Участие гражданина в деле общественного самоуправления — его право, закрепленное законодательно, и условие для успешного пресечения различного рода злоупотреблений должностными лицами. Осознание истины — наши проблемы, нам их решать — и нам переводить стрелки от системы жалоб во «всемогущие органы» к необходимости создания структуры действенного общественного контроля.
ЖКХ — наша «экологическая ниша»
Не будет большим преувеличением вывод о том, что «жизнь — ЖКХ, а люди — борцы за комфортные условия». В кратком цикле предыдущих публикаций на тему реформирования жилищно-коммунального хозяйства были изложены некоторые положения жилищного законодательства и мнение специалистов на тему «как нам обустроить отношения между собственниками помещений многоквартирного дома и управляющей компанией». Теперь мы «вышли на улицу»: обустройство комфортных условий становится задачей всех жителей, жильцов многоэтажек и строений «на земле».
Новое, трудное, но перспективное дело для жителей территорий — научиться принимать управленческие решения под свою ответственность. Правовая база для этого существует — на федеральном уровне и на местном (положения закреплены в 22-й статье устава города). Остается самое малое — проявить инициативу и после приобретения опыта по управлению общим имуществом многоквартирного дома выйти на следующий уровень — создать структуру ТОС (территориального общественного самоуправления).
Необходимость сделать добровольно и по своей инициативе этот шаг к «самостоятельности» диктует реальность: любые жалобы «на самый верх» не достигают цели, то есть исправления ситуации, они возвращаются на местный уровень управления и могут быть причиной долгого и нерешаемого конфликта интересов разных сторон. А если проблема существует, ее ведь надо решать!
Участие собственников помещений МКД в системе самоуправления домами дает возможность получить опыт и перейти к системе самоуправления территорией — своего микрорайона, квартала, поселка как части муниципального образования. Общественная структура — реальная сила. Она может влиять на принятие решений по многим важным вопросам местного значения, в том числе благоустройства территорий. Игнорировать деятельность ТОС никто не может — должностные лица обязаны не только рассмотреть предложения общественников, но и ответить в установленные законодательством сроки.
Благоустройство территории — это очень больной вопрос, он касается не только создания зон отдыха или озеленения, но и реконструкции дорожной сети, обустройства парковок, и все решения по этим аспектам жизни МОГУТ решаться не просто при участии, а при реальном и действенном контроле со стороны жителей. Поэтому создание ТОСов — дело добровольное, но безальтернативное, иначе при возникновении проблемы «простой человек» не будет иметь инструмента для воздействия на ситуацию, и придется по старинке отправлять ходоков с челобитными, да с небольшим толком для дела…
В объединении — сила
Простая фраза на разных языках стала даже национальными девизами многих государств, от Бельгии до Анголы… Индивидуальные жалобы в системе отношений гражданина и государства рассматриваются в индивидуальном порядке. Нет работающего принципа ПРЕЦЕДЕНТА, поэтому для решения конфликтов на более-менее значительном уровне необходимо создание территориального общественного самоуправления. Может быть, сегодня это не всем кажется очевидным, но пройдет некоторое время…
Мнение организованной общественности может быть или учтено, или — мотивированно отклонено при планировании обустройства территории. Оценка предложения должна быть проведена в обязательном порядке. Для реализации предложений законодательством предусмотрены несколько путей финансового обеспечения проектов: во-первых, самофинансирование, во-вторых — привлечение средств грантов, программ финансирования, меценатов, в-третьих — привлечение ресурсов бюджетов всех уровней.
Организация граждан — жителей определенного района дает колоссальные преимущества. Программно-целевой метод формирования бюджета предусматривает, что «попадание в программу» обеспечивает стопроцентный выигрыш: не хватит средств для претворения в жизнь ваших проектов на местном уровне — поможет региональный бюджет, а если и там средств недостаточно, законодательством предусмотрена возможность бюджетного трансферта из «закромов» федерального уровня.
Права граждан закреплены соответствующими статьями законодательства. Если вы не используете ваши возможности — это ваша проблема. К сожалению, никто не будет подталкивать к созданию ТОС специально. Вы наверняка слышали образец «чиновничьего юмора»: «Вы не просили, мы и не отказывали…», и таких образцов много, а народная мудрость одна: «Под лежачий камень вода не течет».
Вывод
Научились управлять домами — приступайте к управлению территорией. Главное — перебороть неуверенность первооткрывателя нового дела. На «одной территории» создается один ТОС. Границы ответственности ТОСа зависят от количества жителей и решений городского совета. Положение о формировании этой структуры необходимо изучить перед началом реализации общественной инициативы. Часто собрание проводится в форме конференции — ведь число жителей, вовлеченных в управление «своей территорией», может быть достаточно велико (например, две тысячи человек). Все или даже чуточку более пятидесяти процентов жителей такого района ни в какой зал не поместятся, поэтому в режиме конференции будут работать их делегаты.
Если вы уверовали в необходимость создания системы общественного контроля и реализации предложений по обустройству территорий — обращайтесь по всем оргвопросам в отдел по развитию форм участия населения в местном самоуправлении администрации города Евпатории. Телефон — 3-04-71. Рекомендации по созданию ТОС обязательно помогут вам в работе.
ТОС действует как НКО (некоммерческая организация) на непрерывной территории, без чересполосицы, он может формироваться в рамках привычного для всех жителей избирательного округа. Основной «вид деятельности» ТОСа — социальный аспект, однако не исключена и хоздеятельность. Правовая база по этому вопросу исключительно интересна не только благодаря открывающимся для населения возможностям в прямом участии при решении проблем обустройства территории. С трибун сейчас много говорится о различных «социальных лифтах». Откуда берутся кандидаты в депутаты все уровней? Из горнила общественной жизни! А система ЖКХ в период реформирования — это (возможно) самый короткий «путь в политику», от управления домом к управлению территорией — и далее открыт путь в большую политику.
Город — это большое общежитие, а жизнь в нем — компромисс, так говорят умные люди. Горожанам ОЧЕНЬ нужны активисты, ради своей карьеры готовые служить обществу, а для начала — помочь реформировать ЖКХ.
Андрей БОНДАРЬ,журналист и один из собственников помещений в многоквартирном доме, — по результатам беседы с председателем комитета Евпаторийского городского совета по вопросам жизнеобеспечения, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Борисом НАЗАРОВЫМ и председателем Общественного совета по вопросам ЖКХ городского округа Евпатория Михаилом КАЦЕМ.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №12 (19234) от 17.02.2017 г.