Предпринимателю

Евпаторийский городской фонд поддержки предпринимательства

Національний форум міст-партнерів ПРООН/МПВСР

GIZ - Сприяння економічному розвитку та зайнятости


Официальные веб-сайты Украины
Официальный сайт Президента Украины  Официальный сайт Президента Украины
Официальный портал Верховной Рады Украины  Официальный портал Верховной Рады Украины
Официальный сайт Кабинета Министров Украины  Официальный сайт Кабинета Министров Украины
Официальный портал Государственной службы занятости  Официальный портал Государственной службы занятости
Официальный сайт Верховной Рады АРК  Официальный сайт Верховной Рады АРК
   
  Главная  »  Права потребителя
Внимание! Работает «Горячая линия»!
В Управлении по делам защиты прав потребителей в АР Крым организована работа «Горячей линии» по телефону (0652-44-27-48), куда могут обратиться физические и юридические лица по вопросам деятельности Управления, а также потребители и получить консультации по вопросам защиты прав потребителей.
Телефон «Горячей линии» работает в рабочие дни с 9.00 до 18.00 и субботу с 9.00 до 13.00.
Адрес электронной почты Управления по делам защиты прав потребителей в АР Крым (krm_zah@kdst.crimea.ua).

 

В Украине основным законодательным актом, регулирующим отношения между потребителями, с одной стороны, и производителями и продавцами товара – с другой, является Закон «О защите прав потребителей».
Это Закон необходимо знать каждому гражданину, т.к.он дает возможность грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свои права.
В соответствии со ст.15 Закона продавец, изготовитель, исполнитель обязаны своевременно предоставлять потребителю необходимую достоверную информацию о товаре (работах, услугах), в доступной форме, которая бы обеспечивала возможность компетентного выбора. Покупатель имеет право (и должен, как цивилизованный потребитель)   требовать от продавца информацию о товаре, который намерен купить. Отказ продавца предоставить полную и достоверную информацию о товаре является неправомерным.
Если Вы имеете желание приобрести сложную бытовую технику (телевизор, холодильник, стиральную машину, радиоаппаратуру и др.), то лучше это сделать в фирменном специализированном магазине, в котором условия продажи обеспечивают всем необходимым для проверки качества товара (розетки для включения в электро- и радиосеть, антенными вводами для демонстрации радиоприемников, телевизоров и других радиотоваров в действии). Работники магазина обязаны в Вашем присутствии проверить качество, комплектность изделий, наличие технического паспорта, гарантийных талонов и сопроводительной документации, предоставить квалифицированную консультацию относительно эксплуатационных характеристик товара, продемонстрировать его в действии.
Прежде, чем что-то покупать, Вы обязательно должны выяснить:
- цену и условия приобретения товара;
- гарантийные обязательства изготовителя;
-правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
-срок годности (службы) товара и сведения о необходимых действиях потребителя после их окончания, а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий;
-адреса изготовителя (продавца) и предприятий, уполномоченных им на принятие претензий от потребителя, а также производящих ремонт и техническое обслуживание.
При покупке технически сложных бытовых товаров проследите, чтобы при оформлении технического паспорта в нем были проставлены дата продажи, название магазина-продавца, подпись материально-ответственного лица, заверенные штампом (печатью) магазина. Вы должны иметь информацию о своих правах в случае приобретения товара ненадлежащего качества и о предприятиях (мастерских), которые осуществляют гарантийный ремонт.
Если во время гарантийного срока необходимо определить причины потери качества товара, продавец обязан в трехдневный срок со дня получения письменного согласия организовать проведение экспертизы товара направить этот товар на экспертизу. Экспертиза осуществляется за счет продавца (исполнителя, производителя). Если в заключении экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи товара потребителю в результате нарушений им установленных правил использования, хранения или транспортировки или действия третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению. При этом потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы. Потребитель, продавец имеют право обжаловать результаты экспертизы в судебном порядке.
Так как купив некачественный товар, потребитель имеет право заменить или вернуть его, при предъявлении документа, удостоверяющего факт покупки, поэтому не отказывайтесь от чеков, всевозможных карт, которые предоставляют вам скидки при следующей покупке, а лучше всего сразу оговаривайте с продавцом вашу ситуацию и возможность обменять или вернуть некачественный товар.
Что делать, когда ваши права нарушены?
Для начала попробуйте обратиться непосредственно к продавцу (администрации предприятий), устно изложив ему свои претензии. Следующим шагом может стать обращение к руководству магазина в письменном виде. Письменное заявление необходимо подать в двух экземплярах с изложением обстоятельств дела и требованиями, согласно Закону Украины «О защите прав потребителей». Один экземпляр заявления с пометкой о принятии (должность принявшего, подпись, дата) остается у Вас. Если ваша претензия не будет удовлетворена продавцом в течение 14 дней или, с согласия обеих сторон в другой срок, то за защитой своих прав вы можете обратиться в инстанции по защите прав потребителей или в суд по месту своего жительства или по месту расположения магазина. По искам, связанным с нарушением прав потребителей, уплата государственной пошлины не взимается.
Если покупатель выбрал, каким образом будет защищать нарушенные права, то необходимо определиться, какие для этого есть доказательства. Запомните, что в соответствии со ст.8 Закона Украины «О защите прав потребителей» требования потребителя рассматриваются после предъявления им расчетного документа (чека), а относительно товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - техпаспорта или заменяющего его документа. Согласно ст.8 Закона Украины «О защите прав потребителей», при продаже товара продавец обязан выдать потребителю расчетный документ, удостоверяющий факт покупки с отметкой о дате продажи. Данное требование необходимо выполнять всем субъектам предпринимательской деятельности независимо от того на каком виде налогообложения они работают (в т.ч. единый налог).


