2024‑й объявлен в России Годом семьи. Одинаковых семей не бывает — в каждой есть свои традиции и особенности. О нетипичном выборе образа жизни, семейном обучении, воспитании детей и том, как полноценно реализоваться в роли родителя, не потеряв себя как личность, в интервью корреспонденту «ЕЗ» рассказала поистине уникальная женщина, многодетная мама, мудрая и терпеливая супруга, виндсерфер Любовь Шебеко.
— Любовь, расскажите немного о себе и своей семье.
— По образованию я инженер-экономист. Сейчас работаю HR-менеджером в инжиниринговой компании удаленно. Мой муж Дмитрий в прошлом предприниматель. Вместе мы уже 16 лет, познакомились в Москве, где оба жили и работали. Дочь Димы от первого брака Арина с десяти лет жила с нами. Как обычная среднестатистическая семья, мы работали в офисе, жили в квартире, дочь ходила в школу. Но у меня всегда было непреодолимое желание заниматься моим любимым видом парусного спорта — виндсерфингом, а в Москве это, к сожалению, невозможно.
Так мы начали ездить в Крым, впервые побывали здесь еще в 2009 году. Сначала приезжали втроем в отпуск, на недельку-две, на месяц. Потом нашли в Евпатории серф-станцию, где познакомились со всеми, и стали ездить сюда на более длительное время. Потом купили себе автоприцеп и жили периодически в Крыму, преимущественно в Евпатории, так как катались здесь на станции. Но когда я говорила мужу о своем желании переехать из Москвы, он отвечал, что это невозможно, что мы москвичи и можем жить и работать только в Москве, там все наши дела и родственники, дочка ходит в школу. Единственный вариант был — это поездки в отпуск.
Но не успели оглянуться, как Арина подросла, окончила школу. И мы поняли, что не хотим жить в Москве, продали квартиру и переехали жить в Московскую область, в поселок неподалеку от города Королева, где построили дом. Жизнь там намного комфортнее и человечнее, на мой взгляд, чем в столице. Рядом природа и нет такой кучности людей. Кстати, старший и средний сыновья родились в Москве. Потом мы долго решались и в 2018 году купили участок в Евпатории (тогда же родился наш третий сын, он настоящий евпаториец), и в 2020‑м построили дом и здесь. Евпатория для меня — лучшее место, чтобы жить с семьей, отдыхать, быть активной и радоваться жизни.
Сейчас я работаю, занимаюсь спортом и семьей, а мой муж — музыкой, домом, обучает и воспитывает детей. Очень нестандартно и интересно с ними занимается, делает упор на математику, физическое развитие и английский язык. И много разговаривает о смысле всего, что они изучают, и о практическом применении полученных знаний и навыков в реальной жизни.
— Чем уникальна ваша семья?
— Мы живем на два дома: то в Подмосковье, то в Крыму, занимаемся с мужем виндсерфингом, а наши дети находятся на семейном обучении и всегда рядом с нами, где бы мы ни были, и абсолютно не привязаны к школе. Артему десять лет, он окончил 3‑й класс, Тимофею — восемь, окончил 2‑й класс, а Михаилу шесть лет, поступление только предстоит. Формально они учатся на заочном отделении московской школы, сдают три аттестации в год онлайн. На начальное обучение формулируем самостоятельно задачи так: научить читать, писать, считать, уделять внимание общему развитию, чтобы они умели все делать самостоятельно. Мы очень рады, что можем подходить уникально к воспитанию каждого, имеем возможность не гнать обучение, если, допустим, что-то не получается, а отступить, попробовать другой подход.
У нас свой режим, не школьный. Мы занимаемся каждый день без выходных, каникул и праздников. Но не полдня, как в школе, а несколько часов, потому что у нас нет никаких отвлекающих факторов, и мы очень эффективно это делаем. Распорядок дня позволяет уделить время и обучению, и свободному времяпрепровождению, и получению каких-то новых навыков, и общению со сверстниками.
Еще недавно я думала, что детям нужно поступить в вуз, старалась их нацеливать на это и своей задачей ставила подготовить их к поступлению в хороший бесплатный университет, причем какой-то топовый и желательно технический. А сейчас я понимаю, что счастье абсолютно не в этом и, если дети будут учиться не в вузе, а в колледже — это нормально. А еще я скажу, наверно, вообще страшную вещь: можно даже не оканчивать никакое учебное заведение и нормально жить, заниматься самообразованием, чувствуя себя при этом даже лучше и комфортнее. Примеров таких много, современная жизнь позволяет это сделать.
— Есть ли трудности, с которыми приходится сталкиваться на выбранном вами пути в обучении детей по методам семейной педагогики?
