Разговор с военкомом городов Евпатории и Саки, Сакского района в преддверии Дня защитника Отечества
— Владимир Николаевич, давайте сегодня поговорим о тех, кто уже весной или осенью на год покинет свой дом с благородной миссией — Родину защищать. В том, чтобы каждый из них шел в армию не как на Голгофу, а с убеждением в необходимости и важности этого жизненного этапа, большую роль играет военный комиссариат. Раскройте схему своей работы с призывниками. Какие сложности возникают в подготовке совсем еще юных ребят к коренной смене их жизненных устоев, привычек, отношений?
— Во-первых, согласно законодательству, методическим указаниям и разработкам, проводится изучение личности каждого призываемого на службу в определенный период — от первичной постановки на воинский учет и до призыва. Во-вторых, начиная примерно за месяц до момента, когда ребята получат повестки, я приглашаю по сорок-пятьдесят родителей сюда, в военкомат, на беседу. С 1986 года я в этой системе — достаточный опыт, чтобы все папы и мамы уходили отсюда, получив ответы на каждый из интересующих их вопросов. Этим сразу убиваешь двух зайцев: и с родителями знакомишься, и, в то же время, изучаешь массу особенностей, о которых призывник, в силу различных причин, никогда бы не рассказал. Сначала сам разъясняю все, что необходимо им знать, а затем прошу, чтобы задавали любые — без исключения — вопросы. Со многими после таких бесед приходится общаться конфиденциально. Так мы через родителей выходим на их повзрослевших чад и уже с ними проводим работу. Здесь главное — оставаться честным до конца. Я никогда не скрывал от ребят сложностей, которые их ожидают на службе. Рассказывал всегда и обо всем, что знаю из положительных аспектов той воинской специальности, которую доведется осваивать. В третьих, проводится качественное медицинское освидетельствование, затем профтестирование. У нас в обязательном порядке призывник должен ответить на длинный ряд вопросов, после чего мы имеем достаточную картину его психологической устойчивости, профессиональных качеств (отличный снайпер будет или парашютист, водитель или спортсмен-единоборец).
После этого, суммируя полученные данные, мы проводим всестороннее тщательное изучение призывника. Для любого работника военкомата, в том числе и меня, — нет ничего хуже и обиднее промаха в оценке тех, кого мы отбираем. Хочу вам сказать, что за все годы службы здесь, слава богу, всем могу честно смотреть в глаза, своих глаз не опуская. Главное — никогда не врать, не рассказывать сказок, всегда говорить людям, что их ждет. Без прикрас. Опыт показывает, что при таком подходе еще никто из наших призывников о годах, проведенных в армии, не пожалел.
Очень важно правильно настроить призывника. Вот вы, к примеру, жалеете о том, что служили?
— Я — нет. Скорее горжусь. Есть что вспомнить…
— Значит, у вас были правильные наставники перед армией. И мне есть что вспомнить. Как-то еще в восьмидесятых, призывник — не буду называть его фамилию — некорректно вел себя: дерзил, пытался перед призывной комиссией показать свой гонор. Они же в восемнадцать все особо грамотные, познавшие жизнь… Я ему: «Кругом!» — он развернулся. — «Правую руку вытяни», — он вытянул (тогда в кабинете висела карта Советского Союза). — «Куда попал?» Он мне: «Дальний Восток». — «Вот туда и пойдешь служить»...
Прошло много лет. Как-то в одной компании встретились мы, уже руководители разных учреждений. Сидит мой достигший зрелого возраста приятель напротив и уже, слегка выпив, спрашивает: «А помнишь, как ты меня на Дальний Восток отправил?» Я спрашиваю со смехом: «Обиду затаил на меня?» Он мне: «Да что ты! Если б не ты, я не увидел бы всего Союза, пока ехал семь суток в поезде. К тому же Дальний Восток — это такая красотища! Без армии не увидел бы никогда».
