«Музыка — душа моя»

Накануне 220летия со дня рождения выдающегося композитора, основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки в Евпаторийском краеведческом музее представили Третий музыкальный журнал. Как нетрудно догадаться, он был посвящен юбилею этого музыкального гения.

«Сусанин» в Евпатории

Программу подготовили сотрудники музея и преподаватели Евпаторийской детской школы искусств. Помимо педагогов ДШИ, в концерте приняли участие ее ученики, а в качестве зрителей — члены Евпаторийской организации Российского общества историков-­архивистов, представители национально-­культурных автономий, жители и гости города.

Вспоминая жизненный и творческий путь Глинки, помимо прочего, сотрудник музея Татьяна Семенищева рассказала о творческих связях композитора с Крымом. К примеру, она обратила внимание на то, что в опере «Руслан и Людмила» можно проследить мотивы крымскотатарских мелодий. Их, как оказалось, композитор услышал от своего друга, великого мариниста Ивана Айвазовского. Как писал Глинка, «три татарских напева» тот наиграл ему на скрипке.

Также Семенищева напомнила, что на открытии Евпаторийского театра в 1910 году прозвучала как раз опера Глинки «Жизнь за царя». Спектакль представили артисты Мариинского театра из оперной труппы под управлением Михаила Ефимовича Медведева. В состав оперной труппы входили оперный бас Платон Цесевич, лирико-­колоратурное сопрано Марта Менцер (Закревская), меццо-­сопрано Марина Скибицкая, лирико-­драматическое сопрано София Друзякина, баритон Сергей Левик, тенор Александр Успенский. В своей речи на церемонии открытия театра городской голова Евпатории Семен Дуван подчеркнул неслучайность выбора произведения.

— Посредством пьес исторического содержания сцена знакомит нас с великими событиями отечественной истории и подвигами народных героев, положивших жизнь за родину, как это мы увидим сегодня в пьесе, которая первой пойдет на нашей девственной сцене, — сказал тогда он.

Партию Сусанина исполнил тогда еще молодой актер оперы Платон Цесевич, которого нередко называли «вторым Шаляпиным». Любопытно, что сам артист на это отвечал: не «второй Шаляпин», а «первый Цесевич». Партию Собинина исполнил руководитель труппы Михаил Медведев.

Открытие театра стало грандиозным событием для Евпатории. «Творилось ­что-то особое, торжественное, праздничное, и с трудом верилось, что находишься в Евпатории, — писала городская газета 24 апреля 1910 года. — Театр создал новую облагораживающую эпоху».

После выступления в Евпатории столичная труппа отправилась «в поездку по Крыму, Северному Кавказу, Донецкому бассейну и т.д.». В программу тех гастролей, помимо оперного шедевра Глинки, вошли другие прославленные русские и зарубежные оперы: «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Демон» Антона Рубинштейна, «Русалка» Александра Даргомыжского, «Фауст» Шарля Гуно, «Кармен» Жоржа Бизе, «Риголетто» и «Аида» Джузеппе Верди.

Из Европы с любовью

В своем творчестве Глинка сумел воплотить лучшие достижения европейской музыки, отбирая в ней то, что оказывалось близким особенностям самобытной русской музыкальной речи и естественно сливалось с нею. Вдохновляясь творчеством современников, Михаил Иванович создал произведения, которые впоследствии стали источником вдохновения для более поздних авторов.

«Музыка — душа моя», — пророчески произнес будущий композитор в 10летнем возрасте и посвятил этому виду искусства всю жизнь, несмотря на общепринятое в то время мнение, что профессия музыканта недостойна дворянина.

В конце 1828 года у Глинки ухудшилось здоровье, и через два года композитор по совету врача направился в Италию. Там он познакомился с выдающимися композиторами Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, изучал технику виртуозного пения бельканто, писал музыкальные пьесы, на которые его вдохновляли знаменитые итальянские оперы, не пропускал театральных постановок и много путешествовал по стране.

Летом 1833 года Михаил Иванович переехал в Берлин, где написал два романса на стихотворения Василия Жуковского и Антона Дельвига, закончил вариацию «Соловья» Александра Алябьева и адаптировал несколько русских песен для игры в четыре руки. Весной 1834го композитор вернулся в Россию, исполненный намерения создать русскую национальную оперу. После долгих поисков сюжета для будущего произведения Михаил Иванович по совету Василия Жуковского остановился на предании об Иване Сусанине. Глинка работал быстро, и к середине 1835 года уже были готовы черновики не только первого и второго действия, но и большая часть всех тем. Либретто для оперы писал на музыку, учитывая ее темп и размер, барон Егор Розен.

К началу 1836го опера была завершена. Вскоре начались репетиции в Санкт-­Петербургском большом театре. Слухи о первой национальной опере скоро распространились по столице, и в театре стали проводить открытые репетиции при полных залах. На один из предпремьерных показов пришел император Николай I. Посвятив произведение самодержцу, композитор назвал оперу «Жизнь за царя». Премьера состоялась в декабре 1836 года.

С песней по жизни

Романсы и песни Глинки давно вошли в золотой фонд русской классической музыки. Песенные произведения композитор создавал на протяжении всей жизни. Он сочинял на стихи современных ему поэтов, многие из его романсов написаны на слова близких друзей — например, Нестора Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор написал вокальный цикл «Прощание с Петербургом», в него вошли романсы «Жаворонок» и «Попутная песня». С этими произведениями участников мероприятия познакомили учащиеся Евпаторийской детской школы искусств.

В 1856 году Глинка уехал в Берлин, где занимался изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений Палестрины и Баха. Михаил Иванович стал первым из светских композиторов, который сочинял и обрабатывал церковные мелодии в русском стиле. Однако эти занятия прервала неожиданная болезнь, которая в феврале 1857 года обернулась смертью композитора.

Олег СЕРГЕЕВ.

Фото Евпаторийского краеведческого музея.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 22(19623) от 7.06.2024 г.






Актуальные новости


Модернизация налоговой системы

Рассказываем евпаторийцам о важных аспектах грядущих изменений, направленных на выстраивание справедливой и сбалансированной налоговой системы.

График плановых отключений на июнь 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в июне 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...







Рубрики новостей