По рельсам к морю

На днях исполнилось 110 лет со дня соединения Евпатории с Симферополем железной дорогой. В октябре 1915 года завершилось строительство железнодорожной линии от станции Сарабуз (с 1945 года Остряково) до Евпатории.

Сорок лет спустя

Вопрос о соединении Евпатории с основной крымской веткой Лозово-­Севастопольской железной дороги поднимали с 1870х годов. Напомним, что первый поезд на только что открытую железнодорожную станцию Симферополь прибыл в октябре 1874го. Годы шли, а слова, увы, оставались словами. Тем временем слава евпаторийского курорта достигла всероссийского размаха, на полуострове открыли ветки железнодорожного движения на Феодосию и Керчь. Отдыхающие же, которые пребывали в Крым, чтобы оценить прелести евпаторийских купаний и грязелечения, были вынуждены довольствоваться малокомфортным путешествием из Симферополя в дилижансе или на автомобилях. Был еще один, не менее энергозатратный, способ: из Одессы морем. И хотя проектов железной дороги в Евпаторию было предостаточно, авторам последних не удавалось найти источники финансирования для проведения масштабных работ.

С началом Первой мировой вой­ны строительство железной дороги из Симферополя до Евпатории стало делом стратегической важности. Да и памятна была высадка во время Крымской вой­ны на побережье близ Евпатории англо-­французского десанта. Не говоря уже о том, что железнодорожное сообщение существенно облегчало устройство санаториев для раненых, число которых с ходом вой­ны неумолимо росло. Решительным проводником идеи строительства стал таврический губернатор Николай Княжевич.

Приключения трамвая

Между прочим, за полтора года до открытия железной дороги, связавшей города, в мае 1914го, то есть на несколько месяцев раньше, чем в бывшем губернским центром Симферополе, в Евпатории открыли трамвайное движение. Направление первого маршрута, по которому трамвай, кстати, передвигается до сих пор, предложил тогдашний градоначальник Семен Дуван (1870–1957).

Но куда острее для полноценного функционирования курортному городу требовались другие рельсы, о прокладке которых речь велась еще с конца XIX cтолетия. Например, в мае 1898 года Уездная земская управа через начальника губернии ходатайствовала о предоставлении Владимиру Ивановичу Зейлигеру концессии для постройки и последующей эксплуатации рельсового пути с механическим двигателем между Евпаторией и Симферополем. Свое ходатайство управа объясняла тем, что отдыхающие, едущие в летний сезон в Сакскую или Мойнакскую грязелечебницы либо на морские купания в Евпаторию, не могут добраться до места отдыха и лечения из-за отсутствия шоссейной дороги (в дождливую погоду сообщение с Евпаторией по грунтовой дороге и вовсе прекращалось).

Попутно обсуждалась возможность строительства между городами трамвайных путей. В январе 1900 года в Евпаторию, наконец, поступило официальное письмо из Министерства внутренних дел, в котором отмечалось: «Препятствий к утверждению договора с господином Зейлигером быть не может, но необходимо провести изыскания».

Владимир Зейлигер, прибывший из северной столицы в Евпаторию, чтобы начать изыскательские работы, потребовал от Земской управы ходатайства перед губернской администрацией о гарантиях и разрешениях проложить трамвайные пути через тогда еще деревню Саки (чтобы в случае, если государство начнет строительство железнодорожного пути в Евпаторию, тот миновал бы Саки).

Однако и спустя шесть лет проект Зейлигера «к устройству трамвайного рельсового пути между Симферополем и Евпаторией» остался проектом. От предпринимателя потребовали устройства подъездных путей и других атрибутов полноценной железной дороги.

Насущная потребность

К 1913 году строительство железнодорожного пути в Евпаторию стало необходимым не только для туристов: надежная транспортная сеть, соединяющая курорт с общей сетью Российских железных дорог, способствовала бы развитию в городе торговли, транспортировки товаров и созданию в Евпатории коммерческого порта.

Как ни удивительно, не последнюю роль при принятии высочайшего решения о строительстве железной дороги между Симферополем и Евпаторией сыграли лечебные свой­ства грязи Сакского озера. По воспоминаниям председателя Евпаторийской земской управы Семена Дувана, в ноябре 1913 года на приеме в Ливадийском дворце император Николай II признался, что «здоровье цесаревича быстро восстанавливается» и «в значительной степени этому способствовали грязевые ванны, для которых доставлялись сакские минеральные грязи». В ответ на это Дуван попросил государя способствовать строительству железной дороги в Евпаторию.

