — Ред.), а в декабре того же года был переведен на минный заградитель «Мурман». Служил краснофлотцем, затем старшиной второй статьи, старшиной первой статьи.
Минный заградитель «Мурман» сопровождал и встречал караваны судов стран — участниц антигитлеровской коалиции: входил в состав северных конвоев, в том числе конвоя «PQ‑17». Союзников встречали у Медвежьих островов, острова Диксона и Земли Франца-Иосифа. Иван Георгиевич вспоминал случай, когда во льдах обнаружили судно, стоящее с большим креном. Подойдя на катере к судну, моряки увидели, что на корабле нет никого из членов экипажа. Оказалось, что транспорт был нагружен мешками с мукой. Во время атаки противника торпеды прошли сквозь корпус, мука растворилась в воде, и корабль остался на плаву, а команда благополучно покинула борт. Члены экипажа «Мурмана» отбуксировали судно в пролив Маточкин Шар. В общей сложности командой, в которой служил Иван Яковлев, в Маточкин Шар было доставлено девять кораблей союзников и танкер, которые в дальнейшем были отремонтированы в Архангельске и Молотовске (ныне — Северодвинск).
«Чаще была радость побед, когда важные стратегические грузы благополучно приходили к месту назначения, охраняемые конвоем, но была и горечь, когда после очередного налета вражеских самолетов шли на дно корабли, гибли боевые товарищи. Мой отец тонул дважды, но оба раза чудом спасался», — вспоминает в письме в редакцию Людмила Ивановна, дочь Ивана Георгиевича.
После одного из таких «купаний» в Баренцевом море его, еле живого, вытащили из холодной купели. Тогда мужчина продержался на воде сорок минут благодаря утепленной одежде на медвежьем меху из водоотталкивающей ткани и боевому характеру, а также страстному желанию выжить.
Из команды спасли всего восемь человек, но один из них сразу получил разрыв сердца. На глазах Ивана, обнявшись, ушли на дно его друзья-киевляне. Он поседел, но выжил.
«Отец женился, а к концу 1944 года они с мамой ждали ребенка. Осенью вышли в рейс. Ситуация сложилась так, что команде отца пришлось не отвечать на позывные, поскольку их могли обнаружить подводные лодки (часть судов к тому времени была потоплена)», — отмечает Людмила Ивановна.
Супруге Яковлева сообщили, что корабль мужа не вернется в порт. После этого известия ей стало плохо. Женщину в тяжелом состоянии доставили в роддом, а родным сообщили, что спасти мать и ребенка не удастся. К счастью, 27 ноября «Мурман» пришел в порт. Иван Георгиевич, узнав о тяжелом состоянии жены, буквально ворвался в роддом. После теплой встречи с мужем состояние женщины улучшилось, и она благополучно родила дочь.
За участие в боевых операциях Иван Георгиевич Яковлев был награжден медалью Ушакова, медалью «За отвагу», медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и орденом Отечественной войны II степени.
Жил с открытой душой
Уже в мирное время, в 1975 году, Яковлев был назначен ответственным за формирование трудового коллектива, обеспечение материалами и оборудованием строящегося пионерлагеря — пансионата «Северный» в Евпатории. После ввода в эксплуатацию первой очереди сооружений оздоровительного комплекса «Северный», 1 июля 1980 года, Иван Георгиевич стал начальником пионерлагеря и директором пансионата, ключ от которого был торжественно вручен ветерану управляющим Евпаторийского строительного треста Михаилом Хазанзуном.
«Его душа была открыта и детям, и взрослым. Он был прирожденным знатоком детской души, одаренным организатором отдыха школьников», — с теплотой вспоминает отца Людмила Ивановна.
После ухода на заслуженный отдых Иван Яковлев продолжал участвовать в общественной жизни Евпатории: работал на общественных началах в президиуме городского совета ветеранов войны, труда и военной службы. В школах города проводил беседы — уроки мужества. До последнего дня жизни ветеран выступал перед учащимися, рассказывая о своем боевом и трудовом пути: 17 февраля 2003 года Иван Георгиевич встретился с учениками евпаторийской школы № 6, а уже на следующий день его не стало. Мудрого и доброго старика уважали взрослые и любили дети.
В мирной жизни Иван Яковлев был награжден знаком «Отличник судостроительной промышленности СССР», за работу начальником пионерского лагеря отмечен грамотой Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. Кроме того, ветеран был награжден медалями и знаками «25 лет Победы», «Ветеран Северного Краснознаменного флота», «Ветеран Карельского фронта», юбилейными медалями «20 лет Победы в Великой Отечественной войне» (соответственно — 30, 40 и 50 лет Победы), «50 лет вооруженных сил СССР» (также 60 и 70 лет), «Ветеран Северного машиностроительного предприятия», знаком «Победитель Соцсоревнования 1973 года». До переезда в Евпаторию неоднократно избирался депутатом городского совета депутатов трудящихся города Северодвинска.
«Я считаю, что мой отец был яркой личностью. Построил дом — пансионат «Северный», посадил много деревьев (вокруг пансионата очень красивый парк), вырастил двух дочек, пять внуков, правнуков. Защищал Родину с 1939-го по 1946 год. Он оставил заметный след на Земле!» — заключает в своем письме Людмила Ивановна.
Они — сильные духом ветераны, несмотря на лютую жестокость войны сохранившие в душе доброту и чуткость, — оставили след не только в истории, но и в наших сердцах. Мы, наследники героев, будем бережно хранить память о великом подвиге народа-победителя.
Подготовила Юлия БУРЦЕВА. По материалам, предоставленным дочерью героя.
Фото из личного архива семьи.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 39(19436) от 2.10.2020 г.