Крым всегда был уголком, который привлекал художников со всего света как лучшее место для работы на пленэре. Евпатория — город с многовековой историей. Здесь каждая улочка наполнена южным солнцем. Сочные синие тени, приветливые загорелые лица, морской бриз и крики чаек, старинная архитектура и множество легенд… Какой живописец сможет удержаться? Известный крымский художник, дизайнер, мастер декоративно-прикладного искусства, преподаватель высшей категории детской художественной школы имени Ю.В. Волкова Иван КУДРЯВЦЕВ в беседе с корреспондентом «ЕЗ» рассказал о перспективах развития крымской живописи и раскрыл секрет простого, но действенного способа успеть сделать все задуманное вовремя, а главное — качественно.
— Иван Иванович, существует мнение, что живопись помогает формировать личность. Как вы считаете, верно ли это утверждение?
— В преподавательской деятельности я придерживаюсь мнения, что искусство, будь то живопись, музыка или литература, это тот фундамент, на котором строится мировоззрение личности, происходит становление культурной самоидентичности. Воспитывая ребенка, необходимо много читать, объяснять, показывать. Художнику можно совмещать работу и прослушивание аудиокниг. Своим ученикам по возможности включаю записи русских классиков или читаю сам, много объясняю, но лучше всего — личный пример.
— Вы сказали о живописи, музыке и литературе, но почему не включили в этот список кинематограф и фотографию, ведь это тоже формы искусства?
— Согласен, качественный кинематограф — это также форма искусства, однако, чтобы достичь максимального результата в формировании личности, как я уже говорил, все эти аспекты должны работать одновременно и сообща, не диссонируя, а дополняя друг друга. То же самое относится и к фотографии, и к другим формам искусства.
Но вернемся к живописи. В ней достойное произведение будет жить много лет и, скорее всего, переживет своего автора. Картина — это запечатленный момент, однако нельзя забывать, что при создании полотна автор обязательно добавит тот образ и те эмоции, которыми наполнено его сердце. Это может быть всего лишь легкое состояние, вуаль, оттенок, а может быть буря эмоций, выплескивающихся через край его души, — в любом случае в работу художник обязан вкладывать очень много себя. Но для этого нужно иметь в себе самом то, что вкладываешь в творчество. Если посмотреть на палитру, она вовсе не впечатляет: просто краски, перемешанные между собой. А ведь в искусстве, будь то книга, музыка или картина, важен, в первую очередь, именно автор, его профессионализм, его взгляд на мир. То, как он применит эти перемешанные краски. И если все так, работой можно достучаться до сердца каждого.
— Правда ли, что искусство не принадлежит автору?
— Как только автором поставлен последний штрих, работа отправляется в свободное плавание, у нее начинается своя жизнь — как у детей, когда они уезжают из отчего дома. Именно поэтому я всегда советую своим ученикам прикладывать все силы и внимание к тому, что они делают, сосредоточенно обдумывать и анализировать любую работу.
— Как можно было бы разнообразить крымское искусство?
— Необходимо признаться: у меня есть определенная боль в сердце, потому как Крым и Евпатория в творчестве великих мастеров присутствуют лишь как пленэр, то есть кратковременные этюды на состояние. А вот глубоких, сюжетных, исторических жанровых картин очень мало. Исключение — батальная живопись. Ведь исторические полотна — это живое напоминание потомкам, это важнейший педагогический материал, а главное — это зримые образы, остающиеся в памяти людей на всю жизнь, формирующие отношение к истории своей Родины. Привлечь художественное направление, работающее в историческом жанре, в наш город и Крым считаю одной из главных своих задач.
Вообще Крым — это величайшее наслоение культурных пластов, традиций, истории, здесь собрано столько всего, что молчать об этом художнику грешно. Горы, леса, побережья, степи — абсолютно все пропитано историей, хранит память о судьбах удивительных людей. Писателям, опираясь на документы, можно писать здесь не только стихи, но и многотомные романы. Музыкантам — сочинять. Сейчас у нас появились возможности расти и развиваться во всех отраслях, в том числе и в плане обмена опытом. Как никогда нам необходимо привлекать мастеров со всей России, которые бы создавали здесь свои произведения, а также делились опытом и прославляли в своих работах наш прекрасный Крым.
— Что вдохновляет вас на создание очередного шедевра?
— По сути своей, что такое вдохновение? Идея, труд, усердие — вот двигатель искусства. Да, все мы люди, и у каждого из нас есть любимые, семья, дети — они неиссякаемый источник энергии. Для меня вдохновение — это приобщение себя к чему-то высокому, глубокому и настоящему, будь то вера или жизнь. Сейчас есть Интернет, и практически любую информацию, книгу, лекцию или документ можно найти без труда. Оперируя ими, стараюсь полученные знания по максимуму использовать в своей работе. Конечно, вдохновляет живое общение, интересные люди, старинные книги…
— У вас достаточно большой список увлечений. Как вы все успеваете?
— Это самый часто задаваемый мне вопрос. Я просто не тороплюсь. Есть замечательная фраза: «Если хочешь сделать работу достойно, не нужно стараться сделать ее быстро». Любой вид деятельности, будь то живопись или создание мебельного эскиза, проект или преподавание, требует стопроцентной отдачи. Чтобы успеть сделать большой объем работы, необходимо заниматься ею каждый день полчаса, час, но регулярно — и все получится. Второй способ все успевать — выработать привычку. Конечно, сначала это очень сложно и необходимо себя заставлять через силу, но позже организм уже сам просыпается за несколько минут до будильника, а рука тянется включить аудиокнигу. Определенно нельзя сваливать всю работу в кучу, то есть в день делать несколько дел одновременно: в таком случае ничего хорошего не выйдет.
А вообще мой самый лучший распорядок дня — это когда с утра и до вечера я веду один проект, например, занимаюсь мебелью или полотном.
— Насколько для вас важно, чтобы ваши ученики добивались высоких результатов?
— Для меня главное не профессиональное стремление к идеалу, а формирование многогранной личности, которая будет жить, творить, созидать, воспитывать своих детей с высокой культурно-нравственной планкой. Ведь главная задача преподавателя — сформировать мировоззрение Человека с большой буквы, а где он реализует себя как профессионал — это его личный выбор. Сегодня ребенок, а завтра — гражданин, и именно он будет формировать будущее нашей страны, ее идеологию.
Беседовала Мария ГЛАВАЦКАЯ.
Фото из архива Ивана Кудрявцева.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №3(19350) от 25.01.2019 г.