— Наши близкие родственники, как и большинство людей, не видели другой жизни, поэтому они волнуются и постоянно пытаются нас сподвигнуть к тому, чтобы мы отдали детей в обычную школу. Мы и сами так учились и не знали ничего другого. Я помню, как робко узнавала о новом тренде нашего времени, разговаривала с людьми, дети которых тоже находятся на семейном обучении в Евпатории, взвешивала все за и против. Конечно, я боюсь навредить, сделать что-то не так, упустить оптимальное время для освоения ими каких-либо навыков. Это очень ответственно, и мы стараемся держать руку на пульсе их развития. Потому что, действительно, сегодня одна ситуация, а завтра может быть по-другому. Но мы нацелены на то, что начальную школу они точно освоят с нами. Потом хотим нанять преподавателей по основным предметам, а «второстепенные», например, ОБЖ и труд у нас внедрены в повседневную жизнь всегда. Дети шьют, вышивают, готовят, мастерят что-то постоянно. Из минусов — у нас с мужем абсолютно нет времени побыть вдвоем, без детей, когда ты отправил их в школу или в сад на полдня и свободен. Иногда бывает плохое самочувствие или какие-то дела, а с ними обязательно нужно позаниматься. И нас никто не подменит.
— Что вы вкладываете в понятие «воспитание»? Каковы для вас главные принципы воспитания детей?
— Для меня суть воспитания в личном примере. Что бы мы с супругом ни говорили, дети видят, что мы делаем, как мы живем. Для меня очень важно смотреть на вопрос воспитания шире. То есть это не только образовательная составляющая, но и режим дня, режим труда и отдыха, режим питания. Например, я учу детей пить воду, есть полезную еду, постоянно убирать за собой, понимать, что происходит вокруг, проявлять осознанность. То есть объект воспитания — это не их детство, не время школьной учебы и не возраст до 18 лет, а вся жизнь. Когда я их воспитываю, думаю обо всей их жизни. Например, говорю: «Попей воды». Не потому что жарко, а потому что все время нужно соблюдать питьевой режим. И это на самом деле не мелочи, это очень важно: я учу их любви к себе, принятию себя, заботе о себе. Когда мы идем в храм, я им объясняю, что в воскресный день мы уделяем больше внимания духовному, что посещать храм и благодарить Бога за все нужно всегда: и когда плохо, и когда хорошо. Показываю это своим примером, хожу с ними в храм в любые моменты жизни, будучи сама в любых состояниях. И говорю им о гармонии, которую сама обрела путем проб и ошибок: я хорошо себя чувствую физически и ментально, когда работаю мозгами и тренирую тело, чередую разные виды активностей. Воспитание — это объяснять детям какие-то глобальные тенденции, показывать, как это можно на практике реализовать в своей жизни, приводить примеры, но выбор позволять делать самостоятельно.
— Как вам удается находить баланс между работой, семьей, личными увлечениями и при этом оставаться женщиной — живой и наполненной энергией?
— Без расставления приоритетов ничего не получится. Я концентрируюсь на главном и отметаю все лишнее. По важности сейчас все распределено так: семья, работа, спорт и время для себя. Организация моей настоящей жизни начинается с режима: я стараюсь пораньше лечь спать, пораньше проснуться. Очень важна дисциплина: я занимаюсь ежедневным планированием, у меня расписан каждый час и все очень интенсивно. Сейчас раза три-четыре в день я могу съездить на море и сделать четыре-пять подходов к работе. То есть я не отсиживаю с 9.00 до 18.00, но в рабочее время занимаюсь только работой, не отвлекаюсь на соцсети. Я умею организовать свое время очень эффективно. Так я успеваю еще вечером, например, прокатиться на велосипеде одна, сходить на массаж, поехать встретить рассвет в поле или сделать еще что-то полезное для себя.
Между подходами к работе я занимаюсь детьми и спортом. Это помогает переключаться, не перегружать себя тренировками и не уставать сильно с детьми. Мой режим сейчас — это дробление. При этом удается уделить внимание всему и не сгореть, но я очень четко планирую и так же предельно четко все соблюдаю. Я живу в таком плотном графике, как живет, наверное, президент, иначе я ничего не успею.
— Каким вы видите будущее своих детей в нашей стране?
— Да, именно в нашей прекрасной стране. Еще совсем недавно я думала, что счастье — жить в Таиланде. Сейчас я думаю, что счастье — быть в России. Это мой личный выбор, при этом я бы хотела, чтобы мои дети жили там, где сами захотят. У нас с мужем нет никаких ожиданий, чтобы они непременно выучились в хорошем вузе. Пусть у них будет любое образование. Главное — чтобы они были счастливы и жили по душе.
Поэтому о широком спектре возможностей мы стараемся говорить с ними постоянно, знакомить их с какими-то людьми, выезжать в новые места, показывать интересные и познавательные фильмы, читать и обсуждать книги. И стараемся наблюдать за их познавательным интересом, направлять и поддерживать. Глобально я задаю такой тренд: вы можете быть кем угодно, когда вырастете, и делать, что хотите, без оглядки на то, чем занимаются другие люди и ваши родители, и попыток под них подстроиться и быть удобными. Нацеливаю на то, чтобы они расширяли горизонты, видели разные возможности и делали выбор сами. Это и есть главные ценности нашей семьи. Момент взросления и сепарации еще, конечно, впереди, когда они отделятся от нас, родителей, и будут сами принимать решения. Зато мы надеемся, что это будет полноценно их выбор образа жизни, а не навязанный кем-то.
Виктория ТЮРИНА.
Фото из личного архива Любови Шебеко, Sergey Kott.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 23(19624) от 15.06.2024 г.