Мягкий шелест отточенной стали, звонкие реплики на испанском или французском, мушкетеры, Зорро… Вот, наверное, лишь малая часть ассоциаций, вспыхивающих в воображении любого романтика, услышавшего слово «фехтование».
Но на занятиях клуба «Рубка», воспитанники которого постигают различные казачьи премудрости, взору стороннего зрителя открывается немного иная картина: монотонные движения, приседания, наклоны, скручивания… В центре всего происходящего — невысокий человек, балагур с бородкой клинышком. Это руководитель объединения Олег ИВАНОВ.
Время от времени он подшучивает, задавая ученикам смешные вопросы, но при этом внимательно следит за каждым: меняет спортсменов местами, кого-то останавливает, кому-то, наоборот, увеличивает количество наклонов или отжиманий… Чтобы разобраться в тонкостях работы клуба, корреспондент «ЕЗ» задал Олегу несколько вопросов.
— Олег, как долго существует ваше объединение? И что означает его название?
— «Рубка» существует чуть больше двух лет. Название родилось быстро: оно собрано из первых букв того, чем мы, собственно, тут и занимаемся. Расшифровывается как «Рукопашный бой казаков».
— Почему среди множества видов единоборств вы выбрали именно казачьи бои?
— На самом деле, я занимаюсь не только этим направлением: недавно получил очередной ранг и в ушу. Но тут вопрос не в титулах или спортивных разрядах. Я начал фехтовать в 4-м классе и влюбился в этот вид спорта. Конечно, были и перерывы, и «переключения»: лет в 20, к примеру, увлекся историческим фехтованием (которым занимаюсь до сих пор), а это, должен сказать, совершенно не то, что можно увидеть в фильмах. Например, «300 спартанцев» теперь и смотреть не могу — настолько те сцены далеки от реальности.
И еще! Фехтование — это красиво! Это по-настоящему красиво, когда боец, секунду назад двигавшийся с некой невообразимой ленцой, вдруг словно вспыхивает энергией и взрывается каскадом резких ударов, одну за другой сменяя серии движений… И вдруг — так же внезапно — замирает…
— От вашего описания захватывает дух! И все же: почему казачий бой?
— Потому что это родное, наше. Правила этого вида единоборств сотни лет разрабатывались с учетом физических особенностей славян. Только он, да, пожалуй, различные школы русского боя смогут идеально «лечь» на нашу пластику и даже на психологию. А значит, при прочих равных, ученик быстрее и легче научится базовым, основным вещам и сможет творить. Карате и самбо самобытны и интересны, но в любом виде спорта сражаются люди, а не названия. Так не лучше ли сражаться «на своей территории»?
Важно вот еще что. Кулачный казачий бой — достаточно сложная традиция, учитывая, что от нее немного сохранилось в открытом доступе, но ее вполне реально возродить. Этим мы и занимаемся. Еще одно наше направление — владение холодным оружием, которым владели казаки: нож, нагайка, шашка (сабля), пика. Также планируем дополнить этот перечень топором, поясом и длиной плетью.
— Вы упомянули слово «творить» по отношению к казачьим боям. Существует ли в этом виде единоборств простор для импровизации, или необходимо строго следовать набору неизменных позиций и движений?
— Конечно, как и в любом спорте, здесь существует комплекс базовых приемов. Но каждый боец во время поединка пишет собственную картину состязания, по-своему применяя отработанные до автоматизма движения. Именно это умение «рисовать» бой, как мне кажется, и отличает мастера от обычного бойца. Мне, к примеру, не стать мастером уже никогда — я слишком поздно начал, а вот у моих ребят еще есть шанс.
— Чему вы учите тех, кто к вам приходит?
— Казачьему боевому искусству (улыбается). А точнее, его рукопашной разновидности. Мы осваиваем как безоружный, то есть кулачный, бой, так и традиционное оружие: шашку, нагайку, нож и пику.
Кстати, мы тесно сотрудничаем с казачьими организациями: выступаем на тематических праздниках и различных мероприятиях, да что тут говорить — одно дело делаем!
— Представим ситуацию: кто-то хочет стать воспитанником вашего клуба, а вы ему отказываете. Что может стать причиной отрицательного ответа?
— «Рубка» открыта для всех. Если нет ограничений по состоянию здоровья и врачи разрешают физические нагрузки, — можно приходить. Мы принимаем ребят с 9 лет. К сожалению, дети помладше наших нагрузок не тянут. Ведь в перечень упражнений помимо разминки входят силовая, скоростная тренировки. Для младших ребят в федерации кунг-фу проводятся подготовительные занятия. Подтянутся, подрастут — тогда и выберут занятие по душе.
— Может ли взрослый человек, заинтересовавшийся казачьим боем, заниматься в «Рубке»?
— Может, конечно. Наши занятия посещает взрослая женщина: трудностей у нее не возникает, и она, по крайней мере пока, всем довольна. Приходили и другие люди… Но им, в основном, нужны «страшные тайны казачьей магии» и не менее страшные «секреты пластунских техник». Шучу, конечно, — взрослым просто сложнее. Понятное дело, что, если наберется достаточно желающих, мы в дальнейшем и новую группу откроем — специально для взрослых.
— Наверняка у вашего клуба есть свой список побед. Насколько мне известно, одна девушка заняла первое место на соревнованиях по сабельному бою, еще двое юношей получили по одному «золоту» и «серебру»…
— И это в первую очередь победа над собой. Невозможно человека научить, но человек может научиться. Я просто даю ему такую возможность. Я сам постоянно учусь. И не пытаюсь объять необъятное: передавать казачью культуру со всеми ее нюансами. Я взял на себя очень маленькую задачу, связанную с рукопашным боем казаков, потому что это составляющая часть нашей русской культуры, казачьих традиций, и ее тоже нужно знать. На тренировках я рассказываю об истории сабельного боя, о том, откуда взялись и почему так сложились его направления. Воспитанники должны знать, чем, к примеру, один вид нагайки отличается от другого.
— А с крымскими казаками сотрудничаете?
— На всех праздниках, которые проводят наши казачьи организации, мы выступаем, я проводил для детей казаков мастер-класс по сабельному бою. Мы работаем, в общем-то, вместе, в очень плотном союзе, и не противоречим друг другу.
— Расскажите о планах на будущее. Уверен: вы не собираетесь останавливаться на достигнутом!
— Впереди — самое интересное. Мы регулярно принимаем участие в соревнованиях, этой осенью трое наших ребят завоевали медали на состязаниях по сабельному бою. Сейчас нам предстоят формальные упражнения, бой с тенью и еще много чего. А там и лето — пора фестивалей и показательных выступлений. Нам начали приходить приглашения на соревнования с материка… В общем, стремимся покорять новые горизонты!
Беседовал Игорь ЛИТВИНЕНКО.
Фото Sergey KOTT.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 8(19405) от 28.02.2020 г.