Скажем «нет» профнепригодности

В 2014 году по какой-то причине многие евпаторийцы решили, что можно ничему не учиться, а просто взять и стать равноправным партнером управляющей компании…

Почему буксует реформа жилищно-коммунального хозяйства? Почему с собственниками многоквартирных домов (МКД) бывшие работники жэков обращаются по-старому? Отчего непрозрачными остаются расходы средств на содержание ОБЩЕГО имущества многоквартирных домов? Попробуем разобраться!

Есть проблема

В первых двух наших публикациях мы обратили внимание на новизну в отношениях между заказчиком услуг и работ и исполнителем, на важность правильного проведения собрания собственников многоквартирного дома — ​высшего органа управления МКД. Сегодня необходимо подчеркнуть необходимость приобретения правовых знаний и управленческих навыков — ​иначе реформа ЖКХ не пройдет.

Реформирование сферы ЖКХ имеет простую и четкую цель — ​создание атмосферы «комфорта вне квартиры», чтобы на прилегающей территории, в подъезде было столь же уютно, как в «личном гнездышке» каждого собственника части МКД. Не требует объяснений тот факт, что «хотелки» должны обеспечиваться необходимыми (но обоснованными и не чрезмерными) финансами. Значит, считать деньги и контролировать расходы вы должны сами, а какие-то органы местной власти и тем более работники управляющей компании вам ничего делать сверх своих функций не обязаны. Вы — ​собственники, вы — ​хозяева, вы — ​заказчики работ и услуг. Хозяйствуйте! Как же при этом не войти в конфликт с управляющей компанией, которую каждый может подозревать в «нечестной игре»? Только путем создания атмосферы доверия — ​формирование партнерских отношений может уничтожить почву для конфликта. Для этого надо много знать.

Проблема — решаема

Общее собрание собственников МКД — ​высший орган управления домом. На собрании утверждаются постоянные рабочие органы — ​председатель и совет. Для решения частных задач в «больших домах» целесообразно создать комиссии из профессионалов в конкретных сферах. Например, для решения хозвопросов по стоимости материалов, контроля над составлением сметы работ в спецкомиссию приглашают работать экономистов, бухгалтеров, а в комиссию по решению проблем с нарушителями тишины в ночное время или с лицами без определенного места жительства, обустроившимися в подъезде вашего дома, стоит включить профессиональных правоведов, работников правоохранительных органов, людей с юридическим образованием…

Председатель совета — ​центральная фигура. Специалистов с профильным образованием для этой сферы деятельности просто не существует. Там, где выборы членов совета и председателя проходят формально, реформы не идут. Все остается по-старому, в системе координат «жэк — житель». Конечно, председатель — ​это в первую очередь активный гражданин, ответственный собственник, но ему надо многому научиться (причем самостоятельно), чтобы эффективно действовать в новых условиях партнерских взаимоотношений с управляющей компанией (как заказчик работ и услуг).

Надо четко понимать, что функции и председателя, и совета дома не определяются желаниями и «хотениями» участников общего собрания собственников, они определены законом. Организация всей работы по обслуживанию МКД зависит от опыта и профпригодности избранных руководителей — ​председателя и совета.

Для решения проблемы самообразования действуют меры государственной поддержки, например, издана брошюра «Азбука для потребителей услуг ЖКХ». В ней представлена информация о деятельности собственников и формировании отношений с управляющей компанией в самых мелких деталях.

В Евпатории летом 2016 года (когда всем в принципе стало ясно, что сами по себе проблемы реформы ЖКХ не рассосутся) стали создавать новую структуру — ​координационный комитет председателей советов многоквартирных домов по взаимодействию с отдельной управляющей компанией.

Например, одна управляющая компания находится в договорных отношениях с собственниками 54-х многоквартирных домов. Проблемы у собственников — ​сходные. Координационный комитет представляет интересы всех заказчиков работ и услуг и может эффективно находить ответы на все вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью.

Координационные комитеты хорошо зарекомендовали себя и получили поддержку со стороны республиканских властей. Объединение председателей советов отдельных домов решило сразу несколько проблем: можно обмениваться позитивным (и негативным) опытом, совместно находить рациональные решения, координировать планы.

