Сортировка
…Все началось с обычной встречи с приятелем:
Я: Привет, как дела, здоровье?
Он: У меня-то нормально, а вот у жены давление скачет. Недавно пришлось неотложку вызвать — думал, не дождусь… Приехали наши доблестные медики часа через два. Представляешь, зашли в квартиру — обувь не сняли и даже руки не помыли, какой-то ваткой их протерли и все! Ну хоть жену в чувство привели быстро. И на том спасибо, но осадок, сам понимаешь, остался.
Я: А может, не стоит так строго судить. На самом деле их работа гораздо сложнее, чем кажется, поверь.
Он: Да уж! После визита «скорой» мы с женой имели возможность убедиться в их «сложностях»! Выглянул в окно, а под ним та же машина стоит, что к нам «примчалась» — ехать никуда не собирается. Можно подумать, что помощь больше никому не нужна. Тоже мне, спасатели жизней! Уровень оперативности прямо зашкаливает!..
…И тут я понял, что не смогу объяснить в двух словах всю многогранную специфику работы этого механизма — скорой медицинской помощи. Мне самому довелось там достаточно потрудиться водителем и ощутить, каково это — спасать жизни. Ясно одно: большинству заболевших действительно непонятно, почему «скорую» ожидать приходится так долго, почему врачи не снимают обувь на вызове и иногда вынуждены сидеть в машине после посещения больного… И, как говорится, на каждый роток не накинешь платок… Стало обидно за бывших коллег. Поэтому, как когда-то Ватсон стал писать о заслугах Холмса, я хочу рассказать о том, что в действительности представляет собой скорая медицинская помощь. Поверьте, моего опыта хватит не на одну публикацию. И когда вы прочитаете мои заметки, возможно, полюбите моих героев так же, как люблю их я.
Много историй мне довелось услышать еще от своего дедушки, который проработал на Евпаторийской станции скорой помощи не один десяток лет. И поскольку я с детства мечтал стать писателем, то мой порыв рассказать о буднях моих друзей-медиков как бы изнутри — прекрасный повод воплотить свою мечту. К тому же, это будет не роман или серия статей в газете. Я напишу для вас сериал. Его герои — живые люди, настоящие или бывшие сотрудники «скорой». Имена, естественно, будут изменены, но события — достоверны, взяты из реальной жизни нашего города. Итак, поехали…
Мой дедушка — бывший водитель станции скорой медицинской помощи, всегда с такой признательностью рассказывал о диспетчерах, что внушил и мне искреннее уважение к ним. Один из диспетчеров, лучший друг старика, в молодые годы работал там фельдшером. Любили они заглянуть в свое трудовое прошлое. О сложных ситуациях и спасенных людях рассказывали почему-то без всякого пафоса, почти буднично, и чаще с юмором! А какие были захватывающие истории… Ох, люблю я с темы свернуть. Хотя…
Знаете ли вы, почему диспетчеров «скорой» в медицинской среде называют «сортировкой» или «первичным фильтром»? Прежде всего — это медики с большим стажем работы в системе скорой медицинской помощи. Они знают город не хуже опытных таксистов. Услышав адрес, моментально воспроизводят в памяти нужный дом, с какой стороны расположен подъезд или где находится именно то дерево, под которым лежит человек, нуждающийся в помощи. Нередко такой специалист, при наиболее полном описании симптомов, по каким-то одному ему известным признакам вспоминает пациента и его диагноз, а объяснить это явление позже — не может…
В общем, когда разговоры с дедушкой начинались о диспетчерах — засыпали мы под утро. Так какой он, человек, которому мы звоним в отчаяньи?
Главное — терпение и выдержка
Сотрудники порой много раз за смену испытывают стресс из-за звонков, мешающих их работе.
К примеру, регулярно надоедают так называемые пациенты-«хроники» (для них даже заведен специальный журнал с указанием адреса, ОМС и фамилии). Это престарелые люди, которым бывает очень одиноко. Они чаще других вызывают «скорую», требуя или умоляя приехать якобы для оказания медицинской помощи. Диспетчеру всегда должно хватать терпения и уважения к каждому человеку, чтобы в двадцатый, а потом и в сотый раз вежливо ответить на подобный звонок.