Продажа обуви: маркировка, гарантийные сроки, экспертиза
 
Маркировка обуви. Этикетки для торговли обувью.
Субъектам хозяйствования, которые торгуют обувью, нужно знать правила торговли и требования стандартов, чтобы не иметь проблем с обществом защиты прав потребителей. Требования по качеству обуви, которые необходимо учитывать при закупках обуви, изложены в ДСТУ2158-93 «Обувь. Дефекты. Термины и определения». Согласно ДСТУ 4142:2002 (ГОСТ 7296-2003) «Обувь. Маркировка, упаковка, транспортировка, хранение» обувь должна иметь обязательную маркировку.
Маркировка обуви наносится как на саму обувь, так и на упаковку. Маркировка на упаковке должна содержать следующие данные:
- наименование вида обуви;
- наименование страны-изготовителя;
- наименование фирмы-изготовителя;
- основные потребительские характеристики: цвет; вид материала верха, подошвы и подкладки; размер и полноту; артикул (номер модели);
- для детской обуви – информацию об обязательной сертификации;
- юридический адрес изготовителя (для отечественных производителей – полный почтовый адрес, для импортных – страна, город, электронный адрес или сайт);
- обозначение нормативного документа, по которому производится обувь (для отечественных производителей);
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- дату выпуска (месяц и две последние цифры года наносятся арабскими цифрами);
Маркировка может быть дополнена изготовителем информацией о добровольной сертификации, о знаке соответствия обуви госстандартам, а также другой полезной для потребителя информацией.
Каждая полупара кожаной обуви должна иметь следующие маркировочные обозначения: товарный знак предприятия, размер, полноту, номер модели, фасон, дату выпуска. Маркировка транспортной тары (коробок) дополнительно должна содержать информацию о количестве пар обуви, размерном ряде, дате упаковки и номере упаковщика.
За неправильную или неполную маркировку предусмотрены штрафные санкции для производителя в размере от 17 до 170 грн. (согласно ст.156 Кодекса об административных правонарушениях). А согласно Закону «О защите прав потребителей» за такое нарушение налагается штраф в размере 30% стоимости партии, полученной для реализации обуви, но не менее 85 грн. Для субъектов хозяйствования, которые по законодательству не ведут обязательный учет своих доходов и расходов, размер штрафа равен 85 грн.
 
Гарантийные обязательства продавца обуви
C 1 января 2010 г. установлены новые ГОСТы на обувь – ДСТУ ГОСТ 26167:2009 «Обувь повседневная. Общие технические условия» (ГОСТ 26167-2005). Также действует ГОСТ 26166-84 «Обувь повседневная из синтетических и искусственных кож. Технические условия».
Этими стандартами установлены следующие гарантийные сроки носки для обуви:
- на повседневную – 60-80 дней;
- на модельную – 40-45 дней;
- на резиновую – 90 дней.
Согласно ст. 23 Закона о защите прав потребителей, за реализацию товара, который не соответствует требованиям нормативных документов, установлен штраф в размере 50% стоимости реализуемой партии товара, но не менее 170 грн. Для субъектов хозяйствования, работающих на упрощенной системе налогообложения, размер штрафа составляет 170 грн.
Если проводится сезонная распродажа обуви, то на такую обувь тоже распространяется гарантия, причем гарантийные сроки считаются не с момента покупки, а со дня наступления соответствующего сезона носки.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 19.03.94 г. № 172 установлены и действуют следующие сроки начала действия гарантии:

Ассортимент обуви: Начало исчисления гарантийного срока:

1. Зимний - с 15 ноября по 15 марта.
2. Весенне-осенний - с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября.
3. Летний - с 15 мая по 15 сентября.

В течение гарантийного срока покупатель может предъявить претензии к продавцу, если выявлены дефекты обуви: сквозной износ верха или подошвы; сломан супинатор, произошел разрыв швов; раскол, перелом или отрыв каблука; оседание задника; некачественная покраска внутренней части обуви (из-за которой окрашивается кожа потребителя) или другие недостатки.
При возникновении недостатков в течении установленного гарантийного срока согласно ст.8 Закона о защите прав потребителей покупатель имеет право предъявить продавцу (исполнителю) одно из требований:
- пропорционального уменьшения цены, - бесплатного устранения недостатков в разумный срок,
- возмещения расходов по устранению недостатков обуви.
А при возникновении существенных недостатков:
- обменять обувь на такую же пару или аналогичный товар,
- требовать возврата уплаченной денежной суммы.
Если потребитель обратился к продавцу с претензией, что при носке обуви в гарантийный период появились серьезные дефекты, а продавец считает, что виноват сам покупатель (неаккуратно носил обувь), в таких случаях лучше отправлять товара на экспертизу. В г.Евпатория независимую экспертизу проводит представительство Торгово-промышленной палаты Крыма, расположенной по адресу г.Евпатория, пр.Ленина, 56, тел. (06569) 6-15-09.
В зависимости от результатов экспертизы, если будет установлено, что виноват потребитель в возникновении дефекта, то он возмещает затраты продавца на экспертизу. Если потребитель не согласен с выводом проведенной экспертизы, он может обжаловать его в суде.
Согласно Закона о защите прав потребителей за отказ выполнения законного требования покупателя продавец может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафных санкций, сумма которых равна десятикратному размеру стоимости товара, исходя из цены, действовавшей на момент его приобретения.

 





 




Решения исполкома

Решения совета

Конкурсы

Проекты к обсуждению

Вакансии