В работе совета дома, других структур по управлению хоздеятельностью самое трудное и важное — ​ясно понимать, от кого чего мы ждем, что находится в компетенции того или иного органа. Без правового обучения в этих жизненно важных вопросах обойтись не получится. Надо штудировать Жилищный кодекс — ​и «жить по нему».

В нашем городском округе создан и действует Общественный совет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Эта структура образована городской администрацией в соответствии с законодательством об общественном контроле. В состав Общественного совета входят руководители координационных комитетов председателей советов домов. Таким образом, обеспечивается связь со всеми многоквартирными домами (а их у нас более семисот), возможность обсуждения и принятие решений по общим проблемам.

Планирование работ по текущему ремонту, создание базы для капремонта, контроль расходования средств собственников, использование общего имущества, уровень платежей на обязательные работы по вывозу мусора, поддержание безопасного для проживания состояния МКД — это прикладные дисциплины, которым надо учиться.

Все ситуации, с которыми столкнулись на практике советы МКД, можно разбить на три категории. В большинстве случаев «все грустно»: собрания провели формально, советы на самом деле не работают, система отношений с управляющей компанией как с ИСПОЛНИТЕЛЕМ работ даже не просматривается. В значительной части МКД пытаются идти по маршруту, сформированному Жилищным кодексом: при методической поддержке, правильном «подталкивании» по определенной законодательством траектории движения вперед у советов МКД все получится. К сожалению, группа МКД, где требуются лишь консультации по отдельным конкретным вопросам, — ​самая малочисленная в городе.

Когда реформируемся?

В таких условиях определение действительного положения дел и разработка программы по обучению председателей советов МКД становятся сверхактуальными задачами. Бич «неподготовленности» сводит на нет все попытки реорганизации жилищно-коммунальной сферы. Надо признать, что само собой и быстро ничего не делается, предстоит напряженная и кропотливая работа. То, что в Евпатории этой проблеме уделяется пристальное внимание, — ​залог успеха в реформировании ЖКХ, в достижении цели — ​создания комфортной среды вне квартиры (в подъезде, на придомовой территории). Конечно, во многих домах общее собрание собственников придется провести заново, председатели должны снова прийти в управляющие компании с выверенными по лекалам закона решениями, обязательно должны быть подготовленные люди — ​управленцы. Сначала на эти «рельсы» станут отдельные дома, потом придет черед органов самоуправления микрорайонов… Сегодня — ​председатель совета дома, завтра — ​политический лидер — ​так выглядит логическое продолжение дела реформы ЖКХ.

С «привычкой» заплатить, сколько написано в квитанции, и НЕ контролировать расходы необходимо покончить. Когда люди увидят, что за меньшие средства можно получить более качественные услуги, спрос на грамотных в правовом отношении председателей советов МКД возрастет невообразимо. Сейчас в Евпатории «учат на председателей»: созданы 10 координационных комитетов, которые объединяют сотни председателей МКД, в Университете третьего возраста создан и успешно работает факультет ЖКХ, а в Республике Крым действует региональное подразделение «Школы грамотного потребителя». Председатель совета МКД, конечно, «доброволец», активист, но он должен стать профессионалом своего дела.

Без общественного запроса на «ученых председателей» в приказном порядке дело реформ не сдвинуть с мертвой точки. Горожане должны на личном бюджете почувствовать заинтересованность в создании органов управления — ​в доме, на улице, в микрорайоне. Быть хозяином непросто, но выгодно и очень приятно.

Андрей БОНДАРЬ, журналист, один из собственников помещений в многоквартирном доме, — ​по результатам беседы с председателем комитета Евпаторийского городского совета по вопросам жизнеобеспечения, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Борисом НАЗАРОВЫМ и председателем Общественного совета по вопросам ЖКХ городского округа Евпатория Михаилом КАЦЕМ.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №6 (19228) от 27.01.2017 г.






Актуальные новости


Военная служба по контракту
График плановых отключений на декабрь 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в декабре 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Единовременная выплата при заключении контракта

Участники СВО – граждане с активной жизненной позицией. Сегодня настоящий патриот – это тот, кто сделал сознательный выбор, не остался в стороне и принял решение поступить на военную службу по контракту для защиты своей страны.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции






Рубрики новостей