В Украине практическая реализация пенсионной реформы связана со вступлением в силу Законов Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении», направленных на постепенное введение трехуровневой пенсионной системы.
Решение проблем пенсионной системы, в частности развитие негосударственного пенсионного обеспечения постоянно рассматривают и анализируют эксперты по пенсионным вопросам.
Ключевые задачи пенсионных реформ в Украине заключаются в обеспечении стабильности пенсионной системы, социальной справедливости в солидарной пенсионной системе и формирование эффективной, надежной системы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Негосударственное пенсионное обеспечение заслуживает особого внимания.
Необходимость внедрения НПО принята сегодня большинством развитых стран. Использование негосударственных источников финансирования пенсий проверено временем и стимулируется государством, поскольку это сокращает количество людей, зависимых от поддержки государства, и создает условия для того, чтобы государство сосредоточилось на пенсионном обеспечении наименее защищенных слоев населения.
Для дальнейшего усовершенствования системы НПО и повышения доверия со стороны ее участников, целесообразными считаются следующие мероприятия:
- введение новых финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов (государственные ценные бумаги, индексированные на инфляцию, инфраструктурные облигации и т.п.) ;
- усиление надзора со стороны государственных органов за деятельностью финансовых учреждений, предоставляющих услуги в системе НПО, с целью недопущения потери пенсионных активов и усиление доверия населения к системе накопительных пенсий;
- обработка возможности направления средств накопительной системы государственного пенсионного страхования в негосударственный пенсионный фонд по желанию и выбору застрахованного лица;
- унификация порядка оценки пенсионных активов, а также определения размера пенсионных накоплений в системе НПО и обязательной накопительной пенсионной системе, введение ежедневного расчета чистой стоимости пенсионных активов и стоимости единицы пенсионных взносов по единой методике;
- приведение программ добровольного пенсионного обеспечения, выполнение которых регулируется отдельными законодательными актами, в соответствие к требованиям Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении»;
- приравнивание порядка налогообложения пенсионной выплаты, осуществляемой единовременно, к порядку налогообложения пенсий на определенный срок, выплачиваемых из негосударственного пенсионного фонда;
- введение международных стандартов инвестиционной деятельности и отчетности для субъектов системы НПО и механизмов корпоративного управления в системе НПО;
- активизация участия работодателей в системе НПО;
- обеспечение разработки и выполнения обязательных профессиональных пенсионных программ для отдельных категорий лиц, занятых на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, дающими право на назначение льготных пенсий, с одновременным осуществлением мероприятий по созданию работодателем безопасных для здоровья рабочих мест.
Успешность пенсионной реформы в целом невозможна без коренного реформирования системы оплаты труда, что предусматривает поэтапное повышение минимального размера зарплаты как непосредственного регулятора минимального пенсионного взноса и объемов фонда оплаты труда.