Есть пациенты, которые не хотят идти в поликлинику, стоять в очереди или дожидаться дома участкового врача. Скажите, ведь вы с такими хитрецами и сами знакомы? Конечно, «скорая» приедет быстрее, но она не должна заменять плановый прием. Так что прежде чем набрать 103, лишний раз подумайте: не забираете ли вы столь дорогое время у тех, кому это действительно важно.
Хватает и торопыжек, которые нетерпеливо, а иногда истерично, вновь и вновь названивают, рассчитывая таким образом ускорить приезд бригады. В такие минуты важно сжать волю в кулак и постараться успокоить больного.
Отвлекают и раздражают ложные вызовы, совершенные детьми для развлечения.
А чего стоят иностранцы, говорящие по-испански или по-немецки? Но и с ними диспетчеры пытаются общаться на иностранном языке.
Не легче и с отдыхающими, которые не знают улиц города: ведь любое непонимание вызывает задержку в оказании помощи и в критических ситуациях может плохо закончится…
Вне зоны доступа
«Зачем вы меня допытываете? Я вам вызов делаю…» — самая частая фраза, которую слышат диспетчеры. Люди возмущены необходимостью назвать личные данные, не понимая, что это обычная информация, обязательная для констатации вызова.
Диспетчеры, разговаривая по телефону, одновременно проводят вызов по всем системам его регистрации, как в журналах, так и в компьютерной базе. Каждый из множества заполненных документов — это регистрация информации о внесении в систему обязательного медицинского страхования, информация для лечащего врача, а в некоторых случаях и для выдачи справок об обращении, это также надежные сведения для силовых структур.
По своему опыту знаю, что у телефона 103 находятся люди, которые могут по голосу, интонации, манере общения поставить предварительный диагноз и направить соответствующую бригаду. Работник этой сферы старается максимально точно оценить ситуацию, предположить, что именно угрожает здоровью или жизни. Это помогает бригаде определиться с препаратами, которые нужно дополнительно взять к больному. Вдруг что-то пригодится? Вот почему, совершая звонок, необходимо максимально четко рассказать о состоянии человека и ответить на все вопросы диспетчера. Ему важно знать как можно больше деталей о самочувствии пациента. Сотрудник может давать рекомендации к оказанию первой помощи. Также в его обязанностях — принять пациента в ожидании врача, уехавшего на вызов, когда больной сам пришел на станцию «скорой».
Бывает, сложности возникают при взаимодействии структур. Предположим, если человек говорит, что ему плохо и он чувствует запах газа. Диспетчер должен переосмыслить ситуацию и при необходимости вызвать МЧС, так как «скорая помощь» — один из пунктов получения и передачи информации для Единой диспетчерской службы города. Так однажды Володя (я вам о нем еще расскажу) предупредил катастрофу.
Во время летнего сезона бригады «скорой» в целом выезжают около двухсот раз в сутки, а вызовов в диспетчерскую службу в два раза больше, — это я недавно из местных новостей узнал.
Не секрет, что наша телефонная связь часто дает сбой. Разговор может внезапно прерваться, но сотрудники «скорой» все равно отправляют бригаду, чтобы перестраховаться. Случается, что она не может найти человека, находящегося на трассе, так как его мобильная связь не доступна в нашем регионе. Также сложностью являются вызовы в дальние поселки. Наши бригады выезжают не только в Евпаторию, но и в Сакский район, включающий множество небольших сел. Бывает, человек плохо знает район, в котором находится. Так, помню, наша Люся вела машину «скорой» поддерживая телефонный контакт с пострадавшим. И это — глубокой ночью... Больной не знал ни дома, ни улицы, но, как обычно, его нашли по рассказу...
Поговорим начистоту
Многие считают, что скорая моментально должна появиться после звонка… На самом деле, диспетчеры определяют, экстренный это или неотложный вызов. В первом случае — эпилепсия, беременность, ножевое или огнестрельное ранение, травма головы, потеря сознания, дети до одного года, все ситуации, когда человек не дышит или тонет. Если произошло ДТП, то человек с болью в горле и температурой — на втором месте. Под неотложными вызовами подразумеваются ситуации, которые не повлекут за собой летальных осложнений. В таких случаях бригада должна прибыть на место в течение двух часов. В процессе работы станции скорой медицинской помощи задействованы абсолютно все ее сотрудники. Как бы ни было трудно, постарайтесь понять — диспетчеры умеют различать вызовы по экстренности и отправлять бригаду, куда нужно. Не только ваш вызов самый главный.