Постановление Совета министров о постройке железнодорожной линии Сарабуз — Евпатория было высочайше утверждено в апреле 1915 года. За счет кредитов военного времени (шла Первая мировая вой­на) на постройку было ассигновано два миллиона руб­лей, не считая стоимости рельс и подвижного состава. Тогда же стартовали работы. Будущая линия была разделена на три перегона. Как отмечает крымский исследователь Алексей Сенин, в то время как на первом перегоне от станции Сарабуз до станции Княжевичи (ныне станция Яркая) заканчивались земляные работы, на втором они только начинались. По его словам, 20 августа приступили к укладке рельсового пути на первом перегоне.

— Укладка продвигалась вперед со скоростью в среднем одна верста в день, — уточняет специалист.

Ветку длиной 57,2 км построили в три с половиной месяца и открыли 21 октября 1915 года. Примечательно, что в мае того же года на берегу Мойнакского озера открыли Всероссийскую грязелечебницу имени цесаревича Алексея.

В мае 1916го года в Евпаторию пришел императорский поезд. Государь Николай II с императрицей Александрой Федоровной, цесаревичем Алексеем и дочерями великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией прибыли в Евпаторию с визитом, чтобы посетить здешние госпитали и лазареты, поддержать и поднять дух раненных солдат и офицеров.

Курорт начинается… с вагона

В годы Великой Отечественной вой­ны деревянное здание евпаторийского железнодорожного вокзала сгорело. Новое, каменное, станции Евпатория-­курорт, построили в 1953 году. В 1974 году участок Крымского отделения Приднепровской железной дороги от Симферополя до Евпатории полностью электрифицировали, тогда же в город пришла первая электричка.

После воссоединения Крыма с Россией железнодорожный вокзал в Евпатории впервые в своей истории принял тематические «поезда Победы». В частности, к 75летию освобождения города от немецко-­фашистских захватчиков в саму годовщину знаменательной даты на перрон евпаторийского вокзала прибыл «Поезд Победы», маршрут которого проходил по городам Крыма. Ретро-состав включал в себя паровоз, платформу с образцами оружия времен Великой Отечественной вой­ны и вагон-­теплушку. Воспроизвести атмосферу того времени помогли реконструкторы военно-­исторических клубов.

Спустя шесть лет станция Евпатория-­курорт в рамках одноименного всероссийского проекта («Поезд Победы») встретила куда более впечатляющий состав. В его 10 тематических вагонах разместилась первая в мире иммерсивная (с эффектом погружения) инсталляция. Выставку могли посетить все желающие, которым удалось предварительно зарегистрироваться на сайте поездпобеды.рф.

Экспозиция воссоздает историческую действительность с помощью современных технологий: дополненная реальность, объемный звук и театральное освещение реалистичных фигур. В 2023 году музей на колесах, созданный в 2020м, пополнился новым вагоном о военных трибуналах. Благодаря Нюрнбергскому, Токийскому и Хабаровскому процессам весь мир узнал о злодеяниях нацистской Германии и милитаристской Японии. Посетить уникальный поезд можно и удаленно — в режиме онлайн ознакомившись с 3D-туром на сайте проекта.

Кстати

В декабре 2023 года по результатам проведенного Крымской железной дорогой в соцсети «ВКонтакте» голосования железенодорожный вокзал Евпатории был признан самым красивым на полуострове. Всего за это право соревновались восемь станций в Крыму и Севастополе. Евпаторийский вокзал набрал почти 38% голосов. Второе и третье место достались Симферополю (24%) и Феодосии (8%).

— Для многих туристов путешествие в Евпаторию начинается именно с вагона поезда, да и сами евпаторийцы часто отправляются в поездки и возвращаются в родной город на поезде, — отмечает глава администрации Евпатории Александр Юрьев. — И каждого, кто сходит на перрон, встречает самый красивый железнодорожный вокзал Крыма.

Олег СЕРГЕЕВ.

Фото пресс-службы компании «Гранд Сервис Экспресс», с сайта historical-­baggage.ru

и пресс-­службы администрации Евпатории.






Актуальные новости


Внимание, ограничение водоснабжения

С 23-30 18.11.2025 до 20-00 19.11.2025 (ориентировочно) в связи с производственными работами по переподключению участка трубопровода будет ограничено водоснабжение пгт. Заозерное (кроме мкр-на Световой Маяк).

График плановых отключений на ноябрь 2025г.

В связи с плановым ремонтом электрооборудования в ноябре 2025 года в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.  

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...







Рубрики новостей