Центру культуры и досуга — семьдесят лет! На фоне 25-вековой истории Евпатории этот юбилей выглядит хоть и приятной, но мелочью. Однако для новейшей истории города это, безусловно, событие: семидесятилетие отмечает учреждение, которое смело можно назвать приютом культуры.
Остается только догадываться, сколько евпаторийцев приютил этот Дом культуры (именно так назывался он большую часть своей истории), скольким подарил возможность ощутить в себе дарование, поделиться этим дарованием с другими, в конце концов, просто поверить в себя и свои способности. А сколько радости за эти семь десятков лет подарили люди, которые там работали, и продолжают дарить те, кто работает сегодня! Не будет преувеличением, используя известный штамп, назвать Дом культуры кузницей талантов. За прошедшие десятилетия здесь жили и творили удивительные люди, щедро делившиеся со своими воспитанниками радостью жизни в искусстве, а главное — любовью к нему.
Никогда не забуду, как еще мальчишкой на закате Советского Союза во внутреннем дворике, который разделяет главное и прочие здания Дома, повстречал слепого старика. Держась за веревку, привязанную к натянутой металлической струне (на таких тогда белье развешивали для сушки), он расхаживал аккуратной походной вдоль этой самой струны. Гулял. А когда разговорились и старик с революционной фамилией Гапон узнал, что, несмотря на дошкольный возраст, я делаю первые шаги в освоении техники игры на ударных инструментах, — сходу дал несколько дельных советов, как эту самую технику усовершенствовать. Позже от его воспитанников, к тому времени уже взрослых людей, давно ставших профессиональными музыкантами, узнал, какому большому числу евпаторийцев этот замечательный человек помог сделать первые творческие шаги. Разумеется, в Доме культуры.
После распада СССР в Доме, как и на обломках всей советской империи, наступили смутные и трудные времена. Но и они не могли заглушить ни песню, ни танец, ни художественное слово, которые рвались наружу из «прописанных» в этом Доме талантов. Вопреки разрухе и нищете искусство не покидало его: самодеятельные коллективы продолжали удивлять и удивляться, получать почетные звания народных, радовать не только евпаторийцев и гостей города, но и жителей других регионов Крымского полуострова. Завершив первое постсоветское десятилетие в статусе городского центра досуга, он продолжал оставаться Домом. А в начале XXI века, с приходом нового «управдома» Виктора Арихина, стал жить полноценной, полнокровной творческой жизнью, демонстрируя подлинно высокую культуру. Нет, не быта, как было в случае с обычными домами при Союзе, а досуга. После лихолетья 90-х с его чудовищной стилистической чересполосицей, разнузданностью и вседозволенностью именно артисты Дома дарили горожанам возможность всамделишного культурного досуга. Под стать миссионерам мерным карнавальным шагом они на ходулях несли в народ свое высокое искусство, здесь и сейчас устраивая импровизированный праздник хорошего настроения. Вскоре Театр на ходулях стал частью культурного облика Евпатории.
Прошло совсем немного времени — и вслед за ходулистами, уже вовсю прославлявшими и Евпаторию, и Крым на зарубежных подмостках и мостовых, на улицу вышли живые статуи. Едва привыкнув к камерной сцене Дома, досуговых дел мастера рвались из отсыревших за долгие десятилетия стен наружу, навстречу праздникам и солнечному свету в самом солнечном из крымских городов. Своим примером они доказали, что искусство не только «должно», как утверждал «вождь мировой революции» Владимир Ленин, но и действительно способно «уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс», а также «быть понято и любимо» этими массами.
У Бернарда Шоу есть пьеса «Дом, где разбиваются сердца». Центр культуры и досуга был и остается Домом, где сердца загораются от искр свежих творческих замыслов. А потом щедро делятся теплом этого внутреннего огня, согревая души благодарных зрителей.
Роман ПЛЕТНЕВ.
Фото пресс-службы Центра культуры и досуга.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 46(19393) от 29.11.2019 г.