А ведь и я службу свою в Омске начинал, затем — за границей продолжил, после — в Чите, в Ташкенте, в Термезе… Так что служба в армии — для мужчины большое дело, хотя бы с географической, с познавательной стороны, не говоря уже о полученном жизненном опыте, смекалке, крепости, выносливости. Ведь это — главное для формирующегося мужчины.
— Как вы боретесь с уклонистами? И в новых условиях, когда служат всего год, есть ли они еще?
— Сейчас глупо уклоняться. Во-первых, в законе прописано, что в двухнедельный срок по достижению восемнадцатилетия призывник обязан стать на воинский учет. В конце 2015 года было внесено изменение в Закон об обязанности военной службы, которое гласит: «Если молодой человек таким образом уклоняется от службы в армии и по нему не выносится решения до окончания призывного возраста, то он получает справку 1-У. Это справка, в которой черным по белому запись: «Не служил в армии, не имея на то законных оснований». Это подразумевает, что он вряд ли устроится на государственную службу, в силовые структуры и так далее. Все выборные должности — мимо него. Могут появиться проблемы с элементарным трудоустройством, потому что любой руководитель, даже частный предприниматель — я очень многих знаю предпринимателей — на военный билет смотрит как на своеобразный страховой полис. Этот документ свидетельствует о том, что его обладатель — здравомыслящий молодой человек с определенными гарантиями по состоянию физического и психического здоровья, с определенным жизненным опытом, подготовленный к преодолению трудностей. Не служивший претендент вызывает подозрение у работодателя. Так что не идти в армию без веских на то оснований просто глупо. В основном призывники это понимают.
— Сколько в прошлом году было призвано из нашего района в Вооруженные силы России и выполнили ли вы план по призыву?
— План мы выполнили, как всегда — успешно. 285 человек. В это число не входят граждане, которым дана отсрочка по призыву, которым положено лечение или длительное обследование, непригодные по состоянию здоровья и так далее.
— Как много у нас желающих связать свою дальнейшую жизнь со службой в Вооруженных силах?
— Очень много. Наряд по военным училищам мы выполняем. В прошлом году, к примеру, поступили 60 человек. В этом мы еще не получили запросы. Кроме того, 100 человек ежегодно призываются от нас по контракту.
— Что, по-вашему, изменило за последние годы отношение молодежи к армии?
— Вы же сами видите, что сейчас в армии совершенно иное техническое оснащение, обеспечение, отношение к солдату. Если в Советском Союзе кто-то готовился как воин по самым высоким требованиям, а кто-то, чего скрывать, только белил, красил, прибирал территорию, выращивал свиней и т.д., то теперь — сугубо боевая, физическая и профессиональная подготовка.
— А куда крымских парней направляют служить сегодня?
— По всей России — от Владивостока до Калининграда. Наши ребята также выполняли свой интернациональный долг в Сирийской Республике. Так, сержант Александр Сириченко и рядовой Ян Иванченко вернулись оттуда с наградами — медалями «Участник военной операции в Сирии».
— Как много желающих служить среди крымчанок и какие к ним предъявляются требования при призыве?
— Желающих хватает. Причем заявления на отбор приходят регулярно. Требования такие же, как к молодым людям. По контракту же берем на службу только в том случае, если воинская часть дала на них отношение. Одно скажу: желающих служить среди представительниц прекрасного пола гораздо больше, чем заявок на них.
— Какими бы словами вы закончили нашу предпраздничную беседу?
— Всех мужчин хочу поздравить с Днем защитника Отечества! Особенно тех, которые сегодня служат — отдают почетный долг Родине, а также являются вольнонаемными в воинских частях: это и их профессиональный праздник. Поздравляю также дорогих нам женщин, служащих в рядах Вооруженных сил! В первую очередь, конечно, хочу пожелать здоровья вам и вашим семьям. Успехов. А самое главное — это мирного неба над головой. С праздником!
Беседовал Лев ДАНСКОЙ.
Фото Sergey KOTT и из архива военного комиссариата Евпатории.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 7(19354) от 22.02.2019 г.