Как говаривал мой дед: «Хороший диспетчер, внучок, это половина успеха бригады на вызове».
Из юности помню, как дед взял меня с собой на работу. Сразу же зашли в диспетчерскую. Ее работники удивили абсолютным спокойствием в то время, как им сообщали о ребенке, получившем термический ожог. Как удается им сохранить выдержку? Женщина, улыбнувшись, ответила, что валерьянку не принимает… Чем крепче нервы, тем лучше результат.
Знаете, врачи — такие же люди, как и мы. Нормальные люди всегда найдут общий язык.
Важно помнить
Современная мобильная связь предлагает нам огромное количество привилегий, среди которых самой важной является возможность связаться с родными и близкими в любой удобный момент. Еще одно преимущество — быстрый вызов экстренных служб. К сожалению, многие люди не знают, как вызвать скорую помощь с мобильного телефона. Однако это очень просто.
Всем, кому никогда не приходилось вызывать экстренную службу, можно только позавидовать. Но в том случае, если у вас вдруг возникла острая необходимость в помощи медиков, привычный номер 03 не поможет. Сегодня для вызова скорой помощи используется номер 103, который действителен и для мобильных телефонов. Дополнительные знаки и цифры набирать не требуется.
Кстати, важно помнить и то, что на номера скорой помощи или других экстренных служб можно звонить даже тогда, когда в телефоне отсутствует сим-карта. При этом все звонки с мобильного совершенно бесплатны.
БЫЛИНЫ И БАЙКИ
«О-о-о, праздники мы не любим, особенно где много наливают»
Откровенно говоря, эта фраза надолго отложилась у меня в памяти еще с детства. Дед часто ее повторял. Сегодня, как и в те времена, сотрудники экстренных диспетчерских служб недолюбливают массовые мероприятия и праздничные дни. Во-первых, количество звонков кажется бесконечным, а во‑вторых, выводят из равновесия люди, звонящие в состоянии алкогольного опьянения. Такие «доброхоты» не могут ни толком объяснить, что случилось, ни четко произнести адрес, фамилию, возраст пациента. Бригады вынуждены задерживаться для выяснения.
Вот один из многочисленных примеров.
В Новый год нетрезвой дочери пришлось вызывать маме «скорую»: она набрала номер и молчок… Оказывается, девушка даже телефон к уху не приложила. В итоге докричался-таки диспетчер Володя. И вот какой интересный у них состоялся разговор:
— Алло-алло «скорая»? Бегом сюда.
— Куда сюда?
— …, — с трудом Володя расшифровал ее невнятные объяснения. Дальше — больше.
— Фамилия больной?
— Мам, у тебя какая фамилия? А… Фролова.
— Год рождения?
— Ну-у, 1991.
— Девушка, это, скорее, ваша дата рождения.
— А-а-а… Мам, у тебя какой год рождения? …1962-й.
Надо сказать, что даже Володя, обладающий удивительным спокойствием, к концу этого разговора заметно нервничал…
А вот еще одна история из серии «дочки-матери». Случилась она во время Люсиной смены. Звонок…
— «Скорая»? Моя мама поскользнулась в ванной и, кажется, сломала ногу. Приезжайте на проспект Ленина, дом 50, квартира 267.
— Прошу прощения, такого номера квартиры быть не может.
— Вы что себе позволяете? Я что, собственного адреса не знаю? Человеку плохо, а вы время тянете.
Позже выяснилось, что девушка просто перепутала свой московский адрес с адресом евпаторийских родственников. Зато успела нагрубить и сама затянула время. И это на «скорой» — обычное дело: так поступают многие.
Диспетчеры — одни из самых выносливых людей, которые действительно преданы своей профессии. Сотрудники говорят о своих буднях с улыбкой и любовью, шутя: «Уходишь с работы и не хочется уже ни с кем разговаривать». Вот и Володя, бывает, в свой выходной день отвечает на звонок домашнего телефона «Скорая помощь слушает….»
Ну, как-то так…
Роман АВДЕЕВ.
Следующая серия «Гонки за выживание» — в одном из ближайших номеров «ЕЗ».