Собственник, житель… В чем, собственно, разница?

Участие гражданина в деле общественного самоуправления — его право, закрепленное законодательно, и условие для успешного пресечения различного рода злоупотреблений должностными лицами. Осознание истины — наши проблемы, нам их решать — и нам переводить стрелки от системы жалоб во «всемогущие органы» к необходимости создания структуры действенного общественного контроля.

ЖКХ — наша «экологическая ниша»

Не будет большим преувеличением вывод о том, что «жизнь — ЖКХ, а люди — борцы за комфортные условия». В кратком цикле предыдущих публикаций на тему реформирования жилищно-коммунального хозяйства были изложены некоторые положения жилищного законодательства и мнение специалистов на тему «как нам обустроить отношения между собственниками помещений многоквартирного дома и управляющей компанией». Теперь мы «вышли на улицу»: обустройство комфортных условий становится задачей всех жителей, жильцов многоэтажек и строений «на земле».

Новое, трудное, но перспективное дело для жителей территорий — научиться принимать управленческие решения под свою ответственность. Правовая база для этого существует — на федеральном уровне и на местном (положения закреплены в 22-й статье устава города). Остается самое малое — проявить инициативу и после приобретения опыта по управлению общим имуществом многоквартирного дома выйти на следующий уровень — создать структуру ТОС (территориального общественного самоуправления).

Необходимость сделать добровольно и по своей инициативе этот шаг к «самостоятельности» диктует реальность: любые жалобы «на самый верх» не достигают цели, то есть исправления ситуации, они возвращаются на местный уровень управления и могут быть причиной долгого и нерешаемого конфликта интересов разных сторон. А если проблема существует, ее ведь надо решать!

Участие собственников помещений МКД в системе самоуправления домами дает возможность получить опыт и перейти к системе самоуправления территорией — своего микрорайона, квартала, поселка как части муниципального образования. Общественная структура — реальная сила. Она может влиять на принятие решений по многим важным вопросам местного значения, в том числе благоустройства территорий. Игнорировать деятельность ТОС никто не может — должностные лица обязаны не только рассмотреть предложения общественников, но и ответить в установленные законодательством сроки.

Благоустройство территории — это очень больной вопрос, он касается не только создания зон отдыха или озеленения, но и реконструкции дорожной сети, обустройства парковок, и все решения по этим аспектам жизни МОГУТ решаться не просто при участии, а при реальном и действенном контроле со стороны жителей. Поэтому создание ТОСов — дело добровольное, но безальтернативное, иначе при возникновении проблемы «простой человек» не будет иметь инструмента для воздействия на ситуацию, и придется по старинке отправлять ходоков с челобитными, да с небольшим толком для дела…

В объединении — сила

Простая фраза на разных языках стала даже национальными девизами многих государств, от Бельгии до Анголы… Индивидуальные жалобы в системе отношений гражданина и государства рассматриваются в индивидуальном порядке. Нет работающего принципа ПРЕЦЕДЕНТА, поэтому для решения конфликтов на более-менее значительном уровне необходимо создание территориального общественного самоуправления. Может быть, сегодня это не всем кажется очевидным, но пройдет некоторое время…

Мнение организованной общественности может быть или учтено, или — мотивированно отклонено при планировании обустройства территории. Оценка предложения должна быть проведена в обязательном порядке. Для реализации предложений законодательством предусмотрены несколько путей финансового обеспечения проектов: во-первых, самофинансирование, во-вторых — привлечение средств грантов, программ финансирования, меценатов, в-третьих — привлечение ресурсов бюджетов всех уровней.

Организация граждан — жителей определенного района дает колоссальные преимущества. Программно-целевой метод формирования бюджета предусматривает, что «попадание в программу» обеспечивает стопроцентный выигрыш: не хватит средств для претворения в жизнь ваших проектов на местном уровне — поможет региональный бюджет, а если и там средств недостаточно, законодательством предусмотрена возможность бюджетного трансферта из «закромов» федерального уровня.

Права граждан закреплены соответствующими статьями законодательства. Если вы не используете ваши возможности — это ваша проблема. К сожалению, никто не будет подталкивать к созданию ТОС специально. Вы наверняка слышали образец «чиновничьего юмора»: «Вы не просили, мы и не отказывали…», и таких образцов много, а народная мудрость одна: «Под лежачий камень вода не течет».

Вывод

Научились управлять домами — приступайте к управлению территорией. Главное — перебороть неуверенность первооткрывателя нового дела. На «одной территории» создается один ТОС. Границы ответственности ТОСа зависят от количества жителей и решений городского совета. Положение о формировании этой структуры необходимо изучить перед началом реализации общественной инициативы. Часто собрание проводится в форме конференции — ведь число жителей, вовлеченных в управление «своей территорией», может быть достаточно велико (например, две тысячи человек). Все или даже чуточку более пятидесяти процентов жителей такого района ни в какой зал не поместятся, поэтому в режиме конференции будут работать их делегаты.

Если вы уверовали в необходимость создания системы общественного контроля и реализации предложений по обустройству территорий — обращайтесь по всем оргвопросам в отдел по развитию форм участия населения в местном самоуправлении администрации города Евпатории. Телефон — 3-04-71. Рекомендации по созданию ТОС обязательно помогут вам в работе.

ТОС действует как НКО (некоммерческая организация) на непрерывной территории, без чересполосицы, он может формироваться в рамках привычного для всех жителей избирательного округа. Основной «вид деятельности» ТОСа — социальный аспект, однако не исключена и хоздеятельность. Правовая база по этому вопросу исключительно интересна не только благодаря открывающимся для населения возможностям в прямом участии при решении проблем обустройства территории. С трибун сейчас много говорится о различных «социальных лифтах». Откуда берутся кандидаты в депутаты все уровней? Из горнила общественной жизни! А система ЖКХ в период реформирования — это (возможно) самый короткий «путь в политику», от управления домом к управлению территорией — и далее открыт путь в большую политику.

Город — это большое общежитие, а жизнь в нем — компромисс, так говорят умные люди. Горожанам ОЧЕНЬ нужны активисты, ради своей карьеры готовые служить обществу, а для начала — помочь реформировать ЖКХ.

Андрей БОНДАРЬ,журналист и один из собственников помещений в многоквартирном доме, — по результатам беседы с председателем комитета Евпаторийского городского совета по вопросам жизнеобеспечения, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Борисом НАЗАРОВЫМ и председателем Общественного совета по вопросам ЖКХ городского округа Евпатория Михаилом КАЦЕМ.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №12 (19234) от 17.02.2017 г.






Актуальные новости


Военная служба по контракту
График плановых отключений на декабрь 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в декабре 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Единовременная выплата при заключении контракта

Участники СВО – граждане с активной жизненной позицией. Сегодня настоящий патриот – это тот, кто сделал сознательный выбор, не остался в стороне и принял решение поступить на военную службу по контракту для защиты своей страны.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции






Рубрики новостей